Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbondhsi.ru
1 Взаимодействие семьи и школы для создания превентивных образовательных условий Бондарева Валентина Викторовна, доцент, к.п.н., кафедра социального здоровья школьников Ленинградского областного института развития образования
2 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( ред. от N 919 ) Ст. 6. Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
3 З-н «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения 1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции: 1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; 2) осуществляют меры по развитию … учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении; 3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; 4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях; 5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
4 КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
5 Основные направления работы : 1. Профилактическая работа с родителями: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог. 1. Профилактическая работа с родителями: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок: 1.1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок: родительский университет, организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей. родительский университет, организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.): консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ" Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.): консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ". 2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми 2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми 3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении 3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении
6 Основные формы и средства антинаркотической помощи семье: 1. Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете. 1. Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете. 2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи. 2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи. 3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей. 3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей. 4. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи. 4. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи. 5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование. 5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование. 6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома. 6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
7 Условия заключения полноценного договора 1. Взаимное согласие. 2. Законность. 3. Компетентность. 4. Адекватная компенсация. ОТСУТСТВИЕ ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ В ДОГОВОРЕ НАРУШАЕТ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ!!!
8 1.ВЗАИМНОЕ СОГЛАСИЕ между семьей и школой Устанавливается заявлением родителя о принятии его ребенка в ГОУ и предполагает наличие начального договора между администрацией школы и родителями. Семья и школа становится полноправными партнерами образовательного процесса: Интересы родителя в воспитании и образовании своего ребенка учитываются в образовательном процессе. Его опыт взаимодействия с другими родителями в этих вопросах может пополняться постоянными связями и программами взаимодействия. Интересы родителя в воспитании и образовании своего ребенка учитываются в образовательном процессе. Его опыт взаимодействия с другими родителями в этих вопросах может пополняться постоянными связями и программами взаимодействия. Школа создает условия, предлагает оптимальную структуру и формы взаимодействия в рамках образовательной концепции и учебных программ.
9 2. ЗАКОННОСТЬ между семьей и школой Устанавливается соблюдением во взаимодействии сторон законодательных актов, регулирующих отношения сторон: КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (ООН 1989 г.) КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (ООН 1989 г.) ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (ООН 1959) ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (ООН 1959) ЗАКОН РФ от N ОБ ОБРАЗОВАНИИ (ред. от ) (с изм. и доп., вступившими в силу с ) ЗАКОН РФ от N ОБ ОБРАЗОВАНИИ (ред. от ) (с изм. и доп., вступившими в силу с ) СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС И ДР.
10 3. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – обладание компетенцией или знанием (между семьей и школой) КОМПЕТЕНЦИЯ (от латин. принадлежность по праву; 1) круг полномочий какого-л. органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом). Обусловлена т еми, кто осознает свое право превращать собственный интерес в цель собственной деятельности и нести перед собой ответственность за реализацию собственных целей. Задача школы: передать родителям ответственность за реализацию образования и воспитания собственных детей.
