Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемopenworld.gov
1 Кому и зачем нужно гражданское образование? Международная конференция «Гражданское образование и развитие гражданского общества» Казань, 9-10 сентября 2005 года Вячеслав Бахмин
2 Определимся с понятиями Вот одно из них: «Гражданское образование служит социализации индивида, его постепенному "вовлечению" в общество. Оно обеспечивает преемственность господствующей системы ценностей, усвоение норм и правил общественной жизни»
3 Из проекта Государственной программы по развитию Гражданского Образования на гг. (не принята): Гражданское образование: процесс и результат передачи и усвоения знаний, умений и навыков; процесс и результат передачи и усвоения знаний, умений и навыков; формирование ценностных ориентаций, взглядов и качеств личности; формирование ценностных ориентаций, взглядов и качеств личности; путем формального и неформального подходов к обучению и воспитанию; путем формального и неформального подходов к обучению и воспитанию; для социализации личности, обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, формирования гражданского общества и укрепления демократического правового государства для социализации личности, обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, формирования гражданского общества и укрепления демократического правового государства
4 Гражданское образование в советское время Это: воспитание законопослушного гражданина; воспитание законопослушного гражданина; знание его обязанностей, воспитание чувства долга, патриотизма; знание его обязанностей, воспитание чувства долга, патриотизма; гражданственность - лояльность по отношению к государственной власти, проявление безоговорочной поддержки государственной политики; гражданственность - лояльность по отношению к государственной власти, проявление безоговорочной поддержки государственной политики; общественное – выше личного. общественное – выше личного.
5 Гражданское образование как процесс образования граждан Гражданин: независимый неравнодушный индивид; независимый неравнодушный индивид; ценит свои права и свободы, уважает права других; ценит свои права и свободы, уважает права других; готов нести ответственность не только за свои действия, но и за то, что происходит вокруг. готов нести ответственность не только за свои действия, но и за то, что происходит вокруг.
6 Почему Гражданское Образование необходимо для демократии?
7 Стабильность и успешное функционирование институтов демократии: политические выборы; политические выборы; местное самоуправление; местное самоуправление; контроль за деятельностью чиновников контроль за деятельностью чиновников невозможны без политического участия граждан
8 Угрозы для демократии: при демократии возможна добровольная поддержка авторитаризма; пассивность граждан, может привести к потере демократии; баланс между индивидуализмом и коллективизмом Отсюда:
9 Ответственный гражданин, обладающий критическим мышлением - условие существования демократии свобода выбора – как основа максимальной реализации способностей человека; свобода выбора – как основа максимальной реализации способностей человека; открытое общество – как общество, в котором нет монополии на истину; открытое общество – как общество, в котором нет монополии на истину; меньшинство может оказаться правым. меньшинство может оказаться правым. Уметь слушать другое мнение Уметь слушать другое мнение
10 "Способность к самоуправлению - это не "врожденное" свойство общества. Это результат традиции и систематического образования". Томас Джефферсон, Президент и автор Декларации независимости США.
11 Содержание Гражданского Образования Разное, но обычно включают: знания о конституции, управлении и государстве; знания о конституции, управлении и государстве; взаимоотношения человека и общества; взаимоотношения человека и общества; основы права; основы права; права человека, толерантность; права человека, толерантность; патриотическое воспитание. патриотическое воспитание.
12 Подробнее о патриотизме: любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой народ, свою культуру и историю; любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой народ, свою культуру и историю; но: говорить правду, какой бы ни была; но: говорить правду, какой бы ни была; не путать родину и государство (Чаадаев, Сахаров – примеры). не путать родину и государство (Чаадаев, Сахаров – примеры). Можно сказать: нам нужен просвещенный патриотизм
13 Различные возможности и технологии Гражданского Образования
14 В образовательном учреждении или вне его стен Плюсы школьного подхода: системность и массовость, естественный центр воспитания. Опасности государственного гражданского образования: формализм, инструмент официальной идеологии; школы – центры консерватизма.
15 Отдельный предмет или составная часть всего образовательного процесса Целостность и полнота программы, но: Другие учителя не воспринимают ГО всерьез; Другие учителя не воспринимают ГО всерьез; Опасность официоза и успокоенности, что тема закрыта Опасность официоза и успокоенности, что тема закрыта
16 Конечное или непрерывное, затрагивающее все возрастные категории В идеале – непрерывное, но трудно. Может касаться отдельных групп граждан; Может касаться отдельных групп граждан; Может основываться на конкретной проблеме (ВИЧ, экология, участие в выборах) Может основываться на конкретной проблеме (ВИЧ, экология, участие в выборах)
17 Только знания или - и навыки Обычно дают лишь знания, но по теории принято : гражданская позиция, гражданская позиция, гражданские знания, гражданские знания, гражданские навыки гражданские навыки Идеально: гражданское образование как деятельное гражданство
18 Деятельное гражданство Польский опыт (центры гражданской активности, гражданские «аниматоры»). Польский опыт (центры гражданской активности, гражданские «аниматоры»). Развитие местных сообществ. Модель общественно активной школы (ОАШ). Почему школа? Развитие местных сообществ. Модель общественно активной школы (ОАШ). Почему школа? ОАШ и ее составляющие: демократизация, добровольчество и партнерство. ОАШ и ее составляющие: демократизация, добровольчество и партнерство.
19 Обучение демократии – это: сложный процесс избавления от стереотипов прошлого, приобретения навыков общественного участия и чувства гражданской ответственности; это общая задача для институтов гражданского общества, государства, политической элиты.
20 Спасибо за внимание! Вячеслав Бахмин Консультант Фонда Ч.С.Мотта т
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.