Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsibacc.ru
1 С оздани е системы прогнозирования потребностей экономики регионов в подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования Сигова Светлана Владимировна, к.э.н., ведущий научный сотрудник ЦБМ ПетрГУ 26 ноября 2010 г., Томск
2 2 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 1.Нормативно-отраслевой метод или «технологический» Основан на макроэкономическом анализе изменения численности работников в отраслях экономики ( видах экономической деятельности )в зависимости от ВДС отрасли (вида экономической деятельности) 2. Метод опроса работодателей или «социологический» Основан на микроэкономическом анализе потребности в кадрах по репрезентативной выборке предприятий Два подхода к определению потребностей экономики в квалифицированных кадрах
3 3 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Достоверность определения потребностей страны, федеральных округов, субъектов Федерации с использованием макроэкономической методики прогнозирования и микроэкономической методики опроса работодателей Федеральные округа 1 уровень занятое население – (3-10 )млн. чел. Макроэкономическая методика Долгосрочное прогнозирование на лет вперед Российская Федерация 0 уровень занятое население – 66,8млн. чел. Субъекты Федераций 2 уровень занятое население >0.5 млн. чел Муниципалитеты: города и районы 3 уровень занятое население – (10-100) тыс. чел Предприятия и организации 4 уровень занятое население (0.5-2,0) тыс. чел | | Микроэкономическ ая методика Краткосрочное прогнозирование на 2-3 года вперед Достоверность методики, %
4 4 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета ВЭД региона I(t)I(t) ОУ НПО Прием(t-2) Выпуск(t) ОУ СПО Прием(t-4) Выпуск(t) ОУ ВПО Прием(t-5) Выпуск(t) существующая СЧР в экономике ЕДП в работни ках требуемая СЧР в экономике X(t) K(t)K(t) Ex(t) ? ? ? инвес- тиции основные фонды экспорт Структурная модель системы «ОБРАЗОВАНИЕ – РЫНОК ТРУДА – ЭКОНОМИКА» Im(t) импорт r(t)r(t) σ(t)σ(t) доля оплаты труда в ВРП эффективность новых технологий L(t)L(t) РОЖДАЕМОСТЬ школа (1- 9 кл.) школа ( кл.) РЫНОК ТРУДАСИСТЕМА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАРАМЕТРЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЛАНСОМ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЛЬНЫХ УСЛУГ ЭКОНОМИКА ВРП L(t-1) Pt(t)
5 5 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Нахождение матриц профессионально- квалификационного соответствия между видами экономической деятельности и укрупненными группами учебных специальностей для трех уровней профессионального образования Расчет прогнозных потребностей в квалифицированных кадрах по трем уровням профессионального образования и 28 УГС до 2020 года. Расчет дополнительного спроса экономики на работников по видам экономической деятельности и трем уровням профессионального образования до 2020 года Прогнозы ВДС, инвестиций, производительности труда по ВЭД из программ развития СФ и РФ по различным сценариям (КДР , кризисному сценарию) Прогнозирование среднегодовой численности работников по видам экономической деятельности до 2020 года Структурирование среднегодовой численности работников по видам экономической деятельности по трем уровням профессионального образования до 2020 года Макроэкономическая методика прогнозирования потребностей экономики в кадрах
6 6 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Факторы формирования дополнительной потребности в кадрах и источники ее покрытия
7 7 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Расчет дополнительного спроса и дополнительного предложения
8 8 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Параметры модели - дополнительный спрос, численность работников в периоде, - фактическая численность работников на рынке труда, - поток выбытия трудовых ресурсов с рынка труда за период, - изменение численности работников на рынке труда за период, - дополнительное предложение на рынке труда, - выпускники системы профессионального образования - переподготовленные и переобученные безработные, - приехавшие трудовые мигранты, - естественно-возрастное выбытие, - эмигранты, - индекс изменения численности работников, - индекс изменения совокупных затрат труда, - индекс изменения ВВП - индекс изменения производительности труда - показатель баланса спроса и предложения на рынке труда
9 9 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Перечень входных данных и их источников для прогнозирования 1. Макроэкономические показатели по видам экономической деятельности: Валовая добавленная стоимость в абсолютных и относительных единицах (Прогноз социально-экономического развития региона – форма «2П») Инвестиции в основной капитал в абсолютных и относительных единицах (Прогноз социально-экономического развития региона – форма «2П»)) 2. Показатели функционирования рынк а труда: Среднесписочная численность работников (форма статотчетности 1-Труд) Занятые в экономике по уровням образования (статсборники «Труд и занятость» ) Трудовая миграция по уровням образования и различным причинам выбытия/прибытия (формы отчетности МО3 и МР1, 2Т-миграция ) 3. Д емографи ческие показатели : Общее население (статсборники) Рождаемость(статсборники) Население в трудоспособном возрасте (статсборники) Перспективная численность населения (демографический прогноз) 4. Показатели функционирования систем ы образования Численность выпускников 9-11 классов (форма отчетности «РИК», статсборники) Распределение численности выпускников (формы отчетности «3-НК», «2-НК», «3-Профтех») Приемы, выпуски, контингент учащихся и студентов системы профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей, форм обучения и видов финансирования (формы отчетности для ВПО – «3-НК», для СПО- «2-НК», для НПО – «1-5 Профтех»
10 10 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Макроэкономическая методика прогнозирования Макроэкономическая методика прогнозирования
11 11 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Перечень и содержание этапов макроэкономического прогнозирования в Бюро трудовой статистики США
12 12 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Сравнительные характеристики методик прогнозирования в развитых странах
13 13 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Прогнозные данные по подготовке необходимых специалистов в разрезе УГС по различным уровням образования для Сибирского федерального округа
14 14 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Занятое население по уровням образования в разрезе субъектов Сибирского федерального округа
15 15 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Учет особенностей малого бизнеса в СибФО Всего работников – 6,3 млн.чел., (в т.ч. в сфере малого бизнеса – 1,2 млн.чел.)
