Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемimk-solo.ucoz.ru
2 содержание 1. Общая характеристика. Сущность церковной музыки. 1. Общая характеристика. Сущность церковной музыки. 2. Музыка в синтезе храмового действия. 2. Музыка в синтезе храмового действия. 3.Музыка ХI-ХIV веков. Истоки церковной музыки. Знаменный распев и знаменная нотация. Жанровое своеобразие церковного певческого искусства. Циклизм. Светская музыка. 3.Музыка ХI-ХIV веков. Истоки церковной музыки. Знаменный распев и знаменная нотация. Жанровое своеобразие церковного певческого искусства. Циклизм. Светская музыка. 4.Церковная музыка на пороге Нового времени ХVII-начало ХVIII века. Подготовка стиля барокко. Развитие теории музыки. Партесный концерт. 4.Церковная музыка на пороге Нового времени ХVII-начало ХVIII века. Подготовка стиля барокко. Развитие теории музыки. Партесный концерт. 5. Иллюстрации. 5. Иллюстрации. 6. Список литературы, иллюстраций. 6. Список литературы, иллюстраций.
6 Период русской культуры с конца Х до ХУП века принято называть средневековой или древнерусской культурой. Главной характеристикой этого периода является единство всех составляющих ее частей, выражавших общее единое содержание. Синтез искусств – зодчество, монументальная фресковая живопись, иконопись, мелкая пластика, прикладное искусство, литература и музыка – являл высочайший уровень русской духовной культуры Период русской культуры с конца Х до ХУП века принято называть средневековой или древнерусской культурой. Главной характеристикой этого периода является единство всех составляющих ее частей, выражавших общее единое содержание. Синтез искусств – зодчество, монументальная фресковая живопись, иконопись, мелкая пластика, прикладное искусство, литература и музыка – являл высочайший уровень русской духовной культуры
8 Церковная древнерусская музыка – «…возвышается над своими семью веками как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей…» Церковная древнерусская музыка – «…возвышается над своими семью веками как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей…»
9 «Храмовое действо как синтез искусств» П.А. Флоренский «Храмовое действо как синтез искусств» П.А. Флоренский
10 Чтобы не нарушать глубину мыслей и чувств, творцы музыки избегали внешних эффектов. Слово являлось основой песнопений и иконописи, музыка как и живопись проясняла суть, иллюстрировала. Чтобы не нарушать глубину мыслей и чувств, творцы музыки избегали внешних эффектов. Слово являлось основой песнопений и иконописи, музыка как и живопись проясняла суть, иллюстрировала. «…иконопись для глаза есть то же, что слово для уха» постановлено на Седьмом Вселенском соборе. Икона, песнопение, молитва выражали суть духовной культуры Древней Руси. Древнерусское богослужение носит характер мистерии, во время которой человек может получить духовное очищение – катарсис. «Всякое ныне житейское отложим попечение» - слова Херувимском песни. «…иконопись для глаза есть то же, что слово для уха» постановлено на Седьмом Вселенском соборе. Икона, песнопение, молитва выражали суть духовной культуры Древней Руси. Древнерусское богослужение носит характер мистерии, во время которой человек может получить духовное очищение – катарсис. «Всякое ныне житейское отложим попечение» - слова Херувимском песни.
11 Чтобы не нарушать глубину мыслей и чувств, творцы музыки избегали внешних эффектов. Слово являлось основой песнопений и иконописи, музыка как и живопись проясняла суть, иллюстрировала. Чтобы не нарушать глубину мыслей и чувств, творцы музыки избегали внешних эффектов. Слово являлось основой песнопений и иконописи, музыка как и живопись проясняла суть, иллюстрировала. «…иконопись для глаза есть то же, что слово для уха» постановлено на Седьмом Вселенском соборе. Икона, песнопение, молитва выражали суть духовной культуры Древней Руси. Древнерусское богослужение носит характер мистерии, во время которой человек может получить духовное очищение – катарсис. «Всякое ныне житейское отложим попечение» - слова Херувимском песни. «…иконопись для глаза есть то же, что слово для уха» постановлено на Седьмом Вселенском соборе. Икона, песнопение, молитва выражали суть духовной культуры Древней Руси. Древнерусское богослужение носит характер мистерии, во время которой человек может получить духовное очищение – катарсис. «Всякое ныне житейское отложим попечение» - слова Херувимском песни.
