Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrussia-eu.ru
1 1 О проекте концепции Экологического кодекса Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР России
2 2 «Об охране окружающей среды» «Об экологической экспертизе» «Об охране атмосферного воздуха» «Об отходах производства и потребления» «О животном мире» «Об особо охраняемых природных территориях» «Об охране озера Байкал» Международные Конвенции 16 Международные Конвенции 16 Нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Основные Федеральные Законы Указы Президента России 15 Указы Президента России 15 Постановления Правительства Российской Федерации 140 Постановления Правительства Российской Федерации 140 Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации более Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации более 4 100
3 3 Объективные предпосылки для разработки Экологического кодекса Нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды характеризуется: - недостаточной самостоятельностью и целостностью для защиты, общественных и государственных экологических интересов как важнейшего вида охраняемых правом интересов; - наличием внутренних противоречий, пробелов и разночтений; - наличием норм, мешающих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды; - наличием межотраслевых противоречий, требующих гармонизации с гражданским, ресурсным, административным и иным законодательством Российской Федерации; - отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений (преобладает пообъектный, фрагментарный подход). Нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды характеризуется: - недостаточной самостоятельностью и целостностью для защиты, общественных и государственных экологических интересов как важнейшего вида охраняемых правом интересов; - наличием внутренних противоречий, пробелов и разночтений; - наличием норм, мешающих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды; - наличием межотраслевых противоречий, требующих гармонизации с гражданским, ресурсным, административным и иным законодательством Российской Федерации; - отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений (преобладает пообъектный, фрагментарный подход). Обозначенные проблемы могут быть решены путем кодификации экологического законодательства в рамках Экологического Кодекса РФ
4 4 Правовое обеспечение реализации в нормах Экологического кодекса конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и создания экономических условий для экологизации экономики Российской Федерации Правовое обеспечение реализации в нормах Экологического кодекса конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и создания экономических условий для экологизации экономики Российской Федерации Основная идея разработки Экологического кодекса Cовершенствование правовых основ государственного р егулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путем установления единых принципов и правил охраны окружающей среды и природопользования Основная цель разработки Экологического кодекса
5 5 создание системного подхода регулирования отношений в области охраны окружающей среды, в том числе соответствующего международным принципам экологической политики; комплексное правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды; ведение норм прямого действия, способствующих повышению эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования; кодификация законодательства в области охраны окружающей среды; введение правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, отвечающих современному экономическому развитию Российской Федерации; установление единых принципов, позволяющих устранить противоречия в законодательных актах иной отраслевой принадлежности ; повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке создание системного подхода регулирования отношений в области охраны окружающей среды, в том числе соответствующего международным принципам экологической политики; комплексное правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды; ведение норм прямого действия, способствующих повышению эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования; кодификация законодательства в области охраны окружающей среды; введение правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, отвечающих современному экономическому развитию Российской Федерации; установление единых принципов, позволяющих устранить противоречия в законодательных актах иной отраслевой принадлежности ; повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке Задачи Экологического кодекса:
6 6 Структура проекта Экологического кодекса Российской Федерации Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Глава 2. Объекты экологических отношений Глава 3. Субъекты экологических отношений Глава 4. Управление в сфере охраны окружающей среды Раздел II. Обеспечение экологической безопасности Глава 5. Экологическая безопасность Глава 6. Отходы производства и потребления Глава 7. Опасные вещества, продукция, материалы Глава 8. Экологическое нормирование Глава 9. Экологическая экспертиза Глава 10.Экологический контроль Глава 11.Возмещение экологического вреда Раздел III. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды Глава 13. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Глава 14.Экологические налоги и льготное налогообложение Глава 15.Экологические депозиты и внебюджетные фонд Глава 16.Экологическое страхование Глава 17.Экологические программы и государственные заказы Глава 18.Материальное поощрение общественного экологического контроля. Раздел IV. Информационное обеспечение охраны окружающей среды Глава 19. Экологический мониторинг Глава 20. Правовой режим экологической информации Раздел V. Экологическая культура Глава 21. Формирование экологической культуры населения Общая часть
7 7 Структура проекта Экологического кодекса Российской Федерации Раздел VI. Охрана природных объектов и комплексов Глава 22. Охрана климата и озонового слоя Земли Глава 23. Охрана атмосферного воздуха Глава 24. Охрана водных объектов Глава 25. Охрана ландшафтов, земель и почв Глава 26. Охрана растительного и животного мира Глава 27. Охрана недр Раздел VII. Территории с особым эколого-правовым статусом Глава 28. Экологически неблагополучные территории Глава 29. Особо охраняемые природные территории Особенная часть
8 8 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Основные понятия» Закрепляются главные принципы охраны окружающей среды: - обеспечение всеми мерами государственного регулирования необходимого уровня экологической безопасности Российской Федерации, - не превышение ассимиляционных возможностей объектов окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности, - разрешение допустимых воздействий на уровне наилучших существующих доступных технологий, - стимулирование применения природосберегающих технологий и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, - ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов потребления. Закрепляются главные принципы охраны окружающей среды: - обеспечение всеми мерами государственного регулирования необходимого уровня экологической безопасности Российской Федерации, - не превышение ассимиляционных возможностей объектов окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности, - разрешение допустимых воздействий на уровне наилучших существующих доступных технологий, - стимулирование применения природосберегающих технологий и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, - ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов потребления.
