Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемier.bsu.ru
1 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Буров Виталий Юрьевич ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БГУ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗабГУ Научно-практический семинар «Экономическая безопасность региона в контексте демографической, продовольственной и энергетической конкурентоспособности» 18 – 19 апреля 2013 г.
2 Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Национальные интересы в Стратегии, в аспекте экономической безопасности рассматриваются как приоритеты устойчивого развития: - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; - экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал. 14
3 Укрепление системы национальной, в том числе экономической безопасности, является важнейшей функцией любого государства, начиная с момента его возникновения. Актуальность этой проблемы повышается в периоды масштабных социально- экономических и политических трансформаций, подобных той, какую переживает Россия
4 В Стратегии отмечается, что главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры; потеря контроля над национальными ресурсами; ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность; низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы; сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.
5 Определение категории «экономическая безопасность» ПодходыОпределениеАвтор 1.Определение экономической безопасности через « устойчивость » Совокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность национальной экономики, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию Л. И. Абалкин, С. А. Афонцев, Г. С. Вечканов, С. Ю. Глазьев, и др 1.Определение экономической безопасности через « интересы » Состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов А. Смит, Д. Рикардо, В. К Сенчагов, В. К. Нусратулл ин, и др. 1.Определение экономической безопасности через « независимость » Состояние национального хозяйства, обеспечивающее независимость экономики, осуществление экономического суверенитета, увеличение экономической силы и повышение качества жизни Ф. Лист, А. Илларионов, Г. В. Коржов, Н. М. Блинов, и др.
6 Из проведенных исследований сущности экономической безопасности можно сделать следующие основные выводы, которые позволяют уточнить определение категории «экономическая безопасность»: - экономическая безопасность - это составная и неотъемлемая часть национальной безопасности, учитывающая ее национально-государственные и геополитические интересы и цели; - содержание экономической безопасности определяется эффективностью и конкурентоспособностью экономической системы; -экономическая безопасность призвана обеспечить устойчивое, поступательное развитие экономики государства. экономическая безопасность – составная часть национальной безопасности, определяющаяся эффективностью и конкурентоспособностью экономической системы, обеспечивающая устойчивое развитие экономики в контексте демографической, продовольственной и энергетической безопасности через развитый сектор малого предпринимательства, характеризующееся качеством государственного регулирования и развитием эффективной системы противодействия теневой экономике, создающая надежные условия и гарантии для официальной предпринимательской деятельности.
7 Ретроспективный анализ социально-экономического развития Забайкальского субрегиона в составе Республики Бурятия и Забайкальского края и его современного состояния позволило выявить несколько ключевых проблемных блоков, связанных, прежде всего, с угрозами экономической безопасности: Демографический Продовольственный Энергетический Малого и среднего предпринимательства Теневой экономики Поскольку демографическая, продовольственная и энергетическая сферы относятся к базовым, жизнеобеспечивающим секторам, то и повышение их конкурентоспособности, предопределяют уровень экономической безопасности региона.
8 1. Недостаточная энергообеспеченность Забайкалья и ее низкая эффективность, по сравнению с Прибайкальем (Иркутская область и Красноярский край) диктуют необходимость поиска новых источников энергии (нетрадиционной, газификации и др.) и повышать энергоэффективность наследственной экономики. 2. Высокий уровень продовольственной зависимости (до 50%) вызван в основном отсутствием выраженной специализации к каковым относится пастбищное животноводство, потенциал которого используется от силы на 20%. Другая причина заключается в том, что за 20 лет пореформенного периода государство не смогло решить одну важнейшую проблему для мелкотоварных аграриев – организовать цивилизованную систему закупа и реализации сельскохозяйственной продукции. 3. Ухудшающая демографическая ситуация в регионах Востока страны: стремительное сокращение численности населения страны, возрастающая ассиметрия в половозрастной структуре, чрезвычайно низкая рождаемость, гораздо ниже порогового уровня, необходимого даже для суженного воспроизводства, миграционный отток наиболее активной части населения усугубляют напряженность на рынке труда, ведет к деградации исторически сложившихся традиций, обезлюдению территорий, что особенно негативно в плане общей безопасности страны, так как Забайкалье – приграничный регион с Китаем и Монголией.
