Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемumd.udsu.ru
1 «Организационно-методические аспекты реализации магистратуры при переходе на ФГОС ВПО» Телешова Ирина Георгиевна Зам.декана экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Москва 2011
2 Что такое «новая модель» подготовки кадров? Многоуровневая система подготовки кадров: Бакалавриат: фундаментальная подготовка по широкому направлению – 4 года: не просто получение знаний как суммы фактических данных, а приобретение системных знаний и аналитических навыков. Человека необходимо прежде всего научить учиться. Магистратура: фундаментальная специализированная подготовка в соответствии с профилем имеющегося базового образования или на стыке специальностей и направлений. Аспирантура: фундаментальная подготовка научных и педагогических кадров Программы дополнительного образования: многочисленные краткосрочные образовательные программы повышения квалификации
3 Как осуществить переход к «новой модели» подготовки кадров? Концепция совершенствования системы подготовки кадров на экономическом факультете – 1990 г. Содержание обучения Методика и технология обучения Организация обучения
4 Содержание обучения Задачи магистерской подготовки Типы магистерских программ Специализированная фундаментальная подготовка научно-педагогических кадров в области экономики и управления теоретический, научно- исследовательский характер (магистр академического типа) специализированная конкретно-прикладная подготовка кадров в области экономики и управления прикладной, практический характер (магистр по профессии)
5 Содержание обучения (1991г.) межкафедральный принцип формирования магистерских программ Кафедра участвует в реализации нескольких магистерских программ Магистерская программа реализуется несколькими кафедрами Магистерские программы направления «Экономика» имеют 3-4 специализации (переходный период: не допустить кафедральной монополизации, определить возможности кафедр) программно-целевой метод управления на факультете отсутствие понятия «выпускающая кафедра»
6 Содержание обучения (2006 г.) Компетентностный подход Логика разработки образовательных программ Формулировка компетенций и видов деятельности Формирование модулей дисциплин, обеспечивающих получение компетентций и выполнение определенных видов деятельности Разработка учебного плана Разработка программ учебных дисциплин и научно-исследовательской работы с указанием получаемых компетенций Утверждение образовательной программы
7 Виды профессиональной деятельности Задачи (функции) компетенции бакалавриатХХ магистратураХХ общиепрофессиональные (в соответствии с видами деятельности) бакалавриатХХ магистратураХХ Компетенции
8 Содержание обучения Компетентностный подход Виды деятельности бакалаврмагистр Расчетно-экономическаяПроектно-экономическая Аналитическая Организационно- управленческая Управленческая Педагогическая Научно-исследовательская
9 Содержание обучения Компетентностный подход Компетенции, вытекающие из: Задачи обучения Функции социализации (готовить "гражданина'') Функции профессиональной подготовки (готовить "работника'') I. Учиться "быть"1. Личностные 1.Межличностные профессиональные II. Учиться "знать"2. Знаниевые общие2.Знаниевые профессиональные III. Учиться "делать'' 3. Деятельностные общие 3.Деятельностные профессиональные
10 Распределение компетенций по уровням образования компетенцииУровень подготовки бакалаврмагистр«Дополнительное» образование Личностные и межличностные Х Знаниевые общиеХ Деятельностные общиеХ Межличностные профессиональные ХХ Знаниевые профессиональные ХХХ Деятельностные профессиональные ХХХ
11 Модели магистерских программ (компетентностный подход) Компетенциимагистры НИПроф. Межличностные профессиональ ные Х Знаниевые профессиональные Х Деятельностные профессиональные ХХ Компетенциимагистры НИПроф. Межличностные профессиональ ные Х Знаниевые профессиональные ХХ Деятельностные профессиональные ХХ
12 Содержание обучения (2010 г.) межкафедральный принцип формирования магистерских Кафедра участвует в реализации нескольких магистерских программ Магистерская программа реализуется несколькими кафедрами Магистерские программы не имеют специализаций
