Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpanyukovamv.narod.ru
2 1.Сложные имена существительные с соединительными гласными О, Е: солнцеворот, коневодство, зверолов, баснописец. 2. Сложные слова без соединительной гласной -с иноязычными элементами авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стререо-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-, гидро-, макро-, аква-, контра-: авиапочта, контрабанда; - с первой частью на –И (глагольной), на –МЯ (в нач.ф.): времяисчисление, сорвиголова. Исключение: перекати-поле; знаменосец. - со второй частью на –град, -город: Калининград; -сложносокращённые: вуз, спецодежда. 3. Сложные существительные, первой частью которых являются числительные: столетие, сорокалетие (но: сороконожка). Слитно
3 1.Названия промежуточных частей света: юго-запад. 2. Единые названия (географические, растений, явлений, предметов): Па-де-Кале, премьер- министр, мать-и-мачеха, вагон-ресторан, яхт-клуб, жар-птица (присоединено слово с оценочным значением). 3. Составные фамилии: Римский-Корсаков, Дон-Кихот (но: Леонардо да Винчи). 4. Существительные, имеющие первой частью иноязычные элементы обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-: экс-чемпион. 5. Слова с повторяющимися, антонимичными или синонимичными основами: друзья- приятели, купля-продажа. Дефис
4 (Земл?)трясение, (чудо)богатыри, (атомо)ход, (акв?)ланг, (Нов)город, (гори)цвет, (микро)район, (грусть)тоска, (зоо) магазин, (ави?)лайнер, (универ) маг, Ростов(на)Дону, (горе)охотники, (пед)институт, (северо)восток, (генерал) полковник, (шеф)повар, Иван(да)Марья, Леонардо(да)Винчи, (врем?) препровождение, (вице) президент, (хлеб)соль, (тысяч?)летие, (сум?)сшествие Проверь себя
5 Землетрясение, чудо-богатыри, атомоход, акваланг, Новгород, горицвет, микрорайон, грусть-тоска, зоомагазин, авиалайнер, универмаг, Ростов-на-Дону, горе-охотники, пединститут, северо-восток, генерал-полковник, шеф-повар, Иван-да-Марья, Леонардо да Винчи, времяпрепровождение, вице- президент, хлеб-соль, тысячелетие, сумасшествие.
6 1.(метео)наблюдение 2.(микро)процессор 3.(борт)механик 4.(вице)президент 5.(жизне)описание 6.(диван)кровать 7.(земле)владение 8.(лето)исчисление 9.(северо)восток 10.(жар)птица Проверь себя
7 1.метеонаблюдение 2.микропроцессор 3.бортмеханик 4.вице-президент 5.жизнеописание 6.диван-кровать 7.землевладение 8.летоисчисление 9.северо-восток 10.жар-птица
8 Упр. 310 (1) Проверь себя
9 Жар-птица, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, меч-кладенец, кошелёк-самотряс, лягушка- квакушка, мышка-норушка, зайка- побегайка, лисичка-сестричка, комар-пискун, блоха-попрыгуха.
10 Упр. 310 (3) Подготовка к написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт» Обстоятельства создания полотна Это одна из трёх картин, написанных Васнецовым в период, когда прокладывалась железная дорога в Донецкий край и велось освоение его природных богатств. Полотна были созданы по заказу Саввы Мамонтова как сказочные иллюстрации к происходящим событиям. Сюжеты выбирал сам художник. Картина «Три царевны подземного царства» символизировала богатство недр осваиваемых земель, «Битва скифов со славянами» воссоздавала сюжет из истории Донецкого края, а на картине «Ковёр-самолёт» изображалось волшебно быстрое средство передвижения.
11 Беседа по картине. - Назовите имя любимого героя народных сказок, изображённого на картине. -Рассмотрите внимательно фигуру сказочного героя и опишите его позу, выражение лица, одежду. -Опишите пейзаж, изображённый на картине. В какое время суток происходят на полотне сказочные события? Как художник написал небо? Какой предстаёт русская земля? -Какую мечту выразил русский народ, создавая в своей фантазии образ ковра-самолёта? Как воплотил эти мечты художник? -Передайте свои впечатления. Подведём итоги беседы.