9 На основе монографического анализа проблемы в научной литературе, анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих экономическую безопасность России и ее регионов, планируется: Экономико-статистический анализ состояния экономической безопасности в контексте демографической, продовольственной и энергетической конкурентоспособности в приграничных районах республики Бурятия и Забайкальского края. Проведение экспертных опросов с целью оценки экономической безопасности региона. Анализ экстенсивных и интенсивных факторов влияющих на экономическую безопасность региона. Стратификация факторов, влияющих на экономическую безопасность региона
10 Одной из главных угроз экономической безопасности России является теневая экономика, достигшая за прошедшее десятилетие гипертрофированных масштабов, и имеющая постоянную тенденцию к увеличению. В этой ситуации угроза национальной безопасности, прежде всего, состоит в наносимом теневой экономикой материальном ущербе, невозможности успешно решать проблемы накопления и экономического роста, неблагоприятном инвестиционном климате как следствии невысокого рейтинга страны на международной арене.
11 Снижение масштабов уклонения от уплаты налогов напрямую связано с развитием системы управления противодействию теневой экономике в России и носит сегодня неоспоримый характер. Практика показывает, что многие принимаемые на макроуровне решения по противодействию теневой экономике не дают желаемого результата в силу недостаточной эффективности аналогичных систем управления на различных уровнях. Актуальным остается вопрос координации противодействия теневым отношениям между уровнями управления и консолидации усилий участников механизма (концепции) противодействия теневой экономике при решение конкретных задач на региональном и местном уровнях.
12 К сожалению, результаты борьбы государства с теневой экономикой пока неутешительны, а существующие в настоящее время методы государственного воздействия на теневую экономику бессистемны, малоэффективны и зачастую носят характер разоблачительных компаний, непосредственно связанных с политической борьбой. Более того, само государство можно рассматривать как часть проблемы: гипертрофированные масштабы теневой экономики стали возможны благодаря просчетам в социально- экономической политике, коррумпированности значительной части государственного чиновничества, формирования олигархических структур как слияния власти и капитала.
13 В аспекте экономической безопасности требуется: Теоретическая и методологическая проработка проблемы экономической безопасности региона. Определение исследовательских подходов к изучению демографической, продовольственной и энергетической конкурентоспособности. Выявление факторов и проблем влияющих на экономическую безопасность и региона.
14 Первая стадия: определение научно-методологической базы (академическое научное учреждение) с целью создания информационного банка данных с использованием даны Росстата, проведение мониторинга, привлечение экспертов. Вторая стадия: разработка программ по направлениям с использованием математического моделирования и учитывающих региональные особенности. Третья стадия: создание соответствующего исполнительного органа – департамент по противодействию теневой экономике. Четвертая стадия: предусматривает реализацию мероприятий направленных на изменение структуры теневой экономики в направлении сокращения сегментов, характеризующихся наибольшей деструктивностью ( коррупционный, скрытый, перераспределительный )
15 Разработана: методика оценки масштабов теневой деятельности субъектов МП на мезо и макроуровне. В отличие от существующих методик позволяет более объективно рассчитать экономические последствия от ТЭО в виде бюджетных потерь (недополученных налогов), что связано с применением специальных расчетных показателей – рентабельность; сальдированный финансовый результат, с использованием дополнительного показателя – уровень скрытой заработной платы, полученных в проводимых собственных исследованиях и данных органов статистики. математическая модель оценки вовлеченности и ее степени в теневые экономические отношения субъектов малого предпринимательства, учитывающая отраслевую принадлежность и региональность.
16 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.