Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrosnou.ru
1 Информационные системы в экономике Банковские информационные системы
2 Банковские информационные системы (БИС) представляют собой системы управления финансовой организацией (банком). Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны друг с другом. В России автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях начали разрабатываться с начала 1990-х годов.
3 Принципы построения банковских информационных систем Комплексный подход в охвате спектра банковских функций и их интеграция Модульный принцип построения Открытость технологий, их способность взаимодействовать с внешними системами, обеспечивать выбор платформы Гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация к потребностям конкретного банка Масштабируемость, позволяющая расширение функциональных возможностей по мере развития бизнес- процессов Многопользовательский доступ к данным в реальном времени Моделирование организационной структуры банка и его бизнес-процессов Непрерывное развитие и совершенствование системы на основе реинжиниринга бизнес-процессов.
4 Структура управления банком Структура системы управления банком различается от размеров банка, наличия сети филиалов, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком. Существует несколько видов структур управления: Линейная (наиболее простая, отделы подчинены непосредственно правлению банка). Линейная (наиболее простая, отделы подчинены непосредственно правлению банка). Иерархическая (отделы объединяются в департаменты по принципу однотипности функций). Иерархическая (отделы объединяются в департаменты по принципу однотипности функций). Дивизионная (выделяются подразделения, ответственные за результаты перед правлениям и обладающие самостоятельностью в оперативном управлении). Дивизионная (выделяются подразделения, ответственные за результаты перед правлениям и обладающие самостоятельностью в оперативном управлении).
5 Пример структуры управления банком правление Департамент развития и маркетинга Отдел развития Отдел маркетинга Департамент экономического управления Отдел управления ликвидностью Планово- аналитический отдел Департамент кредитно- депозитных операций Кредитный отдел Депозитный отдел Фондовый отдел Департамент операционно- учетных работ Отдел ведения личных счетов Кассовый отдел Отдел межбанковских операций Отдел бухгалтерского учета и отчетности Департамент административного управления Юридический отдел Отдел кадров Ревизионный отдел Организационный отдел Отдел информационных технологий комитеты
6 Банковские информационные системы Архитектура БИС предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня: Верхний уровень (front-office) – модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие с клиентами, другими банками и т.д. Верхний уровень (front-office) – модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие с клиентами, другими банками и т.д. Средний уровень (back-office) приложения по различным направлениям внутри банковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами и т.п.) Средний уровень (back-office) приложения по различным направлениям внутри банковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами и т.п.) Нижний уровень (accounting) – модули обеспечивающие базовые функции бухгалтерского учета. Нижний уровень (accounting) – модули обеспечивающие базовые функции бухгалтерского учета.
7 Архитектура БИС Банковские операции Платежи Касса Межбанковские расчеты Пластиковые карточки Картотеки Ценности Векселя Управление портфелями Кредиты Операции на денежном рынке Балансовый учет Внебалан- совый учет Депозитар- ный учет Учет срочных операций Front- office Back- office Accounting
8 Информационное обеспечение БИС Информационное обеспечение включает в себя полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, баз данных и методов их использования в банковской деятельности. К организации информационного обеспечения накладывается ряд требований: Обеспечение доступа многих пользователей в реальном времени; Обеспечение доступа многих пользователей в реальном времени; Возможность экспорта/импорта данных в разных форматах; Возможность экспорта/импорта данных в разных форматах; Безопасность хранения и передачи информации Безопасность хранения и передачи информации Обеспечение целостности информации при отказе аппаратуры Обеспечение целостности информации при отказе аппаратуры
9 Информационное обеспечение БИС Основой современных БИС являются банки данных со структурой данных в базе, обеспечивающие надежное хранение и быстрый доступ к различным объектам (документы, счета, клиенты и т.д.). Вводится обобщенное понятие – хранилище данных – централизованная база данных, объединяющая информацию из разнородных источников и систем. Информационная модель, закладываемая в основу БИС отражает разнообразие понятий предметной области – документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь.