16 16 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Учет особенностей малого бизнеса в Томской области Всего работников – 337,1 тыс.чел., (в т.ч. в сфере малого бизнеса – 86,7 тыс.чел.)
17 17 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура распределения работников по уровням профессионального образования. Роль малого бизнеса в Сибирском федеральном округе Структура распределения работников по уровням профессионального образования. Роль малого бизнеса в Сибирском федеральном округе Сибирский федеральный округ Томская область
18 18 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Матрица профессионально-квалификационного соответствия «учебная специальность – вид экономической деятельности» 28 УГС х 27 ВЭД (в расчете на 1000 специалистов с ВПО)
19 19 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Профессионально-квалификационная структура работников с ВПО для предприятий малого бизнеса по сектору ИКТ и для полного круга предприятий по ВЭД «К» ( операции с недвижимым имуществом)
20 20 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура дополнительной потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием для СибФО на 2015 год (НПО=рабочие профессии)
21 21 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Дополнительная потребность экономики в кадрах с профессиональным образованием с дифференциацией по уровням бизнеса для СибФО на 2009 год (НПО = рабочие профессии)
22 22 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Выпуски государственных образовательных учреждений ВПО, СПО, НПО. Сибирский федеральный округ
23 23 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Баланс дополнительной потребности экономики в выпускниках и объема подготовки специалистов в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования в разрезе 28 УГС для СФО на 2010 год
24 24 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура распределения зарубежных трудовых мигрантов (249,3 тыс. чел.) по регионам СибФО в 2009 г.
25 25 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Динамика распределения мигрантов по основным видам экономической деятельности в Сибирском ФО за 2006 и 2009 гг.
26 26 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Покрытие потребности в кадрах за счет зарубежных трудовых мигрантов Сибирский федеральный округТомская область
27 27 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Прогноз баланса трудовых ресурсов России
28 28 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура прогноза баланса трудовых ресурсов России 1. Ресурсная часть - наличие трудовых ресурсов и источники их формирования: –трудоспособное население в трудоспособном возрасте; –иностранные трудовые мигранты; –лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике. 2. Распределительная часть - распределение трудовых ресурсов: –экономически активное население (занятые экономической деятельностью (в том числе с распределением работников по видам экономической деятельности); –экономически неактивное население (в том числе учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства).
29 29 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Необходимые расчеты при формировании прогноза баланса трудовых ресурсов России 1.Расчет прогнозной численности учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства по трем уровням профессионального образования (в т.ч. по субъектам Федерации). 2.Расчет дополнительной потребности в занятых по видам экономической деятельности для России и для каждого СФ. 3.Прогноз дополнительной потребности экономики в выпускниках всех уровней профессионального образования в разрезе 28 УГС. 4.Прогнозные потребности экономики в работниках в разрезе «виды экономической деятельности – укрупненные группы занятий в экономике» для уровней профессионального образования.
30 30 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Балансовый расчет потребности в занятых и источников ее покрытия Прогноз источников трудовых ресурсов для обеспечения дополнительной потребности в кадрах 1.Прогноз численности выпускников системы профессионального образования, 2.Прогноз численности зарубежных трудовых мигрантов; 3.Прогноз межрегиональной миграции; 4. Прогноз общей численности безработных по уровням профессионального образования и по субъектам Федерации Балансовый расчет потребности в занятых и источников ее покрытия
31 31 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Выводы 1. Формирование прогнозной потребности в кадрах с профессиональным образованием целесообразно осуществлять на основе макроэкономической методики прогнозирования. 2. Расчет прогнозных потребностей и формирование балансовых таблиц на основе макроэкономической методики могут быть положены в основу формирования прогноза баланса трудовых ресурсов России и регионов.
32 32 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 32 Благодарим за внимание. Надеемся на сотрудничество.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.