13 Все искусства одновременно соединялись в храме и воздействовали сразу на все чувства человека, перенося его в мир высокой духовности. Церковное искусство переключало человека с сиюминутных проблем на проблемы вечного, что определяло задачу иконописцев, музыкантов, зодчих. Псевдо- Дионисий Ареопагит в своем учении писал: «Пресущественно-прекрасное называется красотой потому, что от него сообщается всему сущему его собственная, отличительная для каждого краса и оно есть причина слаженности и блеска во всем сущем; наподобие свете источает оно во все предметы свои глубинные лучи, созидающие красоту, и как бы призывает у себе все сущее, отчего и именуется красотой и все во всем собирает в себе». (Цит. по: Бычков В.В.Византийская эстетика.) Все искусства одновременно соединялись в храме и воздействовали сразу на все чувства человека, перенося его в мир высокой духовности. Церковное искусство переключало человека с сиюминутных проблем на проблемы вечного, что определяло задачу иконописцев, музыкантов, зодчих. Псевдо- Дионисий Ареопагит в своем учении писал: «Пресущественно-прекрасное называется красотой потому, что от него сообщается всему сущему его собственная, отличительная для каждого краса и оно есть причина слаженности и блеска во всем сущем; наподобие свете источает оно во все предметы свои глубинные лучи, созидающие красоту, и как бы призывает у себе все сущее, отчего и именуется красотой и все во всем собирает в себе». (Цит. по: Бычков В.В.Византийская эстетика.)
14 Творцы Древней Руси не были копиистами. Идея боговдохновенности определяла анонимность творений. Задача создающего икону, музыку и др. не в самовыражении, а в постижении божественных образов, что объясняет и соборность средневекового творчества. Творцы Древней Руси не были копиистами. Идея боговдохновенности определяла анонимность творений. Задача создающего икону, музыку и др. не в самовыражении, а в постижении божественных образов, что объясняет и соборность средневекового творчества.
16 Формирование художественного канона певческого искусства. Византийский обряд заложил основу древнерусского музыкального канона. В основе певческого искусства Древней Руси суть византийской эстетики – «Софийность», премудрость. Византийский обряд заложил основу древнерусского музыкального канона. В основе певческого искусства Древней Руси суть византийской эстетики – «Софийность», премудрость. «Философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа. Наши напевы творятся по иным законам, нежеле у тех, кто чужд нашей премудрости… Безыскусственный напев сплетается с Божественным словом ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он на был» - писал Григорий Нисский византийский философ 1У века. «Философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа. Наши напевы творятся по иным законам, нежеле у тех, кто чужд нашей премудрости… Безыскусственный напев сплетается с Божественным словом ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он на был» - писал Григорий Нисский византийский философ 1У века. «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения» - наставляет Василий Кессарийский. «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения» - наставляет Василий Кессарийский.
17 Канон творение соборное. «Чем устойчивее канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное – соборное, соборное же – всечеловеческое» - П.А. Флоренский. Канон творение соборное. «Чем устойчивее канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное – соборное, соборное же – всечеловеческое» - П.А. Флоренский.
18 Канон был воспринят с крещением как святое и нерушимое, только в конце 16 века начинаются разрушаться ограничения канона. Канон был воспринят с крещением как святое и нерушимое, только в конце 16 века начинаются разрушаться ограничения канона. Основа канона – осмогласие (славянское осмь-8). Каждый из восьми голосов имел свои тексты, напевы, мелодические формулы. Эта система распространялась на все виды распевов и музыкальных форм, на певческие книги. Основа канона – осмогласие (славянское осмь-8). Каждый из восьми голосов имел свои тексты, напевы, мелодические формулы. Эта система распространялась на все виды распевов и музыкальных форм, на певческие книги. Ладовая система музыки – стройное чередование тонов и полутонов, образующих 12-ступенчатый звукоряд – церковный лад или обиходный звукоряд, который распадается на 4 согласия: простое, мрачное, светлое и тресветлое, по три звука в каждом. Ладовая система музыки – стройное чередование тонов и полутонов, образующих 12-ступенчатый звукоряд – церковный лад или обиходный звукоряд, который распадается на 4 согласия: простое, мрачное, светлое и тресветлое, по три звука в каждом. Канон – это методическая формула для художника. Канон – это методическая формула для художника. Каждый жанр церковной музыки имел свой набор ПОДОБНОВ (от греч), по напеву и форме которых можно определить, какой вид песнопений исполняется в этот момент службы: стихира, кондак. Тропарь, ирмос, киноник. Сборники оригинальных образцов подобнов встречаются уже в Х1 веке (Первая русская музыкальная рукопись «Типографский Устав с кондакарем имеет раздел «Подобьници»). Каждый жанр церковной музыки имел свой набор ПОДОБНОВ (от греч), по напеву и форме которых можно определить, какой вид песнопений исполняется в этот момент службы: стихира, кондак. Тропарь, ирмос, киноник. Сборники оригинальных образцов подобнов встречаются уже в Х1 веке (Первая русская музыкальная рукопись «Типографский Устав с кондакарем имеет раздел «Подобьници»).
