Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемural.dm-centre.ru
1 Методологические особенности формирования принципов толерантного сознания учащихся через учебную деятельность Чайка Е.К., учитель истории МОУ СОШ 71
2 2 «Третий мир стучится в двери Европы, входит в них, даже когда Европа не согласна пускать. В следующем тысячелетии Европа превратится … в многоцветный континент. Эта смычка (или стычка) культур может привести к кровавым последствиям. Эти последствия проявятся, и будут неизбежны. и будут тянуться долго … Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с диктаторской нетерпимостью надо бороться уже в детстве, в ранней юности, в школе и дома, везде, где возможно». Умберто Эко, итальянский писатель и философ
3 3 Актуальность темы В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других.
4 4 Толерантность В философии толерантность определяется как особое отношение к окружающему миру, в основе которого лежит «терпимость» к иного рода взглядам, нравам, привычкам». В современной социологии толерантность как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, … а также выносливости по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам».
5 5 «История – наставница жизни» Цицерон Предметное содержание школьных курсов истории Раскрывает сущность толерантности Определяет место толерантности в развитии человеческой цивилизации Позволяет приобрести личный опыт толерантного поведения в жизни
6 6 Выявленные проблемы: маргинальные слои населения; «культ силы – насилие в обществе»; имущественное неравенство
7 7 Общая характеристика курсов истории
8 8 Решение проблем через содержание исторического образования раскрытие многообразия исторических общностей людей, путей, пройденных цивилизациями, государствами, народами; сопоставление двух тенденций: сосуществование разных человеческих групп и общностей, взаимодействие между ними с одной стороны, с другой стороны – завоевания, конфликты, насилие, анализ их причин и последствий
9 9 Методологические принципы осмысления исторического прошлого с позиции толерантности Принцип историзма: рассмотрение фактов, событий, идей в контексте эпохи с выявлением их исторических корней и особенностей, раскрытие единства уникального и универсального, конкретного и всеобщего; выявление общечеловеческого значения как проявления конфликтности, так и толерантности Ценностно-гуманистический подход: рассмотрение различных конфликтов в истории через объяснение поведения не только больших масс людей или властных структур, но и отдельного человека Личностно-ориентированный подход: рассмотрение конфликта «изнутри», передать переживания человека в ситуации выбора с различных позиций Социокультурный подход: анализ предпосылок возникновения конфликта, или примирения; осмысления культурно-национального своеобразия каждого народа, особенностей менталитета; диалог культур; обращение к опыту современной действительности в стране и в мире; официальная и локальная точка зрения
10 10 Условия формирования толерантного сознания на основе деятельностного подхода Локализация исторических событий, явлений во времени и в пространстве; Описание (реконструкция) прошлого; Работа с историческими источниками; Анализ, объяснение исторических событий и явлений; Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей Толерантность Суждения на основе моральных ценностей Понимание и принятие другой культуры Проявление индивидуальности человека, ответственного за свой выбор Взаимодействие с «другим» Основа ненасилия Отсутствие враждебности к чужому мнению Уважительное отношение к представителям других конфессий Уверенность в себе и своих позициях
11 11 Стадии формирования толерантного сознания школьников Аналитико- диалогическая Синтетико- креативная Эмоционально- ценностная
12 12 Выводы Использована уникальная возможность предмета истории для создания условий воспитания толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации на основе полученного социального опыта; Получен опыт проектирования и моделирования толерантной образовательной среды; Рассмотрено программное содержание предмета истории с позиции толерантности; Подтверждена необходимость реализации деятельностного подхода в обучении истории для формирования толерантного сознания школьников
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.