10 Состав базовых понятий Банковский продукт (услуга) ДокументПользователь КлиентФинансовый инструмент Счет План счетов
11 Технические решения Основа технического построения БИС – архитектура «клиент- сервер».
12 Функциональные модули банковских систем Развитие функциональных возможностей БИС связано с расширением количества видов банковских продуктов (услуг), предоставляемых банками: Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц; Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц; Обслуживание счетов банков-корреспондентов; Обслуживание счетов банков-корреспондентов; Кредитные, депозитные, валютные операции; Кредитные, депозитные, валютные операции; Различные виды вкладов частных лиц и их обслуживание; Различные виды вкладов частных лиц и их обслуживание; Фондовые операции; Фондовые операции; Расчеты с помощью пластиковых карт; Расчеты с помощью пластиковых карт; Бухгалтерские функции; Бухгалтерские функции; Анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг, др. Анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг, др.
13 Структура интегрированной БИС В структуре БИС можно выделить ряд АРМ, предназначенных для автоматизации деятельности специалистов банка Блок операционно- учетных работ Блок информационного обеспечения руководства АРМ специалиста по маркетингу АРМ сотрудника по управлению активами и пассивами АРМ сотрудника кредитного отдела АРМ сотрудника депозитного отдела АРМ сотрудника по работе с физ. лицами АРМ сотрудника фондового отдела АРМ сотрудника по работе с филиалами Блок коммуникаций
14 АРМ сотрудника кредитного отдела АРМ сотрудника кредитного отдела (АРМ СКО) обеспечивает заключение и ведение договора, его пролонгацию и закрытие (поступление в архив), формирование графиков погашения основного долга и выплаты процентов по различным схемам, а также контроль выполнения этих графиков и начисление пеней по основной части долга и по процентам. При этом формируется ряд отчетов. АРМ поддерживает стандартные и индивидуальные процентные ставки: по основной части долга, за неиспользованный кредит, за просроченный возврат ссуды или за несвоевременную выплату процентов за кредит.
15 Межбанковские расчеты Банковская система должна обеспечить эффективность расчетов между хозяйствующими субъектами. Банки устанавливают между собой корреспондентские отношения, когда для выполнения платежей и расчетов операции ведутся одним банком по поручению и за счет другого банка. Один из видов корреспондентских отношений – расчеты с открытием корреспондентских счетов в региональных учреждениях Центрального банка РФ (рассчетно-кассовые центры – РКЦ). Технология прямых расчетов позволяет обеспечить прохождение платежей между банками в течение одного операционного дня. Такая технология реализована в системе электронных платежей.
16 Взаимодействие банка с внешней средой Банк Телекоммуникационная среда Обменный пункт Клиент Филиал банка Банк в СНГ Банк вне СНГ
17 Взаимодействие банка с внешней средой В качестве внешней среды, с которой взаимодействует коммерческий банк выступают: обменные пункты; участники электронного денежного обращения (ЭДО) с использованием пластиковых карточек (ПК); клиент; филиалы банка; банки на территории России; банки на территории СНГ; зарубежные банки; другое.
18 Взаимодействие банк-клиент Взаимодействие банка с клиентом позволяет обеспечить компьютерный обмен информацией и минимизировать визиты клиента в банк. Такое взаимодействие позволяет выполнять пересылку по электронным каналам платежных документов, платежных документов, выписок по лицевым счетам, выписок по лицевым счетам, формирование реестра платежей за любой период, формирование реестра платежей за любой период, паспортов сделок и др. паспортов сделок и др. Абонентом банка может быть как юридическое, так и физическое лицо, имеющее компьютер. Данная услуга под названием домашний банк (Home banking ) в последнее время стала особенно популярной.
