Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmgppu.ru
1 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Педагог-психолог ГОУ 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» Марусяк Наталья Леонидовна
2 Создание условий для безопасного образовательного процесса, построенного на принципах здоровьесбережения; на механизмах воздействия на правовую социализацию личности; раскрытии способов влияния на этот процесс; выявления условий, обеспечивающих успешное вхождение нового поколения в жизнь общества. Закон «О безопасности» РФ и Концепция национальной безопасности РФ
3 ПУНКТ 6 СТАТЬИ 15 ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" РФ гласит: " Д ИСЦИПЛИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УВАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ, ПЕДАГОГОВ. П РИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКАМ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ"
4 Из программы «Столичное образование - 5» «Разработка комплексной программы безопасности образовательной среды (включая оценку психологической безопасности)». «Создание в образовательных учреждениях службы уполномоченного по правам участников образовательного процесса с предоставлением им полномочий в соответствии с международными стандартами».
5 «Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически» Д.Медведев Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 05 ноября 2008 г.
6 Методологическая и теоретическая основа Идеи формирующего влияния среды на личность и положения гуманистической философии и психологии как высшей ценности и его праве на свободу, счастье, развитие (Н. Бердяев, Я.Корчак, А.С.Макаренко, С. Франк, А. Маслоу, К. Роджерс). Принцип системного подхода в психологии (Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов). Принципы деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов, В.Я.Ляудис и др.). Понимание безопасности в контексте изучения проблем национальной безопасности (Л.И. Шершнев, А.Н. Сухов, И.Н. Панарин, В.И. Митрохин, А.Б. Василенко, А.С. Проскурин, И.Н. Папкин, И.И. Пацакула, А.С. Галанов). Трактовка безопасности образовательных учреждений с позиций структурного, технологического и организационного подхода (И.А.Баева, Е.В.Бурмистрова, А.Н.Сухов, Н.Ладзина, А.Н.Занковский). Правовая социализация как составляющая единого процесса социализации (А.Бандура, Д.Доллэрд, Дж.Кольман, А.Парк, В.Уолтер, В.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, Б.Д.Парыгин). Положения и рекомендации касаются уточнения понятий «правовая культура», «правосознание», «правовое образование», «правовое воспитание» (Л.Н.Бережнова, В.В.Берман, А.И.Долгова, В.Д.Зорькин, А.К.Котов, А.Р.Ратинов, Т.В.Синюкова, М.П.Стурова, Н.Г.Суворова, Г.Н.Филонов). Исследования конфликтов в педагогической системе (А.С.Белкин, Ю.М.Забродин, А.А.Бондаренко, В.И.Журавлев, М.М.Рыбаков, Л.М.Симонова, Н.В.Самоукина).
7 Нормативно-правовая база 1.Конституция РФ. 2.Закон РФ « Об образовании ». 3.Закон РФ « О безопасности ». 4.Концепция национальной безопасности РФ. 5.Программа « Столичное образовании 5 ». 6.Конвенция о правах ребёнка. 7.Декларация прав человека. 8.Закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ ». 9.Устав кадетской школы Правила школьной жизни. 11.Положение о системе самоуправления Корпуса. 12.Положение о Педагогическом совете школы. 13.Положение о Совете командиров Корпуса и Совете класса. 14.Положение об Управляющем совете корпуса.
8 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «ЭКСПЕРТИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» Научный руководитель ГЭП: РУБЦОВ В.В. доктор психологических наук, академик РАО, профессор, директор ПИ РАО, ректор МГППУ
9 Образовательный ресурс
11 Актуальность Образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций жизни общества - нравственного разложения, криминализации общественных отношений, распространения насилия через СМИ и его безнаказанности; увеличения численности и расширение спектра социально незащищенных (малоимущие, мигранты) социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители, бомжи). Постепенно психологические характеристики образовательной среды школы приближаются к психологическим характеристикам боевых действий, когда оказывается негативное психологическое воздействие, распространены конфликты и психологическое насилие, рассматриваемые как нарушение психологической безопасности; уголовно наказуемые преступления и антиобщественное поведение (вандализм, драки, грабежи и др.), рассматриваемые как нарушение физической безопасности.
12 Актуальность Анализ состояния безопасности образовательных учреждений показывает недостаточный уровень ее обеспечения. Это обстоятельство приводит к возникновению ряда угроз, которые негативно влияют на функционирование образовательных учреждений: снижают их рейтинг, качество знаний, уровень дисциплины и здоровье учащихся, приводят к возникновению девиаций. В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью приобретают государственное значение.
13 13 Доктор медицинских наук, бывший директор ЦПМСС «Озон» Т.Я. Сафонова Данные исследования свидетельствуют о том, что 46% опрошенных учителей не скрывают использования авторитарных методов; ими используется «тотально- агрессивно-обвинительная позиция по отношению к старшим подросткам». «Мы проводили анонимный опрос работников образовательных учреждений, и они достаточно откровенно ответили, что, по их мнению, на долю учителей приходится до 15% психологического насилия в отношении детей»
14 Ученый, детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин – «синдром опасного обращения с детьми». Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье и обществе Ученый, детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин – «синдром опасного обращения с детьми». Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье и обществе Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними в школе, дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними в школе, дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов
15 каждое третье правонарушение среди подростков - это результат нереализованных или ущемленных прав подростков в школе Правозащитник Андрей Владимирович Бабушкин
16 Методические разработки направлены на: обеспечение безопасности образовательной среды, погашение негативного влияния как внешних, так и внутренних рисков и угроз; развитие социально-психологической, правовой компетентности всех участников образовательной среды.
