Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs3.amazonaws.com
1 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2 ДРЕВНИЙ КИТАЙ Культ предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, к знанию); культ Неба (Небо как источник порядка, справедливости и добродетели; император как посланник Неба на земле). ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Обряд жертвоприношения (согласно мифу, мироздание есть результат принесения в жертву вселенского человека Пуруши, соответственно сама жизнь воспринимается как жертвоприношение). ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ
3 СВЯЩЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНДИЯ ВЕДЫ, включившие мифологию, священные песни, торжественные гимны, магические формулы и заклинания. Деление Вед на четыре сборника (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) соответствует четырем ступеням обряда жертвоприношения. КОММЕНТАРИИ К ВЕДАМ: брахманы-тексты, араньяки, Упанишады. КИТАЙ ПЯТИКНИЖИЕ: Книга песен – поэзия, культовые песнопения, мистическое объяснение происхождения вещей; Книга истории –официальные документы, описание исторических событий; Книга порядка – описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм деятельности; идеализация древнейшего периода истории Китая; Книга весны и осени – хроника государства Лу (7-5 века до н.э.); Книга перемен –первые представления о мире, человеке.
4 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ИНДИЯ Общество жестко разделено на 4 варны: брахманы-жрецы кшатрии вайшьи шудры Принадлежность к варне мотивируется действием закона возмездия (кармы). Первоначально брахманы-жрецы, а позднее выходцы из кшатриев положили начало религиозно- философским школам. КИТАЙ В древнекитайском обществе, имеющем определенную социальную иерархию (сословное деление), допускалась возможность повышения социального статуса путем сдачи государственного экзамена. Почетное место в обществе занимают государственные чиновники.
5 ХАРАКТЕР ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ ИНДИЯ Аскетизм, отрицание жизни, акцент на религиозно- детерминированном индивидуальном поведении. КИТАЙ Строгий рационализм и конкретная государственная польза, разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство.
6 НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ ИСТОЧНИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯДРЕВНИЙ КИТАЙ религиозно-мифологическая этико-административная Ведические тексты: мифологические по содержанию, религиозные по предназначению. Еще в Ригведе (примерно 10 век до н.э.) встречаются понятия, основополагающие для всей древнеиндийской философии: - закон возмездия, - колесо перевоплощений, - освобождение души из плена материального. Во-первых, культ предков, способствовавший ослаблению религиозного начала в жизни и, соответственно, усилению рационального начала. Во-вторых, культ Неба как олицетворение порядка, справедливости и добродетели, проводниками которых на земле полагались в государстве – император, в семье – старейший.
7 ПРОЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Все философские учения, за исключением чарваки- локаяты, ориентированы на указание человеку (по сути религиозного) пути (идея которого имеет глубоко мифологические корни), ведущего к освобождению его индивидуальной души из плена сковывающей материальной оболочки и слиянию с абсолютной душой. ДРЕВНИЙ КИТАЙ Почитание истории, традиции, порядка, ритуала, выразившееся в системе основополагающих философских категорий конфуцианства (занимавшего статус государственной идеологии на протяжении значительного периода истории Древнего Китая), таких как Жэнь, Цзюнь-цзы, Ли, И, Дао, Де, сяо
8 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
9 САНСАРА –КОЛЕСО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ
10 ПРАКРИТ И ПУЛЬС
11 БРАХМАНИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ (опираются на авторитет вед) САНКХЬЯ ЙОГА ВАЙШЕШИКА НЬЯЯ МИМАНСА ВЕДАНТА НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ (отрицают авторитет вед) ДЖАЙНИЗМ БУДДИЗМ ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА
12 ДЖАЙНИЗМ Джайнизм проповедует, что каждое существо является индивидуальной и вечной душой и самостоятельно отвечает за свои действия. Постулируется такой образ жизни, когда уделяется наивысшее возможное уважение к каждой форме жизни. Неизменная ценность жизни в каждой форме её проявления, и, как следствие, непричинение им вреда ненасилие (АХИМСА).