9 9 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Плата за негативное воздействие на ОС Существующая ситуацияРезультат Расчет платы базируется на нормировании негативного воздействия с учетом санитарно-гигиенических нормативов. Отсутствует возможность зачета платы на целевые экологические мероприятия. Избыточно жесткие санитарно-гигиенические нормативы во многих случаях реально не обеспечиваются современным уровнем развития техники. Процедура выдачи разрешений и расчета платы одинакова для мелких и крупных природопользователей. Нет стимулов для внедрения экологически безопасных технологий. Субъективизм и коррупционная емкость системы выдачи экологических разрешений. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Порядок установления платы основан на новом принципе «отсчета» - от НСТД. Допустимое воздействие на окружающую среду устанавливается на уровне НСДТ. Природопользователи, использующие НСДТ, освобождаются от платежей за загрязнения на установленный период (3-5 лет). Повышение ставок платы за негативное воздействие на ОС, превышающее показатели НСДТ. Возможность зачета платы для внедрения НСДТ. Введение системы декларирования негативного воздействия на окружающую среду. Стимулирование внедрения экологически безопасных технологий Стимулирование развития рынка природоохранного оборудования и ресурсосберегающих технологий. Снижение бюрократических барьеров и коррупционной емкости разрешительной системы. Плата за негативное воздействие на окружающую среду – является в настоящее время единственной формой экономического регулирования воздействия на окружающую среду хозяйствующими субъектами, составляет в среднем 0,5% от всех налоговых отчислений предприятия Объем поступлений: 12 млрд. руб. в год, в т.ч. в федеральный бюджет – 2,5 млрд.руб. в год
10 10 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Природопользователи, использующие НСДТ, освобождаются от платы за загрязнения на установленный период (3-5 лет) Природопользователи, НЕ использующие НСДТ, вносят плату за весь объем загрязнений с возможностью открытия специальных депозитных счетов для внедрения НСДТ Список НСДТ утверждается и подвергается постоянному пересмотру органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды Решение о признании деятельности природопользователя по НСДТ принимает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующий орган субъекта Российской Федерации НАИЛУЧШАЯ СУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология производства определенного вида продукции из идентичного сырья, применяемая, по крайней мере, не менее чем на двух предприятиях в мире, с наименьшими показателями загрязнения окружающей среды и оборудование для использования которой доступно для приобретения на мировом рынке
11 11 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Штрафы за нарушения природоохранного законодательства Существующая ситуацияРезультат Штрафные санкции в размерах, предусмотренных КоАП, не оказывают существенного воздействия на предупреждение экологических нарушений. Нет стимулов для внедрения природосберегающего оборудования и технологий Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Существенное увеличение размеров штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Введение штрафов за представление недостоверных деклараций воздействия деятельности на ОС. Штрафные санкции должны существенно превышать затраты на осуществление превентивных мероприятий. Стимулируется безусловное соблюдение требований природоохранного законодательства и осуществление природоохранных мероприятий.
12 12 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Возмещение вреда окружающей среде Существующая ситуацияРезультат Возмещение ущерба ОС на уровне 30-50% по предъявленным искам. Система страхования экологических рисков не создана. Накопление ущерба окружающей среде. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Ужесточение нормативной базы возмещения ущерба от несанкционированных воздействий на окружающую среду и аварий. Включение страховых издержек в себестоимость продукции. Стимулирование превентивных мероприятий. Развитие экологического страхования возмещение ущерба ОС; создание независимой системы экологического контроля за счет внебюджетных источников.