17 Психологическая безопасность 1.это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, 2.способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, 3.создающее референтную значимость среды, 4.обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
18 Актуальность В самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности. Эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте. Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, Понимать, исследовать. Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежности общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и др. А. Маслоу
19 Правовая социализация - это усвоение личностью правовых ценностей, превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества. Задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права, - одна из наиглавнейших задач в утверждении законности и подлинной внутренней безопасности.
20 Направления Апробация модели, создани е технологий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды Профилактика психологического насилия, развити е личности, строящей свою жизн ь в согласии с нормами права, морали, усвоения нравственных ценностей. Формирование нравственно - здоровой, психологически, юридически грамотной личности
21 Цель Помочь каждому участнику образовательной среды стать носителем одной из главных идей – понимать и строить отношения друг с другом с позиции уважения и безусловного признания прав каждого независимо от его статуса – ученик он, родитель, офицер- воспитатель или учитель.
22 Задачи Провести анализ образовательной ситуации с целью выявления факторов, определяющих возникновение и действие стрессов в условиях школьного обучения; отработать систему согласованных взглядов и представлений, педагогов, психологов, администрации и родителей на образовательную среду школы как на комфортную среду, благоприятную для обучения и развития ребенка; сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, администрации, родителям по организации комфортной образовательной среды, благоприятной для обучения и развития детей в современной школе; апробировать комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной среды в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики; создать информационно-правовое пространство, которое явилось бы фактором развития безопасной правовой культуры всех участников образовательной среды, исключало любые формы психологического насилия; провести апробацию системы экспертной оценки состояния образовательной среды по критерию психологической безопасности.
23 Знаете ли вы законы, защищающие детей от насилия в нашей стране? ДаНетНе дан ответ 25%70%5%
25 1.Выявление факторов психологического насилия в условиях школьной среды. 2.Анкеты. 3.Беседы. 4.Сочинения всех участников образовательной среды. 5.Анализ взаимоотношений учащихся и учителей. 6.Анализ взаимоотношений детей с родителями по комфортному пребыванию кадет в корпусе и правовой компетенции. Сбор данных
26 Специфические особенности обучения в кадетском корпусе. Факторы риска. Анализ образовательной среды. Выявление стрессовых факторов в условиях обучения в кадетском корпусе. Выявление факторов, способствующих психологическому насилию. Создание условий для раскрытия творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Переход ребенка из начальной школы в среднее звено. При поступлении в кадетский корпус дети проходят медицинскую комиссию и музыкальное прослушивание, что само по себе уже является ситуацией оценки, своеобразным экзаменом на соответствие. Новая система отношений с одноклассниками, офицерами-воспитателями. Школа полного дня (с 8.45 до 18.40). В условиях корпуса сочетается реализация программы основного общего образования с программой музыкально-эстетического образования и спецификой кадетской школы. Необходимость соответствовать званию кадета, Кодексу кадетской чести, Правилам школьной жизни как в стенах корпуса, так и за его территорией. Фактор соревновательности, выраженный в ориентации кадет на высокие показатели по общеобразовательным предметам, музыкальным и спортивным, показателям дисциплины. Возможность получить звание и знаки отличия. Недостаток межполового общения.
27 Что следует предпринять уже сегодня для того, чтобы наши учителя, родители и дети ощущали себя в школе более комфортно и защищено? Как сделать процесс общения детей друг с другом и со взрослым миром менее конфликтным, более щадящим их душевное и физическое здоровье?
28 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДИАГНОСТИКА РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
29 Диагностическая работа «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», И.А. Баева. Экспертная анкета И.А.Баева. Психологическая диагностика безопасности образовательной среды для учителей, родителей, кадет В.В.Ковров. «Выявление уровня сформированности правовой компетенции у старшеклассников» Л.А.Ясюкова. «Диагностика эмоционального выгорания педагогов» В.В. Бойко. Социометрические исследования воспитанников и педагогов. Личностный опросник Ганса Айзенка. Диагностика межличностных отношений Тимоти Лири. Тест описания поведения К.Томаса. Экспресс-методика оценки сотрудниками психологического климата в своем коллективе Михалюка, Шалыто. Исследования по определению потребностей детей в правовом просвещении. Анкетирование педагогов «Нужны ли правовые знания детям?». Социологические опросы родителей о защищенности их сыновей в кадетском корпусе. Анкетирование родителей по теме «Правовая защита наших детей». Мониторинг аудиторной загруженности учащихся, загруженность домашними заданиями.