13 Методика и технология обучения индивидуальные учебные планы разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетные единицы); балльно-рейтинговая оценка успеваемости
14 Методика и технология обучения Индивидуальный учебный план студента (1991 г.) Обязательные курсы направления/программы Элективные курсы программы Курсы по выбору студентов Факультативные курсы Магистерская диссертация Научный семинар Практика: научно-исследовательская, производственная
15 Методика и технология обучения Разработка учебных планов с использованием кредитов Старая методикаНовая методика 1 кредит 36 академических часов30 академических часов Общая трудоемкость 1недели в часах 54 часа45 часов Общая трудоемкость 1недели в кредитах 1,5 кредита Общая трудоемкость образовательной программы подготовки бакалавров в часах 8640 часов = 54 час. Х 40 нед. Х 4 года 7200 часов = 45 час. Х 40 нед. Х 4 года Общая трудоемкость образовательной программы подготовки бакалавров в кредитах 240 кредитов = 1,5 кредита Х 40 нед. Х 4 года Общая трудоемкость образовательной программы подготовки магистров в часах 4320 часов = 54 час. Х 40 нед. Х 2 года 3600 часов = 45 час. Х 40 нед. Х 2 года Общая трудоемкость образовательной программы подготовки магистров в кредитах 120 кредитов = 1,5 кредита Х 40 нед. Х 2 года
16 «Содержательное» наполнение 1 зачетной единицы (опыт экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) Аудиторная работа: общая индивидуальная Самостоятельная работа Соотношение: Бакалавриат Аудиторная: самостоятельная = 2:1 Аудиторная: общая:индивидуальная = 1:1 Например: 1 кредит = 36 час., т.е. аудиторная работа = 24 часа, в т.ч. общая = 12 часов, индивидуальная = 12 часов, самостоятельная = 12 часов; Магистратура Аудиторная: самостоятельная = 1:1 Аудиторная: общая:индивидуальная = 1:1 Например: 1 кредит = 36 час., т.е. аудиторная работа = 18 часов, в т.ч. общая = 9 часов, индивидуальная = 9 часов, самостоятельная = 18 часов;
17 Методика и технология обучения разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетные единицы) (2005 г.) Виды нагрузкиФормы проведения Аудиторная работаЛекции Семинары Практические занятия и т.п. Самостоятельная работа Индивидуальнаяподготовка к текущим аудиторным занятиям, в т.ч.: изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов по теме лекций и семинаров, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, коллоквиумам и т.п. выполнение дополнительных заданий, в т.ч.: написание реферата, эссе по заданной проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, практикум по учебной дисциплине с использованием компьютерных, дистанционных технологий и т.п. Контактные часыконсультации по выполнению самостоятельных заданий контроль выполнения индивидуальных заданий
18 Методика и технология обучения (2005 г.) Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов повышение мотивации студентов к активной систематической работе в течение изучения дисциплины обеспечение текущего систематического контроля выполнения и усвоения студентами учебного материала получение четкой и дифференцированной оценки знаний, умений и навыков студентов обеспечение объективности и прозрачности оценки знаний, умений и навыков студентов повышение конкурсности, состязательности студентов в процессе обучения получение студентами навыков самостоятельного планирования работы обеспечение взаимозачета оценок при реализации внутренней и международной мобильности студентов
19 Алгоритм формирования итоговой оценки по дисциплине (экономический факультет) Оценка дисциплиныЭтапы оценкиБаллы Алгоритм формирования итоговой оценки по дисциплине Текущая успеваемость X Самостоятельная работа Y Итоговая работа Z Удельный вес X, Y, ZРешает коллектив преподавателей (лектор и преподаватели, ведущие семинары) с учётом распределения часов на аудиторную (общую и индивидуальную) и самостоятельную работу
20 Переход от баллов к официальной системе оценки знаний студентов Действующая нормативная шкала: шаг – 20% баллов => 80% - «5» 60%
21 Методика и технология обучения (2005 г.) Балльно-рейтинговая система По итогам обучения в триместре Учебная часть рассчитывает следующие академические рейтинги: рейтинг студентов в группе по итогам изучения конкретной дисциплины рейтинг студента в группе и на курсе по итогам триместра рейтинг студента в группе и на курсе по итогам учебного года
