Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgymnasium10.by
1 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Тема: «Интегрированный урок» Хадасевич Г.С. Хадасевич Г.С. ноябрь 2011 г. ноябрь 2011 г.
2 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) - производить интеграцию, объединять части в одно целое
3 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов
4 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь изучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + опора на ранее изучаемое + межпредметные связи мира = единство, взаимопроникновение материала. Должно произойти согласование курсов одного учебного предмета и другого. Только в этом случае от такого урока будет толк (в смысле интегрированности, т.е. видения учеником взаимосвязи).
5 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Ведущие идеи интегрированных уроков Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин.
6 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. Мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
7 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения: Понятие «интеграция» может иметь два значения: а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); б) нахождение общей платформы сближения знаний (интеграция – каксредство обучения). б) нахождение общей платформы сближения знаний (интеграция – как средство обучения).
8 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Интеграция выполняет ряд функций в обучении: Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
9 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения. Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
10 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ За методикой интегрированного обучения большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира. Ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими учебными предметами, науками.
11 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Прежде чем создавать общую программу, педагогам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о возможности и необходимости интеграции. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного урока (курса) и приходим в итоге к успеху или неудаче (если не сумеем сделать это).
12 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Организовать одновременную работу на уроке нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах и курсах. Для того чтобы не увеличивать количество часов, необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы, «синтезирующие» материал нескольких учебных предметов. Однако само понятие интегрированного урока остается весьма спорным. Каковы же его признаки?
13 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Во-первых, таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи, то есть представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не является показателем уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, который возможно выполнить только благодаря интегрированию. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного задания. Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными усилиями.
14 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Самыми распространенными будут уроки второго и третьего уровней интеграции. Под вторым уровнем подразумевается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, соответствующего повторения, введения в урок дополнительного материала и т.п. При этом необходимо учитывать, являются ли применяемые учащимися знания результатом осуществления интегрированной программы.
15 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Третий уровень связан с задачами сравнительно обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и проблемы. Очень полезны поэтому взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.
16 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения. Именно этот уровень следует признать высшим, так как цель интегрированного урока в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем.
17 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ И на этом этапе необходимо контролировать процесс формирования «сопряженного» мышления, отмечать момент, когда оно стало внутренней потребностью ученика. Отслеживание такого результата работы помогает сделать выводы о ее эффективности.
18 ©Центр информатизации и электронных коммуникаций МГЛУ Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.