Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnovoselschool.ru
1 Заповеди блаженств на примерах жизни угодников Божиих Выполнили: Арбузов Роман Жданов Владимир Кувшинова Юлия Руководитель: Парусов М. Н. МБОУ Новосельская ООШ 2012 год
2 Заповеди Божьи, известные каждому христианину, были даны народу Израиля ещё во времена пророка Моисея. Только через полторы тысячи лет родится Иисус Христос и собственно возникнет христианство. Заповеди Божьи прямо и недвусмысленно указывают, что нельзя делать, чтобы не нарушить волю Божью, какую награду получит человек, если будет соблюдать эти заповеди и как будет наказан, если нарушит заповеди. «Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, - некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало»[2].
3 Иисус Христос пришёл к людям с Нагорной проповедью, которую и принято называть заповедями блаженства[[1] Мф 5:3-12].Отношения Бога и человека в заповедях блаженства совершенно иные, чем у Моисея. Мы можем прочитать, что такое блаженство - «приобщение Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо»[2]. Мы понимаем, что без исполнения заповедей, данных через Моисея, невозможно исполнить заповеди блаженства и, следовательно, новозаветные заповеди как бы продолжают ветхозаветные, хотя и отличаются «как земля от неба»[2]. Но как в полной мере постичь смысл блаженств и как, главное, стяжать эти блаженства, мы не можем обойтись без советов Святых Отцов.
4 В своей работе мы попытались решить эту проблему, опираясь на жизнеописание Святых угодников Божиих. Большим подспорьем для нас послужила статья «Заповеди блаженства» в православном журнале «Фома» 3 (95) за март 2011 года.
5 Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесно Преподобный Макарий Египетский
6 «…Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою», - этими словами начинается одна из утренних молитв в православном молитвослове. Но в том и странность, что этими словами обращался к Богу один из величайших христианских подвижников – Макарий Египетский. Этот человек был на столько праведен, что молитвой мог исцелять безнадёжно больных и даже воскрешать мертвых. Всю свою жизнь он посвятил исполнению заповедей Евангелия. В житии святого Макария Великого есть один эпизод, в котором можно увидеть объяснение этому парадоксу. Однажды, после многих лет жизни в пустыне, во время молитвы Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг ещё такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Подвижник, взяв свой посох, пошел в город и нашел там дом, где жили эти женщины. Те приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыне и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите мне о них, ничего не скрывая» Женщины с удивлением ответили: «Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей». Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного злого слово до смерти». Тогда Макарий поблагодарил Бога за этот урок и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись»
7 Блажени плачущии, яко тии утешатся Святой царь и пророк Давид
8 Однажды израильский царь Давид прогуливался по кровле своего дворца и увидел внизу купающуюся женщину. Это была Вирсавия, жена хетта Урии – командира наемников, сражающихся в это время на стороне Израиля против аммонитян. Давид, восхищенный красотой женщины, велел привести её во дворец и вступить с ней в любовную связь. Когда Вирсавия забеременела, царь распорядился послать Урию на самый опасный участок боевых действий, рассчитывая на его скорую гибель. Урия был убит в бою. А Давид взял Вирсавию себе в жены. Вскоре после этого к царю пришел пророк Нафан и рассказал ему притчу: - В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил. Она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. Когда к богатому человеку пришел гость, хозяин пожадничал и не стал для трапезы резать свой скот. Он взял единственную овечку бедняка, зарезал её и сделал из неё угощение. Как ты думаешь, хорошо ли он сделал? Давид сильно разгневался и ответил: - Достоин смерти человек, сделавший это и не имевший сострадания. Тогда пророк Нафан сказал: - Этот человек – ты. Урию ты убил чужим мечом, а жену его взял себе. Пораженный открывшейся ему мерзостью собственного поступка, Давид написал псалом, который Церковь и по сей день называет покаянным: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». Впоследствии он оплакивал своё преступление в других стихах: «…каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
9 Блажени кротцыи, яко тии наследят землю Преподобный Серафим Саровский
10 Преподобный Серафим жил тогда в отдельной келье – избушке, стоявшей среди леса в пяти километрах от монастыря. Однажды, когда он колол во дворе дрова, к нему пришли трое разбойников и потребовали денег. Святой сказал, что денег у него нету. Бандиты не поверили ему. Преподобный легко мог отбиться от непрошеных гостей, но вместо этого он вдруг бросил топор на землю и сказал: «Делайте что вам надобно» Тогда разбойники сбили его с ног и избили до полусмерти. Ничего не найдя в его крошечной избушке, бандиты связали искалеченного ими человека и бросили его на произвол судьбы. Святой пришел в себя лишь на следующий день, сумел развязать верёвки и кое-как добрался до монастыря. Там окровавленному избитому подвижнику была оказана помощь, но восемь дней он находился на грани жизни и смерти. Напавших на него нашли довольно быстро. Это оказались крестьяне одной из окрестных деревень. Их должны были судить и отправить на каторгу. Но преподобный Серафим потребовал, чтобы их отпустили. Однако случай с нападением на святого возмутил всю округу, и судить преступников хотели непременно. Тогда Серафим Саровский сказал, что если напавшие на него люди будут осуждены, он навсегда уйдёт из этих мест. И разбойники остались на свободе, радуясь наивности своей жертвы. Через некоторое время в грозу в их деревне случился пожар. Молния сожгла дома нападавших, не тронув больше ничьё жилище. Испуганные погорельцы прибежали к преподобному Серафиму просить прощения. Святой принял их с любовью, пригласил в келью и долго с ними беседовал. После этого ни один из них никогда больше не занимался разбоем. А Серафим Саровский с тех пор навсегда остался согбенным и мог ходить, лишь опираясь на палочку. Ценой собственного здоровья он исправил жизнь троих преступников.