11 пример неполноценного договора между семьей и школой: Директору школы ХХХ Ивановой Г.В. от __________________ Я, _________________________________________________, поставлен (а) в известность о том, что мой ребенок ____________________________________, ученик (ца) _________ класса, не успевает по следующим предметам: ____________________________________ ____________________________________________________________________________ Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 63 (п. 1,2) Семейного кодекса РФ и ст. 52 (п. 2,5) Закона РФ «Об образовании» я несу ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Ознакомлен (а) с правилами допуска к итоговой аттестации. Подпись__________________ пример неполноценного договора между семьей и школой: Директору школы ХХХ Ивановой Г.В. от __________________ Я, _________________________________________________, поставлен (а) в известность о том, что мой ребенок ____________________________________, ученик (ца) _________ класса, не успевает по следующим предметам: ____________________________________ ____________________________________________________________________________ Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 63 (п. 1,2) Семейного кодекса РФ и ст. 52 (п. 2,5) Закона РФ «Об образовании» я несу ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Ознакомлен (а) с правилами допуска к итоговой аттестации. Подпись__________________
12 дополнение к договору с целью профилактики компетентности семьи во взаимодействии со школой: СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС: Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. ЗАКОН РФ ОБ ОБРЗОВАНИИ Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей). 2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (в ред. Федерального закона от ФЗ) 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. Дата: ______________ Подпись: _________________ дополнение к договору с целью профилактики компетентности семьи во взаимодействии со школой: СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС: Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. ЗАКОН РФ ОБ ОБРЗОВАНИИ Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей). 2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (в ред. Федерального закона от ФЗ) 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. Дата: ______________ Подпись: _________________
13 4. АДЕКВАТНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ между семьей и школой Предполагает равную информированность сторон: Какие цели и задачи согласованы? Какие цели и задачи согласованы? Кто за какую часть договора ответственен? Кто за какую часть договора ответственен? Когда будут достигнуты цели и выполнены задачи (по плану)? Когда будут достигнуты цели и выполнены задачи (по плану)? Какая форма компенсации предполагается? Какая форма компенсации предполагается? Как и когда будет происходить оплата? Как и когда будет происходить оплата? Какова процедура расторжения договора? Какова процедура расторжения договора? Какова процедура изменения договора и разрешения конфликтов? Какова процедура изменения договора и разрешения конфликтов? ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОПИСЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ: «Обязуюсь принять меры по исправлению неудовлетворительных оценок и регулярно следить за успеваемостью моего ребенка.: Дата: ______________ Подпись: _________________
14 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВЫГОДНО: Для семьи (выпускников): Помощь в решении проблем; Помощь в решении проблем; Получение нового опыта общения с детьми; Получение нового опыта общения с детьми; Консультации; Консультации; Возможность для обучения своего ребенка; Возможность для обучения своего ребенка; Дополнительные образовательные услуги для детей; Дополнительные образовательные услуги для детей; Возможность общения с другими семьями (с бывшими одноклассниками) Возможность общения с другими семьями (с бывшими одноклассниками) Участие в управлении школой; Участие в управлении школой; Возможность для самореализации; Возможность для самореализации; Получение дополнительного образования в родительских клубах; Получение дополнительного образования в родительских клубах; Помощь в создании программ и проектов; Помощь в создании программ и проектов; Моральное удовлетворение. Моральное удовлетворение.
18 Договора дают ясную и четкую структуру взаимодействия, а, значит, гарантируют границы свободы каждого из участников образовательного процесса, транслируя новые культурные образцы демократических ценностей – право осознанной свободы как гарантии сохранения ответственности человека, его автономии и самостоятельности. Договора дают ясную и четкую структуру взаимодействия, а, значит, гарантируют границы свободы каждого из участников образовательного процесса, транслируя новые культурные образцы демократических ценностей – право осознанной свободы как гарантии сохранения ответственности человека, его автономии и самостоятельности.
19 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВЫГОДНО для школы: Формирование имиджа школы; Формирование имиджа школы; Расширение партнерских связей с родителями; Расширение партнерских связей с родителями; Преемственность; Преемственность; Формирование активной родительской позиции; Формирование активной родительской позиции; Посреднические услуги; Посреднические услуги; Семейное воспитание; Семейное воспитание; Информационное обеспечение; Информационное обеспечение; Развитие гражданской и добровольческой позиции родителей; Развитие гражданской и добровольческой позиции родителей; Совместное решение социальных проблем микрорайона; Совместное решение социальных проблем микрорайона; Социализация учащихся; Социализация учащихся; Патриотическое воспитание учащихся (малая Родина); Патриотическое воспитание учащихся (малая Родина); Организация досуговой деятельности учащихся; Организация досуговой деятельности учащихся; Привлечение дополнительных внебюджетных средств; Привлечение дополнительных внебюджетных средств; Создание реально действующего попечительского совета школы в форме общественной организации на базе школы. Создание реально действующего попечительского совета школы в форме общественной организации на базе школы.
20 Приглашаем к сотрудничеству! Кафедра социального здоровья школьников ЛОИРО Тел.: (812) (доб.219)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.