19 Пластиковые карточки Клиент имеет возможность выполнять некоторые операции с банковским счетом, используя возможности средств телекоммуникаций и пластиковых карточек. Пластиковая карточка представляет собой машинный носитель информации, который может быть классифицирован по способу ее записи и хранения. Различают следующие виды пластиковых карт магнитные карты (МК), магнитные карты (МК), карты памяти, смарткарты (СК) карты памяти, смарткарты (СК) суперсмарткарты (ССК). суперсмарткарты (ССК).
20 Магнитные карты Емкость МК составляет всего байт, в которых на нескольких дорожках зафиксированы: идентификаторы карточки и ее владельца, сроки действия, внутренний код и поле для записи функциональной информации. Для записи и считывания информации МК необходимы специальные устройства Преимущество: МК и необходимые устройства считывания информации относительно просты в производстве, их себестоимость невысока. В зависимости от наличия средств телекоммуникационного доступа авторизация для МК может происходить как по каналам связи (on-line), так и голосом. Банковские карточки по технологии и характеру платежей традиционно разделяют на дебетные (ДК) и кредитные (КК).
21 Технология расчетов с использованием МК Технологии выполнения расчетов с использованием МК могут быть различны в деталях, но в целом схема расчетов следующая. Если при покупке товара используется карточка, ее хозяин вводит в устройство сертификатора pin-код, а продавец связывается с банком для проверки платежеспособности карточки (авторизация), и после соответствующего подтверждения формируется торговый вексель: с помощью импринтера подготавливается отпечаток с рельефной части карточки - слип, на котором пропечатывается сумма задолженности, а покупатель ставит свою подпись, что делает его документом для оплаты. Если при покупке товара используется карточка, ее хозяин вводит в устройство сертификатора pin-код, а продавец связывается с банком для проверки платежеспособности карточки (авторизация), и после соответствующего подтверждения формируется торговый вексель: с помощью импринтера подготавливается отпечаток с рельефной части карточки - слип, на котором пропечатывается сумма задолженности, а покупатель ставит свою подпись, что делает его документом для оплаты. В конце рабочего дня слипы в ходе инкассации пересылаются в банк, где находится расчетный счет магазина, и осуществляется перемещение средств со счета покупателя на счет магазина. В конце рабочего дня слипы в ходе инкассации пересылаются в банк, где находится расчетный счет магазина, и осуществляется перемещение средств со счета покупателя на счет магазина.
22 Смарт-карты Новый вид карточек, который становится сейчас все более популярным в сфере ЭДО, - смарт-карты. Имея стандартные в соответствии со спецификацией ISO размеры, они представляют собой микрокомпьютер, который может содержать процессор, память (ПЗУ, изменяемая ПЗУ, ОЗУ), систему ввода-вывода. Карта снабжается операционной системой и системой безопасности для защиты данных с возможностью их кодирования. "Пустая" микропроцессорная карта при эмиссии изначально содержит в ПЗУ тип карты (банковская или клиентская (торговая)), уникальный идентификатор в пределах системы, код эмитента и операционную систему. Смарт-карта была изобретена Р. Морено для повышения защиты еще в середине 70-х гг., но только в 1985 г. во Франции (которая сейчас лидирует в использовании СК) было принято решение об использовании СК и лишь в 1992 г. началось широкое оснащение карточек процессорами. Смарт-карты, содержащие микропроцессор, меняют технологию расчетов и таким образом создают новые возможности для их участников. Оперативность платежа возрастает, а контроль собственных расходов становится более удобным и конфиденциальным. Клиент может хранить раздельно крупные и обычные суммы на одной карточке. Область памяти, хранящая крупные суммы, может быть защищена специальным паролем, который может заменяться пользователем самостоятельно и многократно.
23 Выводы Состояние банковского дела в РФ и его особенности определяют формирование систем автоматизации обработки банковской информации; Основная задача БИС – полнота отражения специфики предметной области; Эффективная организация банковской деятельности требует комплексного охвата всех бизнес-процессов на базе их полной интеграции; Программные решения БИС определяются возможностями системных и прикладных программных средств и требованиями к набору функциональных возможностей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.