Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfas.gov.ru
1 Москва, июль 2011 г. Совершенствование российского антимонопольного законодательства: Третий антимонопольный пакет поправок ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев
2 2 Развитие российского антимонопольного конкурентного законодательства Закон о конкуренции (1991 год): «Первый антимонопольный пакет», (2006 год): Закон о защите конкуренции; Поправки в Кодекс об административных правонарушениях. «Второй антимонопольный пакет», (2009 год): Поправки в Закон о защите конкуренции; Поправки в Кодекс об административных правонарушениях; Поправки в Уголовный Кодекс; Поправки в другие законодательные акты. «Третий антимонопольный пакет» (принят в июне 2011 года): Поправки в Закон о защите конкуренции; Поправки в Кодекс об административных правонарушениях; Поправки в Уголовный Кодекс; Поправки в другие законодательные акты.
3 Третий антимонопольный пакет Основные цели третьего антимонопольного пакета: - развитие конкуренции на товарных рынках; -совершенствование принципов контроля деятельности монополий; - минимизации правовых рисков бизнеса. 3
4 4 Экстерриториальность Уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России: Четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий – объем товарооборота на территории РФ, 1 млрд. руб).
5 5 Координация экономической деятельности Уточняется понятие координации экономической деятельности (она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация;
6 6 Правила недискриминационного доступа повышение уровня доступности информации для потребителей; определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий; применение типовых договоров. Устанавливаются дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на: Правила недискриминационного доступа уже действуют на: - рынке услуг аэропортов; - рынке присоединения к электросетям.
7 7 Соглашения Устанавливаются безусловные запреты (per se) только на горизонтальные соглашения (картели). Всего три типа соглашений признаются незаконными по существу (per se): 1) соглашения о ценах, в том числе на торгах; 2) соглашения о разделе территории; 3) соглашения о бойкотировании. Сокращается количество запретов per se. Запреты per se не распространяются на соглашения хозсубъектов, входящих в одну группу лиц, если между такими хозяйствующими субъектами прямо или косвенно установлен контроль, либо такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица. Исключается уголовная ответственность за «вертикальные» соглашения.
8 8 Cогласованные действия запрещенные согласованные действия хозсубъектов разделяются на две части, в зависимости от того, требуется ли установления факта ограничения конкуренции; признаются согласованными действия хозсубъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке; исключается уголовная ответственность за согласованные действия; вводится минимальная доля товарного рынка (20%), которую должны занимать участвующие в согласованных действия хозсубъекты; запреты согласованных действий не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.
9 9 Государственные и муниципальные преференции Уточняются цели предоставления государственных и муниципальных преференций - преференции могут быть предоставлены малому и среднему бизнесу, деятельность которого соответствует условиям поддержки, определенным в федеральных, региональных или муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства.
10 10 Контроль экономической концентрации Увеличиваются пороговые значения стоимости активов для необходимости предварительного согласования сделок – с 75 млн. евро до 175 млн. евро, выручки – с 150 млн. евро до 250 млн. евро. Уточняется перечень сведений представляемых в ФАС России вместе с ходатайством. Вносимые изменения нацелены на: - снижение административной нагрузки на средний бизнес; - создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации.
11 11 Контроль экономической концентрации Предусматривается возможность создания коммерческой организации без предварительного согласования, если ее уставный капитал оплачивается денежными средствами финансовой организации; Уточняется, что предварительное согласование требуется, если имущество, вносимое в уставный капитал создаваемой организации является основным производственным средством (кроме земельных участков и зданий непромышленного значения), а также если уставный капитал оплачивается нематериальными активами другой коммерческой организации.
12 12 Процедуры антимонопольного контроля Антимонопольному органу предоставляется право направлять предостережения лицам, действия которых могут привести к нарушению законодательства. Устанавливается документарная форма проверки. Уточняется порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации. Развивается практика применения внезапных проверок «рейдов на рассвете» совместно с МВД России
13 Санкции за нарушение антимонопольного законодательства Определены смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые учитываются при расчете «оборотного» штрафа. Определены особенности исчисления штрафа за антиконкурентные соглашения на торгах. 13
14 Санкции за нарушение антимонопольного законодательства Поправки в Уголовный кодекс исключают применение уголовного наказания за согласованные действия. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях вводят фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции, вместо «оборотных». 14
15 15 Динамика количества возбуждённых дел о нарушении антимонопольного законодательства
16 16 Доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства из числа выявленных (всего) Выявлено нарушений АМЗ (всего) Устранено Нарушений АМЗ (всего) 2008 г г г Устраненные нарушения являются суммой: -нарушений, устраненных до возбуждения дела; -нарушений, устраненных в процессе рассмотрения дела; -исполненных предписаний; -удовлетворенных судом исков антимонопольных органов.