12 Имя любимого героя народных сказок, изображённого на картине, -- Иванушка-дурачок. Персонаж изображён в тот момент, когда уже обнаружил свою ловкость и отвагу и возвращается победителем: в драгоценном одеянии стоит он на летящем в небесном просторе ковре и сжимает кольцо золотой клетки с сияющей Жар-птицей. Иванушка уверенно управляет полётом волшебного ковра. Сказочный герой стоит в неизмеримом небесном просторе, бесстрашно выпрямившись, и зорко вглядывается вдаль. Лицо его серьёзно: он осознаёт, какие опасности ему ещё предстоит преодолеть. Брови героя сдвинуты, губы плотно сжаты. На Иване парчовый кафтан, полы которого разлетаются от быстрого движения, и золочёная шапка с отворотом. Правой рукой он придерживает драгоценные ножны с волшебным мечом, а левой сжимает золотое кольцо заветной клетки с жар-птицей, оперенье которой сияет, как солнце. Ковёр-самолёт несёт сказочного героя в вечернем небе. Сгущаются розовато-серые тени, вечерний туман застилает пейзаж. Сквозь толщу сизых облаков пробивается тусклый свет бледного месяца. Ковёр несётся, поднявшись выше ночных птиц, над лесами и реками. В реке отражаются прибрежные кусты, туман обволакивает перелески, смягчая очертания деревьев. С высоты птичьего полёта обычный русский северный пейзаж предстаёт, как таинственное волшебное виденье, как заповедный сказочный край, полный неведомых чудес. Русские люди мечтали о быстром перемещении в пространстве, о свободном полёте. Людям хотелось посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. Эти мечты выражает художник в своём полотне, изобразив любимого народом сказочного героя, покорившего воздушные пространства. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт»
13 Составьте план сочинения. Проверь себя!
14 План сочинения 1. Сюжет картины В. М. Васнецова «Ковёр- самолёт». 2. Образ сказочного героя: поза, выражение лица, одежда. 3. Пейзаж: небо, реки, леса. 4. Моё впечатление от картины. Проверь себя!
15 Словарная работа Задание. Запишите под диктовку словосочетания, объясняя изученные орфограммы.
16 Проверь себя! Волшебный ковёр, неизмеримый небесный простор, бесстрашно выпрямившись, зорко вглядывается; парчовый кафтан, золочёная шапка с отворотом, драгоценные ножны, заветная клетка с жар-птицей, розовато-серые тени, толща сизых облаков, тусклый свет бледного месяца, обволакивает перелески, русский северный пейзаж, таинственное волшебное виденье, заповедный сказочный край, полный неведомых чудес.
17 Домашнее задание: 1) упр. 310 (3).
18 Написание сложных имён существительных с пол- и полу-
19 Цели урока: 1) дать представление о написании сложных имён существительных с пол- и полу-; 2) отрабатывать умение выбирать правильное написание сложных имён существительных.
20 I. Правописание сложных имён существительных (повторение - распределительный диктант)
21 Задание. Запишите сложные имена существительные под диктовку, распределяя их в два столбика: 1) слитное написание; 2) дефисное написание. (Гарин) Михайловский, (ванька)встанька, (басно)писец, (земл?)трясение, (жук)носорог, иван(да)марья, (друзья)приятели, (семи)клас?ник, (авиа)почта, (кино)режис?ёр, (аква)ланг, (вице)губернатор Проверь себя
22 1.семиклассник 2.баснописец 3.землетрясение 4.авиапочта 5.кинорежиссёр 6.акваланг 1.Гарин-Михайловский 2.ванька-встанька 3.вице-губернатор 4.жук-носорог 5.иван-да-марья 6.друзья-приятели СЛИТНО с иноязычными элементами авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стерео-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-, гидро-, макро-, аква-, контра- ДЕФИС с иноязычными элементами обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-
23 II. Правописание сложных существительных с пол- и полу- Вдумчиво прочитайте текст на стр Внимательно рассматрите схему, стараясь запомнить примеры, и, закрыв книги, воспроизведите эту схему в тетрадях. Внесите коррективы в свои записи и устно по памяти перечислите условия выбора слитного и дефисного написания сложных существительных с пол-, сопровождая ответ примерами. Работа со второй группой существительных, данных в упражнении 311: распределите их в соответствии со столбиками схемы на с Сложные существительные, которые пишутся с пол- слитно, запишите отдельной строкой.
24 Упр. 312 Текстоведческий анализ (устно) Тема текста – «…». Основная мысль – «…». Это …. Предложения в тексте соединены с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи….. Первые два предложения связаны с помощью … Третье и пятое предложения связаны со вторым … Четвёртое предложение связано с третьим …. Предложение 6 присоединяется к пятому …. Предложение 7 присоединяется к шестому с помощью …., а предложение 8 к шестому – с помощью …. Предложение 9 связано с восьмым с помощью ….
25 Текстоведческий анализ Тема текста – «Поход на каток». Основная мысль – «Катание на катке началось неудачно». Это художественное повествование с элементами рассуждения. Предложения в тексте соединены с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи. Первые два предложения связаны с помощью форм слова (пойти – пошли) и однокоренных слов (каток – катание). Третье и пятое предложения связаны со вторым по смыслу, и порядок следования мысли устанавливается с помощью вводных слов во-первых, во-вторых. Четвёртое предложение связано с третьим по смыслу. Ставим от третьего предложения вопрос «почему?». Предложение 6 присоединяется к пятому по смыслу, ставим к нему вопрос «что было следствием этого?»; предложение 7 присоединяется к шестому с помощью союза но и местоимения это, а предложение 8 к шестому – с помощью лексического повтора (ремешком – ремешка). Предложение 9 связано с восьмым с помощью местоимения его.
26 Упр. 313.
27 Домашнее задание: упр. 317.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.