13 13 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Экологические налоги и льготное налогообложение Существующая ситуацияРезультат Налоги не предусмотрены Налоговые льготы только декларированы Выпуск и оборот на рынке экологически вредной продукции. Рост техногенного воздействия на ОС. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Введение экологических налогов на выпуск и оборот на рынке нежелательной продукции. Введение налоговых льгот на развитие производства экологически чистой продукции и услуг (например, по переработке отходов) Вытеснение с рынка экологически нежелательной продукции. Развитие отечественной производственной базы по выпуску экологически приемлемых товаров и услуг. Снижение техногенного воздействия на ОС.
14 14 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Залоговая стоимость Существующая ситуацияРезультат не предусмотрена Более 90% отходов потребления подвергается прямому захоронению. Потеря вторичных материальных ресурсов. Выведение земель их хозяйственного оборота (под полигонное захоронение). Негативное воздействие на ОС. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Введение системы залоговой стоимости на некоторые виды отходов потребления (упаковочные материалы и тара, аккумуляторные батареи, автомобильные шины и т.п.) Снижение ресурсоемкости экономики. Снижение издержек ЖКХ на утилизацию отходов. Создание за счет внебюджетных средств системы сбора вторичных ресурсов. Развитие индустрии по переработке отходов и создание новых рабочих мест.
15 15 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Залоговая стоимость Покупатель Торговля Производители продукции Приемные пункты Региональный фонд рециклинга Федеральный фонд рециклинга Предприятия переработчики/ производители продукции деньги материалы продукция
16 16 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Экологические депозиты Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныВозмещение экологического ущерба не гарантировано Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Введение системы экологических депозитов (недропользование, захоронение отходов и т.п.). Гарантия обязательной компенсации в будущем наносимого ущерба ОС. Экологические внебюджетные фонды Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныРост накопленного экологического ущерба Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Создание внебюджетных экологических фондов Финансирование инновационных разработок, внедрение «чистых» технологий и оборудования. Льготное «зеленое кредитование» природопользователей.
17 17 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Экологические премии Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныНизкая эффективность реализации права граждан и общественных объединений на участие в экологическом контроле Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Закрепления права граждан и общественных объединений на материальное поощрение за сообщения о выявлении нарушений природоохранного законодательства, которые приводят к нанесению существенного вреда окружающей среде, природным ресурсам и здоровью граждан. Повышение эффективности экологического контроля (общественного) и роли гражданского общества в обеспечении благоприятной окружающей среды.
18 18 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Пример. Система финансирования рекультивации нарушенных земель на основе депозитов Депозит в уполномоченном банке Разработка месторождения минерально-сырьевых ресурсов Полигонное захоронение отходов Финансирование проекта рекультивации Отчисления на рекультивацию с единицы объема добычи или объема захоронения отходов ( из себестоимости) Финансирование проекта рекультивации
19 19 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Пример. Целевое финансирование реконструкции объектов ЖКХ Бюджеты субъекта РФ или муниципального образования Водоканал Тариф для предприятий Установление размера платы – компетенция законодательного органа РФ Финансирование проекта реконструкции Тариф для ЖКХ Плата за загрязнение плата за сбросы плата за сбросы Налоговая льгота на период реконструкции
20 20 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Информационное обеспечение охраны окружающей среды». Конкретизация поняти я, вид ов и порядк а проведения наблюдения за состоянием окружающей среды (государственный экологический мониторинг), и наблюдения за выбросами, сбросами и другими воздействиями (производственный экологический мониторинг). Восполнение пробелов в правовом регулировании режима экологической информации - определение понятия экологической информации, ее состава, принципов бесплатного доступа к информации любых заинтересованных лиц. Раздел «Экологическая культура». Вводятся нормы прямого действия по обязательности экологического образования и экологического просвещения. Возможность государственного регулирования в области формированию экологической культуры как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Положения ФЗ «Об охране окружающей среды» в части регулирования вопросов экологического образования являются декларативными. Отсутствует экологическая составляющая в Федеральном законе «Об образовании».
