Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователеминфофорум.рф
1 Алексеев С.В. Ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ доктор юридических наук, кандидат технических наук Ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ доктор юридических наук, кандидат технических наук Состояние и первоочередные задачи развития правовой базы применения биометрических технологий в паспортно- визовых и удостоверяющих документах нового поколения в России
2 Биометрические паспортно-визовые и удостоверяющие документы нового поколения Паспортно-визовые документы - паспорта, удостоверяющие личность гражданина РФ за пределами РФ - загранпаспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт - въездная виза - удостоверение личности моряка - вид на жительство (разрешение на постоянное проживание иностранного гражданина в РФ) - проездной документ беженца Удостоверяющие документы - пропуска для использования совместно с биометрическими сканерами в составе автоматизированных систем контроля и управления доступом (АСКУД)
3 Требования о недопустимости распространения сведений о частной жизни человека, а следовательно о недопустимости получения и использования без его согласия его биометрических персональных данных содержатся: - во Всеобщая декларации прав человека - в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах - в Международном пакте о гражданских и политических правах - в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - в статьях 23 и 24 Конституции РФ
4 Условия ограничения права человека на неприкосновенность частной жизни, а следовательно - возможности получения и использования биометрических персональных данных без согласия человека согласно международным актам по правам человека и статье 55 Конституции РФ 1. Ограничение прав человека возможно в целях: - защиты основ конституционного строя - защиты нравственности - защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц - обеспечения обороны страны - обеспечения безопасности государства 2. Ограничение прав человека в указанных целях возможно только ЗАКОНОМ (в Российской Федерации – федеральным законом)
5 Федеральные законы первой группы (более 10 законов по вопросам обеспечения безопасности и охраны разного рода объектов в РФ) Федеральные законы второй группы (по вопросам получения и использования биометрических персональных данных): - ФЗ «О персональных данных» - ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
6 Недостатки законов первой группы Отсутствие правовых норм, предусматривающих возможность получения и использования биометрических персональных данных для решения задач в различных областях обеспечения безопасности (в том числе в паспортно-визовых и удостоверяющих документов нового поколения) без согласия субъектов персональных данных Несоответствие требованиям Федерального закона О персональных данных, согласно которому получение и использование биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных может осуществляться лишь в соответствии с действующим в РФ законодательством, в том числе законодательством о безопасности
7 Недостатки Федерального закона «О персональных данных» Закон в основном регулирует вопросы обработки персональных данных, в том числе биометрических персональных данных в различных информационных системах и не затрагивает вопросы получения и фиксации самих биометрических персональных. Закон не регулирует особенности использования всех тех биометрических персональных данных, которые рекомендованы ИКАО и применяются в паспортно-визовых и удостоверяющих документах нового поколения. В результате создание систем обеспечения безопасности с использованием паспортно-визовых и удостоверяющих документов нового поколения ведется на основе подзаконных нормативных правовых актов, что не соответствует положениям международных актов о правах человека и Конституции РФ.
8 Федеральный закон «О персональных данных» должен быть дополнен: - Перечнем видов биометрических персональных данных с включением в него данных, рекомендуемых ИКАО и с указанием на возможность и порядок расширения этого перечня - Общими принципами получения с помощью технических средств биометрических персональных данных от их субъектов в виде биометрических образцов, поступающих на последующую обработку в информационные системы персональных данных - Указанием на необходимость использования при обработке биометрических персональных данных для целей идентификации личности биометрических шаблонов, исключающих возможность восстановления по ним первичных биометрических характеристик человека и повышающих уровень защищенности биометрических персональных данных
9 Недостатки Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Закон ориентирован лишь на государственную дактилоскопическую регистрацию сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, работников профессий повышенного риска и отдельных категорий иностранных граждан (кроме того, согласно недавним изменениям, начиная с января 2013 г. – всех трудовых мигрантов, получающих разрешение или патент на работу) преимущественно в целях профилактики и раскрытия преступлений и идентификации неопознанных трупов. Закон не урегулировал вопросы использования дактилоскопической информации в различных государственных и негосударственных системах обеспечения безопасности, включая системы контроля и управления доступом различного назначения. Закон не охватывает всех категорий российских и иностранных граждан, получающих паспортно-визовые и удостоверяющие документы нового поколения
10 Необходимые изменения и дополнения к Федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Необходимо расширение круга организаций, которые могут осуществлять дактилоскопию, включив в их число не только государственные, но и негосударственные организации, исключив из названия закона слово «государственной» Обязательная дактилоскопия должна быть установлена не только для перечисленных сейчас в законе лиц, но и для всех тех, кто получает паспортно-визовые документы нового поколения. Обязательная дактилоскопия должна быть установлена также для всех тех граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают на охраняемых объектах с использованием дактилоскопических систем контроля и управления доступом.
11 Необходимо принятие нового базового федерального закона О биометрической регистрации в Российской Федерации, который должен содержать : - Перечень видов биометрических характеристик человека, которые могут использоваться при биометрической регистрации, в том числе те, которые рекомендованные ИКАО. - Перечень категорий российских граждан и иностранных граждана, которые обязаны проходить процедуры биометрической регистрации различного вида в обязательном или в добровольном порядке. - Перечень документов, государственных реестров, регистров, информационных систем и баз данных, в которые должны заноситься биометрические характеристики при биометрической регистрации того или иного вида. - Указание на то, что с учетом особенностей получения и использования различных видов биометрических характеристик, должны приниматься отдельные федеральные законы по каждому из видов биометрической регистрации.
12 В соответствии с предлагаемым Федеральным закономО биометрической регистрации в Российской Федерации, необходимо, помимо него, разработать еще четыре новых федеральных закона, аналогичных федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации»: - О регистрации в Российской Федерации по цифровому изображению лица человека - О регистрации в Российской Федерации по радужной оболочке и сетчатке глаза человека - О регистрации в Российской Федерации по форме и сосудистому руслу кисти руки человека - О регистрации в Российской Федерации по индивидуальным особенностям голоса человека
13 Каждый из этих законов, с учетом особенностей получения и обработки соответствующих биометрических характеристик, должен содержать: - Категории российских и иностранных граждан, которые должны в обязательном порядке предоставлять свои биометрические персональные данные соответствующего вида для использования их в различных системах, базах данных, государственных перечнях, реестрах и регистрах - Особенности получения и фиксации соответствующих биометрических персональных данных - Требования к физическим носителям соответствующих биометрических персональных данных - Требования к особенностям защиты, хранения и обработки соответствующих персональных данных и пр.
14 НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э. Баумана обладает необходимым кадровым потенциалом для проработки всех технических и правовых вопросов в области дальнейшего развития нормативно-правовой базы применения биометрических технологий в России. По заказам заинтересованных организаций НИИЦ БТ может разработать в этой сфере проекты соответствующих новых федеральных законов, проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в существующие федеральные законы, а также проекты необходимых для их реализации подзаконных нормативных актов Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.