Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedubelarus.info
1 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ «Об итогах мониторинга реализации в 2012/2013 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин и задачи по дальнейшему совершенствованию социально- гуманитарного образования в учреждениях высшего образования» Жук А.И. Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Республики Беларусь
2 Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на совещании педагогического актива страны 29 августа 2011 г., подчеркнул: «Особенно тщательно нужно проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. Стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса "Высшее обществоведение", нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико-правовой и духовной жизни современного общества». «Особенно тщательно нужно проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. Стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса "Высшее обществоведение", нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико-правовой и духовной жизни современного общества».
3 Состав участников совещания
4 Мониторинг цикла социально-гуманитарных дисциплин (25-29 марта 2013 г.) (было охвачено 21 УВО (1, 4 курсы)) Витебск Витебский государственный технологический университет; Витебский государственный университет имени П.М. Машерова; Витебская государственная академия ветеринарной медицины; Гродно Гродненский государственный университет имени Я.Купалы; Гродненский государственный медицинский университет; Гродненский государственный аграрный университет; Гомель Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины; Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого; Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого; Минск Белорусский государственный университет; Белорусский национальный технический университет; Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники; Белорусский государственный технологический университет; Белорусский государственный экономический университет; Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка; Минский государственный лингвистический университет; Белорусский государственный университет культуры и искусств; Белорусский государственный медицинский университет; Белорусский государственный аграрный технический университет; Международный университет «МИТСО»; Институт парламентаризма и предпринимательства; Минский институт управления.
5 В ходе мониторинга: изучены общие вопросы организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин на первом курсе; изучены общие вопросы организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин на первом курсе; осуществлен анализ организации преподавания интегрированных и специализированных модулей по выбору студента; осуществлен анализ организации преподавания интегрированных и специализированных модулей по выбору студента; посещено свыше 40 учебных занятий на первом курсе; посещено свыше 40 учебных занятий на первом курсе; проведено анкетирование 1038 респондентов четвертого курса. проведено анкетирование 1038 респондентов четвертого курса.
6 Разработка УМК (ЭУМК) Формирование и утверждение плана создания УМК (ЭУМК) Разработка и включение УМК (ЭУМК) в индивидуальные планы учебно-методической работы преподавателя Назначение рецензентов деканом Согласованный деканом (начальником факультета) УМК (ЭУМК) представляется на утверждение органа самоуправления УВО
7 Основные проблемы реализации Концепции, выявленные в результате мониторинга в отдельных УВО отсутствует должная организация и контроль со стороны руководства УВО за ходом реализации Концепции и Рекомендаций по оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин; отсутствует должная организация и контроль со стороны руководства УВО за ходом реализации Концепции и Рекомендаций по оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин; студенты первого курса не ознакомлены с основными положениями Концепции; студенты первого курса не ознакомлены с основными положениями Концепции; не реализовано право студентов на выбор специализированных модулей; не реализовано право студентов на выбор специализированных модулей; низкий уровень проведения учебных занятий (не используется мультимедийное оборудование, не применяются методы интерактивного обучения). Чаще всего занятия проводятся в традиционной форме; низкий уровень проведения учебных занятий (не используется мультимедийное оборудование, не применяются методы интерактивного обучения). Чаще всего занятия проводятся в традиционной форме;
8 Основные проблемы реализации Концепции, выявленные в результате мониторинга в отдельных УВО не разрабатываются новые программы специализированных модулей в соответствии с Рекомендациями (по тематике интегрированного модуля, с учетом профиля специальности и требованиями образовательного стандарта по специальности к компетенциям, а также с учетом наличия в УВО научно- педагогических школ); не разрабатываются новые программы специализированных модулей в соответствии с Рекомендациями (по тематике интегрированного модуля, с учетом профиля специальности и требованиями образовательного стандарта по специальности к компетенциям, а также с учетом наличия в УВО научно- педагогических школ); разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам интегрированных модулей, в особенности, электронных, находится в начальной стадии. Студентам доступны лишь отдельные элементы УМК; разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам интегрированных модулей, в особенности, электронных, находится в начальной стадии. Студентам доступны лишь отдельные элементы УМК; Порядок создания УМК не соответствует Положению об учебно- методическом комплексе на уровне высшего образования (Постановление Министерства образования от ). Порядок создания УМК не соответствует Положению об учебно- методическом комплексе на уровне высшего образования (Постановление Министерства образования от ).