30 Мониторинг Основываясь на теоретической концепции психологической безопасности образовательной среды И.А.Баевой, в качестве критериев оценки этой безопасности выступают: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности образовательной средой. Компоненты отношения к образовательной среде школы оценках субъектов учебно-воспитательного процесса. Для когнитивного компонента вопросы, касающиеся развития интеллектуальных способностей, жизненных умений. Для эмоционального компонента вопросы о настроении, пребывании в корпусе. Для поведенческого (волевого) компонента суть вопросов заключалась в выборе между продолжением обучения в Корпусе и возможным прекращение его.
32 Определение уровней отношений к образовательной среде школы (методика И.А. Баевой) УчастникиСуммарный баллУровень 1Коллеги4141Средний 2Учащиеся21Ниже среднего 3Родители22Ниже среднего начало учебного года: конец учебного года: УчастникиСуммарный баллУровень 1Коллеги62Высокий 2Учащиеся56Средний 3Родители58Средний
33 Определение уровней удовлетворенности характеристиками образовательной среды начало учебного года: УчастникиСуммарный баллУровень 1Коллеги 3,9Высокий 2Учащиеся 3,5Высокий 3Родители 3,4Высокий конец учебного года: УчастникиСуммарный баллУровень 1Коллеги 3,8Высокий 2Учащиеся 3,5Высокий 3Родители 3,1Средний
34 Определение уровней защищенности в образовательной среде: начало учебного года: УчастникиСуммарный баллУровень 1Коллеги 3,0Средний 2Учащиеся 3,5Высокий 3Родители 3,2Средний конец учебного года: УчастникиСуммарный баллУровень 1Коллеги 3,2Средний 2Учащиеся 2,9Средний 3Родители 2,9Средний
35 Распределение ответов респондентов
36 ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ 1 Определить УРОВЕНЬ безопасности, комфортности, правовой компетентности всех участников образовательного процесса. 2 Выяснить ПРИЧИНЫ и ХАРАКТЕР наиболее распространённых случаев не безопасного взаимодействия в кадетском корпусе. 3 Определить ПУТИ изменения ситуации для создания в корпусе пространства, основанного на личной безопасности каждого участника образовательной среды.
37 «В педагогическом пространстве надо формировать умелость быть защищенным – способность противостоять, находить в себе и использовать собственный ресурс». И.А.Баева Изучение своего внутреннего мира. Выработка жизненно важных социальных навыков. Формирование стрессоустойчивого поведения, развитие навыков конструктивного выхода из кризисных и конфликтных ситуаций, умений действовать в экстремальных ситуациях, управлять собой. РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
38 Просветительская работа 1.Беседы с психологами, уроки с офицерами- воспитателями 2. ВСТРЕЧИ со специалистами в области права, психологии 3. СТЕНДЫ 4. САЙТ 5. ГАЗЕТА
40 Социальная практика опыт взаимодействия со сверстниками участие в специально организованных мероприятиях Выездные лагеря Концертная деятельность Развивающие занятия, тренинги, игры,акции Законотворческая деятельность Участие в программе Примирения
41 ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
42 ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ
43 1.Обращения по организации учебного процесса. 2.Взаимодействие: учитель - ученик. «старший – воспитатель – кадет». 3.Взаимодействие: ученик - ученик. 4.Взаимодействие: семья - корпус. Тематика обращений
45 Сейф откровений - -Удаление с уроков. - Задерживание в классе во время перемен. - Несвоевременное выставление оценок в дневник и в классный журнал. - Обширная концертная деятельность кадет в ущерб учебному процессу. - Межличностные конфликты. - Вывод кадет из составов оркестров… «НЕ НАВРЕДИ»!
46 « ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН »
49 Ученическое самоуправление первый уровень (отдельный участник образовательного процесса) второй уровень (первичный коллектив образовательного процесса) третий уровень (коллективный субъект образовательного процесса) Совет командиров С о в е т ш к о л ы К А Д Е Т К Л А С С Совет класса Классное собрание Классные органы самоуправления высший уровень (образовательное учреждение) Совет кадет Школьные ученические комиссии
50 1 отделение Самоуправление 1 отделение2 отделение 3 отделение командир отделения командир отделения командир отделения КОМАНДИР КЛАССА актив
51 Результаты работы Обеспечение социальной, физической и психологической безопасности всех участников образовательного процесса. Большинство субъектов имеют положительное отношение к образовательной среде корпуса, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. У всех участников образовательного процесса повысился уровень собственной безопасности, уровень психологической и правовой культуры. Повысилась социальная активность. Умение управлять своими эмоциональными состояниями. Демократические отношения становятся нормой жизни.
52 Публикации методических рекомендаций
55 Перспективные направления работы Анализ, обобщение и структурирование практического опыта обеспечения безопасности образовательной среды в образовательных учреждениях города на основе здоровьесберегающих психотехнологий. Проект «Комплексной безопасности детства» (в том числе и психологической безопасности). Проект «Паспортизация психологической безопасности образовательного учреждения» Постоянное развитие социально - психологической компетентности всех участников образовательной среды, так как от этого зависит эффективность обеспечения безопасности образовательных учреждений.
56 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.