21 Музыкант – знаменщик, «знаменуя» чистый лист будущей музыкальной рукописи, надписывал в определенной последовательности миниатюры, заставки, текст песнопений, инициалы, музыкальные знаки – знамена под текстом и киноварные пометы над знаменами. Музыкант – знаменщик, «знаменуя» чистый лист будущей музыкальной рукописи, надписывал в определенной последовательности миниатюры, заставки, текст песнопений, инициалы, музыкальные знаки – знамена под текстом и киноварные пометы над знаменами. Древнерусская церковная музыка была принципиально монодической, исходя из идеи ангелоподобного пения. В тексте службы Литургии верных записано: «Едиными устами и единым сердцем славити и воспевати всечестное имя Отца и Сына и Святого Духа». Это было характерно для всего христианского мира средневековья Запада и Востока. Инструментального сопровождения не имела ни пение восточно-христианское, ни католическая монодия –григорианский хорал, что более соответствовало чистому созерцанию. «…Поистине человек устроен как мирный музыкальный инструмент, а все прочие инструменты, если поразмыслить, кажутся воинственными». ( цит. по :Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.) Древнерусская церковная музыка была принципиально монодической, исходя из идеи ангелоподобного пения. В тексте службы Литургии верных записано: «Едиными устами и единым сердцем славити и воспевати всечестное имя Отца и Сына и Святого Духа». Это было характерно для всего христианского мира средневековья Запада и Востока. Инструментального сопровождения не имела ни пение восточно-христианское, ни католическая монодия –григорианский хорал, что более соответствовало чистому созерцанию. «…Поистине человек устроен как мирный музыкальный инструмент, а все прочие инструменты, если поразмыслить, кажутся воинственными». ( цит. по :Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.)
22 МУЗЫКА ХI- ХIУ ВЕКОВ. Народная песня и церковные распевы занимали большое место в жизни человека той эпохи, но жизнь церковной и народной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, требовало специальных школ. Народные песни в записи до ХУШ века не встречаются. Первые школы были организованы князем Владимиром и ориентированы на византийскую образованность (греческая ученость). Первые книги писаны на церковнославянском языке. Греческие знаки безлинейного музыкального письма послужили основой русской музыкальной письменности. Предположительно. На территории Руси находилось в обращении около 140 тысяч книг и несколько сот наименований. Древние музыкальные крюковые рукописи (Х1-ХШвв.) свидетельствуют о русской профессиональной музыке (расшифровке не поддаются Народная песня и церковные распевы занимали большое место в жизни человека той эпохи, но жизнь церковной и народной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, требовало специальных школ. Народные песни в записи до ХУШ века не встречаются. Первые школы были организованы князем Владимиром и ориентированы на византийскую образованность (греческая ученость). Первые книги писаны на церковнославянском языке. Греческие знаки безлинейного музыкального письма послужили основой русской музыкальной письменности. Предположительно. На территории Руси находилось в обращении около 140 тысяч книг и несколько сот наименований. Древние музыкальные крюковые рукописи (Х1-ХШвв.) свидетельствуют о русской профессиональной музыке (расшифровке не поддаются
24 Истоки церковной музыки Народная песня и церковные распевы занимали большое место в жизни человека той эпохи, но жизнь церковной и народной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, требовало специальных школ. Народные песни в записи до ХУШ века не встречаются. Первые школы были организованы князем Владимиром и ориентированы на византийскую образованность (греческая ученость). Первые книги писаны на церковнославянском языке. Греческие знаки безлинейного музыкального письма послужили основой русской музыкальной письменности. Предположительно. На территории Руси находилось в обращении около 140 тысяч книг и несколько сот наименований. Древние музыкальные крюковые рукописи (Х1-ХШвв.) свидетельствуют о русской профессиональной музыке (расшифровке не поддаются Народная песня и церковные распевы занимали большое место в жизни человека той эпохи, но жизнь церковной и народной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, требовало специальных школ. Народные песни в записи до ХУШ века не встречаются. Первые школы были организованы князем Владимиром и ориентированы на византийскую образованность (греческая ученость). Первые книги писаны на церковнославянском языке. Греческие знаки безлинейного музыкального письма послужили основой русской музыкальной письменности. Предположительно. На территории Руси находилось в обращении около 140 тысяч книг и несколько сот наименований. Древние музыкальные крюковые рукописи (Х1-ХШвв.) свидетельствуют о русской профессиональной музыке (расшифровке не поддаются
25 Стихиры
26 Виды стихир 3. Стихиры на стиховне (в конце вечерни). 4. Стихиры на «Хвалитех» (на утрене после го псалмов 5. Стихиры (антифоны, тропари) блаженны (на литургии). 6. Стихиры по 50-м псалме. 7. Евангельские стихиры (воскресные утренние; их 11 – по числу воскресных утренних чтений из Евангелия).