17 17 Доля дел, по которым факт нарушения антимонопольного законодательства в 2010 году не подтвердился
18 18 Доля отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства 2008 г.2009 г.2010 г. Принято решений о наличии нарушения Обжаловано решений (в т.ч. принятых в пред. периоде) Отменено решений Доля отмененных решений в количестве принятых5,5%4,3%5,1% - отменено судом (в % к кол-ву обжалованных решений)
19 19 Доля дел, возбужденных по инициативе антимонопольных органов в 2010 году за нарушение Закона о защите конкуренции - доля инициативных дел
20 20 Динамика количества возбуждённых дел о нарушении законодательства о рекламе
21 21 Динамика количества выданных постановлений о наложении штрафа Всего выдано постановлений: 2008 г г г Рост количества постановлений в 2010 году к 2009 году - в 1,5 раза (в 1,6 раза - за нарушение антимонопольного законодательства)
22 22 Отношение количества отмененных судом постановлений о применении мер административной ответственности в сфере деятельности службы к общему количеству обжалованных постановлений - отменено постановлений (% от числа обжалованных) 2008 г.2009 г.2010 г. Выдано постановлений, всего Обжаловано постановлений, всего Отменено постановлений, всего Доля обжалованных постановлений в числе выданных27,1%26,0%23,2% Доля отмененных постановлений в числе выданных11,5%10,8%7,0%
23 23 Динамика суммарного размера уплаченного штрафа в сфере деятельности ФАС России, млн. руб. (по данным Федерального Казначейства)
24 24 Динамика суммарного размера уплаченного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства, млн. руб. (по данным Федерального Казначейства) В I-ом полугодии 2011 года суммарный размер уплаченного штрафа составляет 10 млрд. рублей
25 25 Значимые дела 2010 года Высший Арбитражный суд Российской Федерации полностью поддержал позицию ФАС России в споре с крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями и подтвердил законность решений ФАС России по фактам: -- монопольных цен -- дискриминации независимых трейдеров -- изъятия товара из обращения на рынках Российской Федерации
26 26 Значимые дела 2010 года Выявлено и пресечено злоупотребление доминирующим положением на рынке микроконтроллеров для электронной кассовой ленты защищенной, применяемой в контрольно-кассовой технике (ЭКЛЗ), нарушителю – ОАО «Ангстрем» выдано предписание организовать продажи микроконтроллеров на недискриминационных условиях
27 27 Значимые дела 2010 года Выиграно первое дело по факту манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности). На основе технико-экономической экспертизы было доказано, что действия ОАО «ТГК-11» являлись манипулированием ценой на рынке и имели своим результатом необоснованный рост цен на электроэнергию для конечного потребителя
28 Пути развития взаимодействия конкурентных ведомств и судов Отсутствие единообразия в применении норм антимонопольного законодательства; Процедурные недостатки, а также проблемы, связанные с различными подходами к вопросу об объеме доказывания нарушений антимонопольного законодательства. Сложности, возникающие на пути развития взаимодействия конкурентных ведомств и судов: 28
29 повышение знаний чиновников и судей о состоянии конкуренции в России и перспективах ее развития; сокращение числа нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о закупках, рекламного законодательства и др.; всестороннее обсуждение и поиск путей решения проблем, связанных с развитием конкуренции; выработка и принятие взвешенных решений при осуществлении регулирования рынков; 29 Взаимодействие ФАС России с органами власти Основные пути улучшения взаимодействия ФАС России с органами власти: далее
30 привлечение новых сил и ресурсов для решения задач, стоящих перед антимонопольным органом; внедрение единообразных подходов при оценке действий, нарушающих антимонопольное и рекламное законодательство, законодательство о закупках и др.; повышение эффективности контроля за нарушениями на рынке. 30 Взаимодействие ФАС России с органами власти Основные пути улучшения взаимодействия ФАС России с органами власти (продолжение):
31 FAS-book rus_fas СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.