9 Позитивные ответы (процент ответов «Да» и «Скорее да» на вопрос удовлетворены ли вы в целом следующими сторонами образовательного процесса в сфере социально- гуманитарной подготовки)
10 Распределение ответов на вопрос «насколько, по вашему мнению, социально-гуманитарные дисциплины, изученные в УВО, значимы для Вашей социальной и профессиональной деятельности?», по признакам «Общекультурная и мировоззренческая значимость» и «Большая практическая значимость» (данные в %) Учебные дисциплины Общекультурная и мировоззренческая значимость Большая практическая значимость Философия45,251 Основы психологии и педагогики 17,764 Экономическая теория 15,856 Социология22,246 Политология33,155 Основы идеологии белорусского государства 27,445 История Беларуси в контексте мировых цивилизаций 42,963
11 Распределение ответов на вопрос «С целью повышения качества личностно-профессиональной подготовки специалистов в УВО считаете ли вы необходимым (возможным)…» (данные в %) ДаНет Затрудняюсь ответить Предоставить студентам право выбора изучения определенных дисциплин социально- гуманитарного цикла в соответствии со своими профессиональными интересами 89,15,25,7 Предоставить студентам возможность участвовать в формировании перечня социально-гуманитарных дисциплин 72,015,212,8 Увеличить долю самостоятельной работы студентов при изучении социально- гуманитарных дисциплин 25,054,720,2 Усилить связь содержания социально- гуманитарных дисциплин с жизнью и будущей специальностью 76,312,611,1
12 О дальнейшем совершенствовании преподавания социально-гуманитарных дисциплин Министерству образования: внести изменения и дополнения в Рекомендации по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (до 1 мая 2013 г.); внести изменения и дополнения в Рекомендации по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (до 1 мая 2013 г.); продолжить в 2013/2014 учебном году экспериментальную апробацию Концепции; продолжить в 2013/2014 учебном году экспериментальную апробацию Концепции; провести совещания в регионах с заведующими кафедр и преподавателями социально-гуманитарных дисциплин (до 15 мая 2013 г.). провести совещания в регионах с заведующими кафедр и преподавателями социально-гуманитарных дисциплин (до 15 мая 2013 г.).
13 О дальнейшем совершенствовании преподавания социально-гуманитарных дисциплин Республиканскому институту высшей школы: завершить разработку образовательного стандарта интегрированных социально-гуманитарных модулей (до 1 декабря 2013 г.); завершить разработку образовательного стандарта интегрированных социально-гуманитарных модулей (до 1 декабря 2013 г.); организовать доработку содержания экспериментальных учебных программ интегрированных модулей (до 1 июня 2013 г.); организовать доработку содержания экспериментальных учебных программ интегрированных модулей (до 1 июня 2013 г.); создать экспертные группы по анализу содержания проектов типовых учебных программ по основным дисциплинам интегрированных модулей (до 15 мая 2013 г.); создать экспертные группы по анализу содержания проектов типовых учебных программ по основным дисциплинам интегрированных модулей (до 15 мая 2013 г.); организовать курсы повышения квалификации по интегрированным модулям; организовать курсы повышения квалификации по интегрированным модулям; обеспечить систематическое проведение семинаров по организации преподавания интегрированных и специализированных модулей. обеспечить систематическое проведение семинаров по организации преподавания интегрированных и специализированных модулей.
14 О дальнейшем совершенствовании преподавания социально-гуманитарных дисциплин Учреждениям высшего образования: Разработать комплекс мер по реализации в 2013/ 2014 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин Разработать комплекс мер по реализации в 2013/ 2014 учебном году Концепции оптимизации социально-гуманитарных дисциплин По итогам каждого семестра заслушивать на советах вуза, факультетов, заседаниях кафедр вопросы, связанные с реализацией Концепции По итогам каждого семестра заслушивать на советах вуза, факультетов, заседаниях кафедр вопросы, связанные с реализацией Концепции Организовать проведение ежегодного мониторинга качества преподавания интегрированных и специализированных модулей Организовать проведение ежегодного мониторинга качества преподавания интегрированных и специализированных модулей Обеспечивать систематическое повышение квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и внедрения в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий Обеспечивать систематическое повышение квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и внедрения в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий Осуществлять разработку УМК по интегрированным и специализированным модулям Осуществлять разработку УМК по интегрированным и специализированным модулям Организовать методические семинары по повышению качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин Организовать методические семинары по повышению качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.