11 Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся Преподобный Аммон
12 Однажды авва Аммон во время путешествия остановился в одном монастыре на ночлег. В пустыне он был известен как человек святой жизни, поэтому монахи приняли его с радостью. Но как раз в этот день случился в обители скандал: вдруг выяснилось, что один из насельников монастыря тайком привел к себе в келью блудницу. Возмущенные монахи хотели сами наказать безобразника, но потом решили, что лучше будет обратиться к авве Аммону и отдать это грязное дело на его суд. Святой согласился пойти с ними. Испуганный монах – греховодник спрятал свою гостью под пустую бочку. Когда авва Аммон вошел в келью, он тут же понял, где скрывается женщина. Но вместо того чтобы обличить блудника, авва сел на эту бочку и велел братьям тщательно обыскать келью. Естественно, обыск ничего не дал. Тогда авва Аммон спросил: «Ради чего же вы меня сюда привели?» Обескураженные монахи попросили у хозяина кельи прощения и удалились. А преподобный Аммон взял его за руку и сказал, указывая на бочку: «Подумай о своей душе, брат» После чего тоже ушел, притворив за собой дверь кельи.
13 Блажени милостивии, яко тии помиловани будут Святитель Павлин Милостивый
14 Епископом одной из захваченных вандалами областей был в то время человек по имени Павлин. Все деньги и имущество, которые находились в его распоряжении, епископ стал отдавать на выкуп пленных и на пропитание обнищавших от нашествия. Наконец, он раздал всё, что имел. Однажды пришла к нему одна бедная вдова: - Сын мой взят в плен, и я узнала, где он находится. Прошу тебя: дай мне денег на выкуп. Епископ Павлин с грустью посмотрел вокруг себя: всё, что можно было продать, он уже продал ранее. Тогда он сказал: - У меня не осталось ничего, кроме самого себя. Возьми меня, продай и выкупи своего сына, или отдай меня в рабство или в обмен на него. Женщина сначала не поверила, что епископ говорит это всерьёз. Но святой Павлин убедил её, чтобы она поверила, и не боялась продать епископа в рабство ради освобождения своего сына. Вместе они отправились к вандалам. Вдова получила назад своего сына, а епископ Павлин остался в рабстве вместо него. Конечно, отдать себя в рабство за совершенно незнакомого человека способен далеко не каждый. Но каждый даже в самых стесненных обстоятельствах может помочь нуждающемуся в помощи. Причём не обязательно деньгами. Милостыней может быть какая – то услуга, добрый свет, наконец просто слово сострадания.
15 Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят Святитель Игнатий (Брянчанинов)
16 Однажды пришел к наместнику родной брат, простой деревенский мужичок в сером кафтане. Самолюбивому наместнику стыдно стало принять такого брата: он отказался от него и выслал вон. Тот очень огорчился и рассказал о своей беде кому-то из монахов. Дошла эта история и до святителя Игнатия. Тот немедленно приказал привести мужичка к себе, принял его в гостиной, обласкал, посадил, велел подать чаю и в то же время послал за наместником. Когда он вошел, святитель Игнатий сказал: «Вот к тебе братец приехал, поздоровайся с ним. Он обедает у меня, и ты садись с нами обедать». Отец архимандрит накормил, напоил мужичка и дал ему денег на дорогу. А когда проводил гостя, сделал внушение «застенчивому» наместнику. В другой раз монах, обучавший деревенских мальчиков арифметике, грамматике, чистописанию, ударил на уроке одного из ребят. Затем, обличаемый совестью, пошел и рассказал об этом святителю Игнатию. Тот выслушал горе-учителя и сказал: «Ударь меня». Тот ответил, что этого сделать не может. Тогда святитель Игнатий спросил: «А если ты меня не сможешь ударить, как же ты ударил мальчика, который так же, как и я, создан по образу Божию?»