27 Певческие книги
28 подобны Структура музыкальных строк подобнов соотносима с речитативными распевами: малым знаменным – самогласным и с чтением псалмов. Структура музыкальных строк подобнов соотносима с речитативными распевами: малым знаменным – самогласным и с чтением псалмов. В каждой строке подобнов два акцента; в начале и конце строки, совпадающие с соответственными ударными слогами. Акцентам предшествуют предакцентное повышение или понижение голоса. Мелодия развития строк волнообразна. В каждой строке подобнов два акцента; в начале и конце строки, совпадающие с соответственными ударными слогами. Акцентам предшествуют предакцентное повышение или понижение голоса. Мелодия развития строк волнообразна.
29 Своеобразие церковной музыки Для правильного понимания древнерусского певческого искусства следует помнить, что все его жанры (чтение и пение, хоровое и вокальное) связаны единым смыслом, идеей, динамикой ее развития. Для правильного понимания древнерусского певческого искусства следует помнить, что все его жанры (чтение и пение, хоровое и вокальное) связаны единым смыслом, идеей, динамикой ее развития. Цикличность и ансамблевость – важнейшие принципы организации древнерусского певческого искусства. Цикличность и ансамблевость – важнейшие принципы организации древнерусского певческого искусства. Малый цикл: кондак – тропарь, кондак – икос. Малый цикл: кондак – тропарь, кондак – икос. Большой цикл: канон, кафизма, циклы стихир с псалмодическими запевами. Большой цикл: канон, кафизма, циклы стихир с псалмодическими запевами. Циклизм – главное свойство всего древнерусского искусства: певческого, изобразительного, литературы, музыке, архитектуре. Циклизм – главное свойство всего древнерусского искусства: певческого, изобразительного, литературы, музыке, архитектуре. Древнерусская музыка имела свой уровень ритмичности, метрики. По словам Флоренского, в ритме отражалась идея церковности. Древнерусская музыка имела свой уровень ритмичности, метрики. По словам Флоренского, в ритме отражалась идея церковности.
31 Певческие книги В эпоху феодальной раздробленности происходит канонизация местных святых, которым складывали песнопения, писались службы, создавались сказания и духовные стихи. В ХУ1 веке Стихирари (Минеи) разрослись, из них выделились две певческие книги Праздники (в честь двунадесяиых праздников) и Трезвоны (песнопения в честь наиболее почитаемых святых). В эпоху феодальной раздробленности происходит канонизация местных святых, которым складывали песнопения, писались службы, создавались сказания и духовные стихи. В ХУ1 веке Стихирари (Минеи) разрослись, из них выделились две певческие книги Праздники (в честь двунадесяиых праздников) и Трезвоны (песнопения в честь наиболее почитаемых святых).
32 Светская музыка На Руси развивались виды и светской музыки – народной и княжеской. В литературе русского средневековья есть достаточно свидетельств о княжеской культуре этого периода. Официальные церемонии и пиры сопровождались музыкой, пением, играми скоморохов, плясками. Феодосий Печерский пишет о посещение дома князя Святослава: «Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах – и так все веселились и играли перед князем по обычаю». (Патерик Киево- Печерского монастыря). На Руси развивались виды и светской музыки – народной и княжеской. В литературе русского средневековья есть достаточно свидетельств о княжеской культуре этого периода. Официальные церемонии и пиры сопровождались музыкой, пением, играми скоморохов, плясками. Феодосий Печерский пишет о посещение дома князя Святослава: «Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах – и так все веселились и играли перед князем по обычаю». (Патерик Киево- Печерского монастыря).