13 «ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» БУДДИЗМА страдания правят миром жизнь человека неразрывно связано со страданием уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану существует путь ведущий к нирване
14 Йога делает акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
15 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
16 ШКОЛЫСХОДСТВОРАЗЛИЧИЯ КОНФУЦИАНСТВО Рационально- практическая направленность; акцент на государственной пользе; отказ от личностного в пользу общественного Идея предопределения судьбы Небом; Акцент на моральном убеждении, на силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Следование традиции, знание и добродетели – высшие ценности. ЛЕГИЗМ (фа-цзя) Противопоставление ритуалу (ли) закона (фа). Наказание и страх как средства достижения порядка. Негативное отношение к знанию, особенно к философскому. МОИЗМ Отказ от идеи предопределенности судьбы Небом. Допускается критическое отношение к традиции. Знания должны иметь практическую ценность. ДАОСИЗМ Не имеют сходных идей сходных идей Дао – всеобщий закон и Абсолют, духовный источник всего существующего. Установка на созерцательное отношению к миру, на не-деяние (принцип у-вэй): Отрицание ритуала (ли). НОМИНАЛИЗМ (мин-цзя) В основе учения проблема логического соотношения имен (понятий) и реальности (вещей), решение которой нередко граничило с игрой слов, подменой понятий.
17 ДАО -это символ бытия, первооснова всего сущего. -ДАО рождает ОДНО. - ОДНО рождает ДВУХ -ИНЬ и ЯНЬ. Эти ДВА рождают НЕБО, ЗЕМЛЮ, ЭНЕРГИЮ. ДАО - это правильный Путь в жизни.
18 КОНФУЦИАНСТВО китайское этико-политическое, философское, религиозное учение, основателем которого является философ, историк и государственный деятель Конфуций. китайское этико-политическое, философское, религиозное учение, основателем которого является философ, историк и государственный деятель Конфуций. В II – I в. до н.э. это учение стало государственной религией, в IX в. н.э. одержало верх над буддизмом в Китае, в XI в. – над даосизмом. В II – I в. до н.э. это учение стало государственной религией, в IX в. н.э. одержало верх над буддизмом в Китае, в XI в. – над даосизмом. Конфуцианство – это культовое учение о государстве, о «благородном муже» (элите), о «гуманном правлении», о проблемах нравственности, о почитании власти («сына неба»), родителей, традиций. Конфуцианство – это культовое учение о государстве, о «благородном муже» (элите), о «гуманном правлении», о проблемах нравственности, о почитании власти («сына неба»), родителей, традиций. КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ) 551 – 479 ГГ. ДО Н.Э.
19 Конфуцианство Главный трактат «ЛУНЬ ЮЙ», название которого принято переводить как "БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ"
20 "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости». " Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью"
21 ЛЕГИЗМ Основатель - ШАН ЯН ( г. до н. э.) Трактат "ШАН ЦЗЮНЬ ШУ" ("Книга правителя области Шан")
22 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА: 1. Интересы государства превыше всего. 1. Интересы государства превыше всего. 2. Основное назначение государства - противостоять злому началу человека. Человек - это источник социального зла. 2. Основное назначение государства - противостоять злому началу человека. Человек - это источник социального зла. 3. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. 3. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. 4. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн. 5. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: 5. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) никому не доверять.
23 ДАОСИЗМ Основатель - ЛАО-ЦЗЫ (VI в. до н. э) Основной трактат – "ДАО ДЭ ДЗИН"
24 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: Дао - это естественный ход вещей. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ПРАВИТЕЛЕ: - Он должен быть умным. - Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. Осуждение роскоши и богатства. Восстановление порядков древности. Против правления законов.
25 ЦИ – это энергия взаимодействия ИНЬ и ЯНЬ, которую содержат все вещи, некая пространственно - временная энергия, субстанция. Она энергия, дух, дыхание, жизнь, сила. ЦИ может сгущаться и разряжаться, что символизирует состояние жизни и смерти. ЦИ – это энергия взаимодействия ИНЬ и ЯНЬ, которую содержат все вещи, некая пространственно - временная энергия, субстанция. Она энергия, дух, дыхание, жизнь, сила. ЦИ может сгущаться и разряжаться, что символизирует состояние жизни и смерти. Кто овладел энергией ЦИ, тот приходит к просветлению, т.е познает МИН (вечный закон изменчивости) Кто овладел энергией ЦИ, тот приходит к просветлению, т.е познает МИН (вечный закон изменчивости) Тот кто не познал свою ЦИ, тот умирает на середине неправильного пути в муках, страданиях. Тот кто не познал свою ЦИ, тот умирает на середине неправильного пути в муках, страданиях. СИНЬ – обозначает индивидуальную природу, качество, характер, природу человека и тесно переплетается с МИН СИНЬ – обозначает индивидуальную природу, качество, характер, природу человека и тесно переплетается с МИН ДЕ – проявленная мощь ДАО, которая выражается в добродетели, достоинстве, даровании. ДЕ означает наилучший. ДЕ – проявленная мощь ДАО, которая выражается в добродетели, достоинстве, даровании. ДЕ означает наилучший.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.