17 Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся Святые страстотерпцы Борис и Глеб
18 Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнце. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князём в Ростов, а Глеба – в Муром. Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против степных кочевников. Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским. Когда Борис с войском возвращался из похода, ему сообщили о смерти отца и о том, что произошло в Киеве за время его отсутствия. Воеводы тут же стали уговаривать его пойти на Святополка и занять отцовский престол, поскольку в распоряжении Бориса была вся киевская дружина. Но святой князь не хотел устраивать междоусобной резни и распустил отцовских воинов со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако Святополк не поверил искренности Бориса. Стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и дружины, он послал к нему наёмных убийц. После этого Святополк столь же вероломно умертвил Глеба.
19 Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное Святитель Иоанн Златоуст
20 Когда Иоанн Златоуст был поставлен архиепископом на Константинопольскую кафедру, он продал в пользу бедных драгоценные церковные сосуды, заменив их менее дорогами, продал шелковые и золотые украшения алтарей, ковры, богатейшие церковные ризы. Также им был продан с аукциона редкий дорогостоящий мрамор, приготовленный для отделки церкви святой Анастасии и целые мраморные колонны, лежавшие на земле в ожидании архитектора. На вырученные деньги святитель учреждал для нищих и обездоленных жителей Константинополя богадельни, и больницы. Такая активная социальная деятельность Златоуста пришлась не по вкусу столичным вельможам и клиру. В аристократической среде Константинополя у него появилась множество врагов, которые плечи против него различные интриги на протяжении нескольких лет. Его сослали в Кукуз, глухое селение в пределах нынешнего Закавказья. Путь туда длится 70 дней. Над головой палящее солнце, под ногами горячая пыль. Ни ветра, ни деревца, чтобы отдохнуть в тени. Конвою было предписано избегать городов и останавливаться только в селениях, где можно было найти лишь сухой, заплесневелый хлеб и солоноватую воду из глубоких колодцев. Святитель Иоанн в пути сильно страдал от лихорадки и боли в желудке. Но врагам Златоуста этих страданий показалось мало, и они добились разрешения императора сослать Иоанна в Питиунт, самое отдаленное место Империи. Конвою было приказано обращаться со ссыльными без всякой жалости. Слабого, больного святителя вновь погнали по бездорожью. Большую часть пути он шел пешком. Неподалеку от селения Команы Иоанн свалился с ног – силы ему изменили. Его занесли в ближайший храм и положили в одном из строений. На следующий день он умер. Последние его слова были: «Слава Богу за всё»
21 Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах: так бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас Священномученик Николай (Тохтуев)
22 Накануне Пасхи 1940 года протодиакон Николай (Тохтуев) был вызван в районное отделение НКВД в городе Мытищи. Пригрозив восемью годами лагеря, следователь предложил ему дать подписку о сотрудничестве с органами для выявления в церковной среде так называемых «антисоветски настроенных лиц». Протодиакон согласился, и следователь велел ему снова явиться в НКВД после выходных. Можно только представить себе, какова могла бы быть эта Пасха для отца Николая с уже подписанной им «квитанцией» на получение тридцать сребреников… Но сразу после праздника он собрал вещи, которые могли понадобиться ему в тюрьме, и принёс заявление начальнику районного НКВД. «Товарищ начальник, - писал он, - я отказываюсь от своей подписки и давал её лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьёй. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага …» Начальник предложил ещё подумать и отпустил его домой. Тогда протодиакон Николай написал новое заявление с подробным объяснением своей позиции: «Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это моё последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым перед Богом и людьми, ибо когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда нечиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели… …И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их». Вскоре протодиакон Николай был арестован и приговорён к 8 годам лагеря. Он скончался в заключении 17 мая 1943 года, за несколько дней до своего сорокалетия.
23 Заключение Все мы, люди, живущие на планете Земля, понимаем, что не всё у нас благополучно: человек стреляет в человека, мать убивает ещё не родившегося ребёнка, богатый и сытый становится ещё богаче, а рядом с ним ребёнок помирает от голода. И вроде бы не видно просвета впереди – объём зла в мире увеличивается. Кликуны и шарлатаны, ловя настроение людей, предвещают приход конца света. Причина всего этого – разрыв связи с Богом. Следовательно, каждый житель Земли для спасения должен попытаться достичь блаженного соединения с Богом. И Иисус Христос – Спаситель указал нам путь спасения в Нагорной Проповеди. Исполняя заветы Иисуса Христа многочисленные святые своей жизнью доказали нам возможность спасения. Хватит ли у нас сил следовать их примеру?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.