34 В башне на княжеской лестнице Софийского собора на фреске запечатлена группа музыкантов, играющих на флейте, трубах, струнных щипковых инструментах, органе. «Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами». (Ройзман Л.Н. Орган в истории русской музыкальной культуры.) В башне на княжеской лестнице Софийского собора на фреске запечатлена группа музыкантов, играющих на флейте, трубах, струнных щипковых инструментах, органе. «Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами». (Ройзман Л.Н. Орган в истории русской музыкальной культуры.) Правда борьба с увеселениями и скоморохами происходили на протяжении всего Средневековья, так как придворное искусство сливалось в культурном сознании с языческими игрищами. В житие Исаакия пишется об искушении его бесами, которые глумились над ним «под музыку» «… ударища в сопели и в гусли, и в бубны». Правда борьба с увеселениями и скоморохами происходили на протяжении всего Средневековья, так как придворное искусство сливалось в культурном сознании с языческими игрищами. В житие Исаакия пишется об искушении его бесами, которые глумились над ним «под музыку» «… ударища в сопели и в гусли, и в бубны».
35 В башне на княжеской лестнице Софийского собора на фреске запечатлена группа музыкантов, играющих на флейте, трубах, струнных щипковых инструментах, органе. «Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами». (Ройзман Л.Н. Орган в истории русской музыкальной культуры.) В башне на княжеской лестнице Софийского собора на фреске запечатлена группа музыкантов, играющих на флейте, трубах, струнных щипковых инструментах, органе. «Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами». (Ройзман Л.Н. Орган в истории русской музыкальной культуры.) Правда борьба с увеселениями и скоморохами происходили на протяжении всего Средневековья, так как придворное искусство сливалось в культурном сознании с языческими игрищами. В житие Исаакия пишется об искушении его бесами, которые глумились над ним «под музыку» «… ударища в сопели и в гусли, и в бубны». Правда борьба с увеселениями и скоморохами происходили на протяжении всего Средневековья, так как придворное искусство сливалось в культурном сознании с языческими игрищами. В житие Исаакия пишется об искушении его бесами, которые глумились над ним «под музыку» «… ударища в сопели и в гусли, и в бубны».
36 Инструменты различались на высокие и низкие. В древнерусской литературе труба «собирающая воинов» сравнивалась с молитвой. «Вострубим, как в златокованые трубы, во все силы ума своего» («Слово Даниила Заточника»). Инструменты различались на высокие и низкие. В древнерусской литературе труба «собирающая воинов» сравнивалась с молитвой. «Вострубим, как в златокованые трубы, во все силы ума своего» («Слово Даниила Заточника»).
37 В Древней Руси существовало два музыкальных понятия – мусикия (музыка, игра на музыкальных инструментах) и пение. Игра на струнных – гудение, на духовых – сопение. В Древней Руси существовало два музыкальных понятия – мусикия (музыка, игра на музыкальных инструментах) и пение. Игра на струнных – гудение, на духовых – сопение.
38 Новгород в силу своего географического положения объединял в своем искусстве и западные и восточные веяния. Колокольный звон – влияние Запада. В Новгороде впервые стали разыгрываться театрализованные представлении - мистерии «Пещное действо», «Шествие на осляти». Именно труды новгородских теоретиков на рубеже веков положили начало теории древнерусской музыки. Лад стал изображаться системой степенных (киноварных ) помет новгородца Ивана Шайдура. (Трактат «Сказание о пометах»). В 40-е годы 17 века новгородцы стали осваивать киевскую нотацию и новый стиль партесного многоголосия западного образца. Новгородская школа способствовала развитию музыкальной культуры Москвы. Новгород в силу своего географического положения объединял в своем искусстве и западные и восточные веяния. Колокольный звон – влияние Запада. В Новгороде впервые стали разыгрываться театрализованные представлении - мистерии «Пещное действо», «Шествие на осляти». Именно труды новгородских теоретиков на рубеже веков положили начало теории древнерусской музыки. Лад стал изображаться системой степенных (киноварных ) помет новгородца Ивана Шайдура. (Трактат «Сказание о пометах»). В 40-е годы 17 века новгородцы стали осваивать киевскую нотацию и новый стиль партесного многоголосия западного образца. Новгородская школа способствовала развитию музыкальной культуры Москвы.
39 Музыка ХV-ХVII веков
40 Троестрочник 17 века. Рождественская стихира
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.