Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.vkgu.kz
1 «Бородин доказал, что летописная Русь по сейчас живет в русском народе – надо уметь ее увидеть и услышать…» ( В.В.Стасов).
2 1833 – 1887 гг.
3 Разносторонняя деятельность А.П.Бородина оставила яркий след в истории мировой культуры: «Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма» «Первоклассный химик, которому многим обязана химия» « Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов» «Опора и друг учащихся» - все эти слова принадлежат современникам Бородина, который действительно был гениальным композитором, выдающимся ученым-химиком, видным педагогом, неутомимым просветителем и энергичным общественным деятелем
4 Незаурядным было и его литературное дарование. Им написано либретто оперы «Князь Игорь» и тексты к романсам «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Море», «Морская царевна», «Фальшивая нота», а также многочисленные музыкально-критические статьи.
5 Разносторонним и вместе с тем внутренне единым является и музыкальное творчество А.П.Бородина. Оно включает в себя такие разнообразные жанры как: опера симфония, симфоническая картина В Средней Азии камерная музыка: квартеты фортепианные пьесы вокальные произведения
6 И во всех жанрах талант Бородина равно могуч и поразителен. «Главные его качества великанская сила, колоссальный размах, стремительность и порывистость соединенная со страстностью, нежностью и красотой» ( В.В.Стасов)
7 Важнейшие черты творчества А.П. Бородина: Идейная цельность творчества Монументализм и эпичность воплощаемых образов Классическая стройность. Оптимистичность творчества Тонкий возвышенный лиризм Музыкальный стиль отличается широкой, фресковой манерой письма, сочностью оркестрового колорита
9 «Творчество А.П.Бородина –великого народно-эпического художника –явилось ценнейшим вкладом в русскую и мировую музыкальную культуру. Плодотворное влияние Бородина испытали многие русские композиторы: Глазунов, Лядов, поздний Римский – Корсаков» (Сохор)
10 Либретто написано самим Бородиным. Особый интерес представляют тексты хоров и реплик народа, в которых воспроизводится стиль крестьянской песни и речи.
11 Опера «Князь Игорь» Эту оперу Бородин писал в течении 18 лет, т.к. тема потребовала от него создания нового типа оперы, разработать, который было не совсем легко. В своем творчестве автор шел от эпической оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
12 «Нужно заметить, что во взгляде на оперное дело я всегда расходился со многими моими товарищами. Чисто речитативный стиль мне не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею не дурно. Кроме того, меня тянет к формам более круглым и широким. По-моему в опере мелкие формы, детали и мелочи не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно и ярко, по возможности практично в исполнении как в голосовом, так и в оркестровом…» (А.Бородин)
13 Жанр оперы Бородин решил написать эпическую оперу на сюжет не эпический, а исторический. Он задумал соединить в «Князе» две линии русского оперного творчества и создать на этой основе новый тип оперы --- историко- эпический.
14 Три силы показаны и сведены в конфликте в опере «Князь Игорь»: 1.Народ вместе со своими представителями и вождями русского патриотического лагеря – Игорем, Ярославной, боярами; 2.Их внутренние враги – князь Галицкий и его челядь, к ним присоединяются Скула и Ерошка; 3.Половцы.
15 Основные конфликтные линии в опере Внешний конфликт – русские и половцы Внутренний конфликт – народ и челядь Галицкого
16 Особенности развития драматургии Целостная обрисовка образов; основное средство развития – ария Конфликт в опере есть, но драматизм картинно- красочного плана. Открытых столкновений в ней нет.
17 Главное действующее лицо – народ Ораториальное решение пролога. Характерны цельность, монументальность, моральный пафос. Три этапа в развитии хоровых сцен: хор «Слава» - оборонные хоры – хор поселян. Хоровое заключение возвращает в атмосферу пролога.
18 Музыкальный язык оперы Музыкальный язык оперы Строго выдержанный характер основных интонационных сфер Строго выдержанный характер основных интонационных сфер Русский лагерь – архаичная диатоника Половецкий лагерь – хроматика Красочный Восток – использование дважды гармонических ладов
19 Значение оперы В «Князе Игоре» Бородин продолжил и развил принципы эпической драматургии и объединил их с чертами народно- музыкальной драмы. Тем самым произведение Бородина ознаменовало новый этап в истории русской оперы.
20 В презентации использованы произведения: - Половецкие пляски - Хор «Слава» из пролога -Ария Князя Игоря - Хор «Улетай на крыльях ветра»
21 11 апреля 2006 г. Руководитель проекта ст.пр. ВКГУ – Голубцова Алла Евгеньевна Технический редактор – Харченко Надежда Андреевна Дизайнер-оформитель – Голубцова Ольга Леонидовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.