22 Качественные изменения содержания и технологии обучения предполагают осуществления определенных корректировок и в организации учебного процесса: по каждому изучаемому курсу помимо традиционной программы преподаватель должен разрабатывать календарно-тематический план. студент должен уметь планировать и организовывать свою самостоятельную работу. В этом ему может помочь учебная карта самостоятельной работы переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости должен быть обеспечен четким и прозрачным учетом выполнения студентом всех видов работ, что позволяет заполнение ведомости успеваемости студентов
23 в связи с тем, что процесс обучения все больше и больше становится ориентированным на индивидуальное обучение (особенно это касается магистерского уровня подготовки) целесообразно каждым студентом разрабатывать индивидуальный план обучения рабочие учебные планы наряду с календарно-тематическими планами и индивидуальными планами студентов составляют основу для составления расписания занятий, поэтому необходимо обеспечить четкую координацию деятельности всех участников этого процесса. Рабочий учебный план дает информацию о включении той или иной дисциплины в учебный процесс и сроках ее изучения. Разработанный календарно-тематический план предоставляет информацию о содержании и графике изучения этой дисциплины. Индивидуальный учебный план студента информирует о выбранных курсах. Следовательно, необходимо регламентировать последовательное прохождение всех этих этапов по срокам. Кроме того, в расписании занятий должно быть четко указаны место и время контактных часов.
24 Календарно-тематический план ДатаТема для изученияФорма проведения занятия Количество часов Сроки выполнения Тема для изученияФорма выполнения Количество часов Аудиторная общая работа Самостоятельная работа Аудиторная индивидуальная работа Дата Тема для изученияФорма проведения занятий Количество часов
25 Факторы, снижающие эффективность СРС І гр. Формы самостоятельной работы и оценка ее результатов 1.Нечеткость постановки задач по формам самостоятельной работы (к одной и той же по форме СР разные преподаватели предъявляют разные требования по содержанию, объему, оформлению и т.д.). 2.Возникновение дополнительных заданий в процессе преподавания дисциплины (экспромты!!!). 3.Нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр на завершающем этапе. 4.Формальная оценка посещаемости, а не работы во время общих аудиторных занятий
26 Факторы, снижающие эффективность СРС ІІ гр. Планирование и организация контроля за СРС 1.Неравномерность нагрузки в течение триместра (расписание). 2.Несвоевременность выдачи заданий по СР. 3.Неопределенность с наполнением контактных часов.
27 Факторы, снижающие эффективность СРС Ш гр. Организационное и методическое обеспечение 1.На факультете отсутствует помещение, где можно заниматься самостоятельно (особенно актуально, если СР осуществляется в форме группового проекта). 2.Работа библиотеки (часы, процедуры, условия, ограниченность фонда). 3.В электронной библиотеке доступ к литературе на русском языке закрыт. 4.Нет методических указаний по выполнению заданий по самостоятельной работе. 5.В контактные часы осуществляется преимущественно оценка СРС, а не консультации по вопросам, связанным с ее выполнением.
28 Факторы, снижающие эффективность СРС (по результатам опроса преподавателей) 1.Формальный подход студентов к выполнению СР. 2.Отсутствие навыков ведения творческой самостоятельной работы. 3.Ограниченные возможности преподавателей в реализации индивидуального подхода к студентам: высокая трудоемкость разработки индивидуальных заданий по СР и их систематического обновления; высокая трудоемкость проверки индивидуальных заданий; невозможность своевременного доведения результатов проверки заданий до каждого студента и объяснения ошибок и недочетов при большой численности студентов в группе.
29 Организация обучения Малые группы (не более 30 человек) Структура учебного года, модульная организация учебного процесса, отказ от сессий Календарно-тематический план по каждой дисциплине Учет нагрузки ППС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.