21 21 Особенная часть проекта Экологического кодекса Российской Федерации. Раздел «Охрана природных объектов и комплексов». Охрана климата и озонового слоя Впервые вводятся нормы, касающиеся охраны климата Земли. - обязанность государства поддерживать научные исследования по вопросам состояния озонового слоя и изменения климата - обязанность органов государственной власти разрабатывать и реализовывать меры по адаптации экономики к негативным последствиям изменения климата (наводнения, засуха, эпидемии и др.) Охрана ландшафтов, земель и почв Впервые дано правовое определение понятия "почвы" как самостоятельного и самоценного природного объекта. Устраняется правовая неопределенность разграничения понятий «земли» и «почвы» - экономический механизм регулирования деятельности в области охраны почв - виды ответственности за нарушение законодательства и порядок возмещения вреда, причиненного почвам - исковая давность не распространяется на требования по возмещению вреда, причиненного почвам -государственный учет деградированных и загрязненных почв - компенсационное восстановление почв при изъятии земель под застройку Охрана растительного и животного мира Вводится понятие растительного мира как совокупности дикорастущих растений и грибов в их биологическом разнообразии и взаимодействии. - меры правовой охраны объектов растительного мира (ограничения и запреты, расселение и акклиматизация, создание ботанических коллекций, охрана редких видов) государственный учет и мониторинг -регулирование видов пользования на основе принципа платности при промышленной и иной заготовке растительного сырья - вводятся нормы правового регулирования отношений при охране и использовании объектов растительного мира (неурегулированные Лесным кодексом)
22 22 Особенная часть проекта Экологического кодекса Российской Федерации. Раздел «Охрана природных объектов и комплексов». Охрана водных объектов Кодификация экологических норм водного законодательства при сохранении юридической силы существующих Водного кодекса и и федеральных законов («Об охране озера Байкал», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне», «О континентальном шельфе», «Об исключительной экономической зоне» ). - запрет на сброс неочищенных сточных вод - однозначные экологические требования к землепользованию и хозяйственной деятельности в водоохранных зонах -требования к пользованию трансграничными водными объектами Охрана недр Кодификация норм законодательства о недрах в части требований по охране недр, как природного объекта, и охраны окружающей среды при недропользовании. -конкретизация экологических требований к стадия геологического изучения, разведочных работ и добычи полезных ископаемых с учетом фактических различий их видов (нефть, газ, уголь,руда и т.д.) -экологические требования к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
23 23 Особенная часть проекта Экологического кодекса Российской Федерации. Раздел «Территории с особым экологическим статусом». Экологически неблагополучные территории *На зоны чрезвычайных экологических ситуаций распространяется Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Особо охраняемые природные территории. Правовой режим экологически неблагополучных территорий Дифференциация экологически неблагополучных территорий по степени произошедших изменений в состоянии окружающей природной среды Порядок установления более жестких экологических требований к природопользованию Особенности экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды на экологически неблагополучных территориях Адресный характер использования средств, взыскиваемых в ходе привлечения к юридической ответственности: компенсация за вред, причиненный на всех особо охраняемых природных территориях поступают соответствующим учреждениям для использования их в целях восстановления потерь в природной среде. Особенности правового режима водных особо охраняемых территорий, в том числе международного значения, а также правового статуса морских охраняемых акваторий. Правовое регулирование туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях
24 24 Особенности разработки и принятия законопроекта «Экологический кодекс Российской Федерации» Принятие Экологического кодекса Российской Федерации предусматривает концептуальное изменение законодательства в сфере охраны окружающей среды и соответственно государственного регулирования. При разработке проекта Экологического кодекса потребуется пересмотр практически всего блока законодательных актов данной отрасли права на предмет внесения в него изменений или признания утратившими силу. Предлагается отдельные главы особенной части вводить поэтапно по мере их разработки и принятия, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Переходные положения и сроки введения в действие разделов Экологического кодекса, установить в проекте федерального закона о введении в действие Экологического кодекса Российской Федерации. Принятие Экологического кодекса Российской Федерации предусматривает концептуальное изменение законодательства в сфере охраны окружающей среды и соответственно государственного регулирования. При разработке проекта Экологического кодекса потребуется пересмотр практически всего блока законодательных актов данной отрасли права на предмет внесения в него изменений или признания утратившими силу. Предлагается отдельные главы особенной части вводить поэтапно по мере их разработки и принятия, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Переходные положения и сроки введения в действие разделов Экологического кодекса, установить в проекте федерального закона о введении в действие Экологического кодекса Российской Федерации.
25 25 Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона Упрочение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Создание дополнительных условий обеспечения экологической безопасности. Гармонизация с международным законодательством. Появление экономических стимулов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и стимулирование развития экологического бизнеса. Снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду. Уменьшение заболеваемости населения и повышение уровня комфортности среды обитания. Упрочение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Создание дополнительных условий обеспечения экологической безопасности. Гармонизация с международным законодательством. Появление экономических стимулов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и стимулирование развития экологического бизнеса. Снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду. Уменьшение заболеваемости населения и повышение уровня комфортности среды обитания.
26 26 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.