Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемniitruda.ru
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Начальник отдела научно-методического обеспечения новых технологий обучения по охране труда, Рябова Виктория Евгеньевна, к. э. н. Москва, 2011 год
2 2 ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д. А. МЕДВЕДЕВА Отечественная экономика должна наконец переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к информации. Отсюда наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Целью модернизации экономики является не сокращение рынка труда, а создание новых, современных рабочих мест. Для модернизации исключительное значение имеют высококвалифицированные кадры. Поэтому важно обеспечить повышение качества образования, сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах. ИЗ ПОСЛАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Цель: защита здоровья работников и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников Одно из важнейших направлений профилактики профессиональных рисков, обеспечения безопасных условий труда - обучение по охране труда, подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда Обучение охране труда создает необходимые предпосылки для достижения главной цели улучшения условий труда – обеспечения безопасных условий труда, сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, поддержания высокой культуры производства
4 4 РОСТРУД РОССИИ О ПРИЧИНАХ РОСТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В 2010 ГОДУ В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в РФ в 2010 году, более 70% занимают типичные причины организационного характера, в числе которых наряду с нарушениями требований безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, были отмечены недостатки в обучении работников безопасности труда и нарушения трудовой дисциплины, составляющие 28,9% от общего числа выявленных организационных причин. К ПРИЧИНАМ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, НАПРЯМУЮ СВЯЗАННЫМ С НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ И КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА, ОТНОСЯТСЯ ПО ДАННЫМ РОССТАТА: НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАРУШЕНИЕ РАБОТНИКОМ ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 12,1 % 7,6 % 5,75% 4,5 % 4,0 %
5 5 НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда: - подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации. Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда : Работодатель обязан обеспечить: - обучение безопасным методам и приемам выполнению работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда: - соблюдать требования охраны труда; -проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи -пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, -проверку знаний требований охраны труда. Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда: Все работники, в т.ч. руководители организаций, а так же работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проводить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ ССБТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИТРУДА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РОССИИ И МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 13 ЯНВАРЯ 2003 г. 1/29 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ» ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 1 АПРЕЛЯ 2010 Г. 205 Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМА АККРЕДИТАЦИЯ, И ПРАВИЛ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА»
6 6 ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА * ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ СО СТАЖИРОВКОЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И СДАЧЕЙ ЭКЗАМЕНОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИХ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ПЕРИОД РАБОТЫ Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИМЕРНЫМИ ПРОГРАММАМИ ОБУЧЕНИЯ ОБЪЕМОМ 40, 72 АУДИТОРНЫХ ЧАСА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЯХ КОМПЛЕКСНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО РЯДУ ВОПРОСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ – ОБЪЕМОМ ОТ 72 ДО 144 АУДИТОРНЫХ ЧАСА ИНСТРУКТАЖИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИС ПРОГРАММОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СВЫШЕ 500 АУДИТОРНЫХ ЧАСА ВВОДНЫЙПЕРВИЧНЫЙПОВТОРНЫЙВНЕПЛАНОВЫЙЦЕЛЕВОЙ Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда Проводит: специалист по охране труда работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности; непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном Порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда Организует обучающая организация, аккредитованная Минздравсоцразвития России на право оказания услуг в области охраны труда Осуществляется в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования Для специалистов по охране труда * Статья 225 Трудового Кодекса Российской Федерации Для определенных категорий работников Для рабочих
7 7 КАТЕГОРИИ ОБУЧАЕМЫХ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Руководители организаций и специалисты по охране труда Члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций Специалисты аттестующих организаций и организаций, осуществляющих аутсорсинг охраны труда Педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского Профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся Рабочие Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда Руководители организаций, в том числе работодатели, заместители руководителей организаций, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью Главные специалисты(главный инженер, главный энергетик, главный механик и т. д.), руководители структурных подразделений и непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технические работники Руководители и специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации (выполнения) работы по охране труда Исполняют трудовые функции и распоряжения должностных лиц, участвующих в управлении охраной труда в организации Курируют вопросы охраны труда Осуществляют организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор а проведением работ Обеспечивают организацию работ по охране труда Осуществляют организацию общественного контроля, работы по реализации «социального диалога» (консультаций) работодателя и работников по вопросам охраны труда Оценивают уровень приобретенных знаний слушателей в процессе обучения по вопросам охраны труда Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, осуществляют функции службы охраны труда или специалиста по охране труда Осуществляют обучение и профессиональную подготовку по охране труда и/или проверку знаний требований охраны труда в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами и примерными программами обучения по охране труда Обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда; организацию и проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте
8 8 ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ПРОШЕДШИХ ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА Г.Г.
9 9 УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ В Т.Ч. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, В Т.Ч.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ТРУДА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХОЛОГИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
10 10 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Разработка и утверждение требований к минимуму содержания образовательных программ обучения по охране труда, повышению квалификации работников, в том числе руководителей организаций Организация повышения квалификации преподавательского состава обучающих организаций, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01 апреля 2010 г. 205 н. «…Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и (или) направленности…» Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании», пункт 1 статьи 9 «Образовательные программы» в редакции Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. 293-ФЗ
11 11 ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Примерные учебно-тематический план, программа обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда объемом 40 и 72 аудиторных часа Примерная программа вводного инструктажа Примерная программа первичного инструктажа на рабочем месте Примерные учебно-тематический план, программа обучения по курсу «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве»
12 12 ТРЕБОВАНИЯ К АККРЕДИТОВАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА обучающие организации, реализующие программы обучения по охране труда, должны располагать квалифицированным кадровым составом, имеющим практический опыт работы и не менее 30 процентов штатных преподавателей, работающих на постоянной основе; руководство обучающей организации обеспечивает направление на повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет работников из числа педагогического состава; для организации учебного процесса обучающей организации необходимо: - обеспечить комплектом учебно-методических и лекционных материалов по всем темам, предусмотренным программами, из расчета по одному полному комплекту на каждого слушателя; - располагать собственным или арендуемым аудиторным фондом (классом) и материально-технической базой для организации учебного процесса. > оснащение учебных помещений (аудиторий, классов) должно обеспечить возможность проведения теоретических, практических занятий и самостоятельной работы слушателей при наличии необходимых технических средств обучения, источников информации и комфортных условий для размещения слушателей.
13 13 УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Обучающая организация, реализующая Программу обучения по охране труда, имеет право перезачитывать дисциплины (модули), изученные ранее в этой же обучающей организации в течении 1,5 лет до начала обучения по Программе, при условии совпадения тематики и времени освоения соответствующих дисциплин (модулей) с указанными в Требованиях к минимуму содержания образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда, а также перераспределять объем времени, отводимого на освоение дисциплин (модулей) Программы, при условии реализации минимума содержания в объеме не более 20 процентов времени, отводимого на освоение дисциплины (модуля). В случае перераспределения часов между дисциплинами не допускается исключение основной тематики, определенной в примерной Программе дисциплин (модулей), например, по модулю «Основы охраны труда». Основание: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13 мая 2002 г. 1725
14 14 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБУЧАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Обновление и углубление знаний в области профессиональной деятельности по вопросам охраны труда, психолого-педагогической и социально-гуманитарной областях на основе ознакомления с современными достижениями науки, техники и технологий Освоение прогрессивных методов, средств и технологий обучения Повышение общей культуры педагогического мастерства Изучение особенностей работы со взрослой аудиторией В рамках мониторинга, проводимого ФГУ«ВНИИ охраны и экономики труда» в г.г., было выявлено, что во многих обучающих организациях отсутствуют в штате действительно профессиональные преподаватели и не все из работающих преподавателей имеют высшее образование
15 15
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.