Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmon.tatarstan.ru
1 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ сентября 2010 г. г. Казань Босова Людмила Леонидовна
2 Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. Актуальность
3 Цифровые ( электронные ) образовательные ресурсы ЦОР ( ЭОР ) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном ( образовательном ) процессе, представленные в цифровом ( электронном ) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ )
4 Классификация ЦОР по цели создания : педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса ; культурные информационные ресурсы, существующие от учебного процесса независимо
5 Классификация ЦОР по природе основной информации : текстовые ЦОР, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку ; изобразительные ЦОР, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающее посимвольной обработки ; звуковые ЦОР, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание ; программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода ; мультимедийные ЦОР, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач
6 Классификация ЦОР по наличию печатного эквивалента ЦОР, представляющие собой электронный аналог печатного ресурса ; самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств
7 Классификация ЦОР по технологии распространения : локальные ЦОР, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров ( тиража ) на переносимых машиночитаемых носителях ; сетевые ЦОР, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети ; ЦОР комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых
8 Классификация ЦОР по характеру взаимодействия пользователя и ЦОР детерминированные ЦОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем ; интерактивные ЦОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком.
9 Классификация ЦОР по функции в учебном процессе : предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов ; информационно - справочное обеспечение всех видов занятий ; моделирование объектов, явлений и процессов ; расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения ; тренаж навыков и умений различного характера, решение задач ; контроль и оценка знаний учащихся и др.
10 Мультимедийность Важнейшей характеристикой современных электронных образовательных ресурсов является их мультимедийность, понимаемая как синтез различных видов информации текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления
11 Интерактивность манипулирование экранными объектами с помощью мыши ; линейная навигация ; иерархическая навигация ; интерактивные справки ; обратная связь ; конструктивное взаимодействие ; рефлексивное взаимодействие ; имитационное моделирование ; поверхностная контекстная интерактивность ; углубленная контекстная интерактивность
12 ЦОР способны обеспечить все компоненты образовательного процесса : получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений расширение сектора самостоятельной учебной работы изменение ролей преподавателя ( поддержка учебного процесса и его координация ) и учащихся ( активная вовлеченность в учебный процесс ) ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
13 Предыдущий опыт 30- летняя история Наличие ЦОР на рынке ЦОР редко использовались в учебном процессе Причины, затруднявшие использование существовавших ЦОР в учебном процессе : 1) подавляющее большинство существовавших ЦОР не соответствовало стандартам, учебникам и учебным программам ; 2) не было методических рекомендаций по использованию ЦОР в учебном процессе и т. д.
14 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов Обзор современных цифровых образовательных ресурсов
15 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Информационные источникиИнформационные инструменты
16 Информационные источники Коллекции цифровых копий документов, текстов, изображений, музыкальных произведений общекультурного значения : Коллекции изображений Коллекции текстов Коллекции звукозаписей Коллекция видеозаписей Словари Энциклопедии Специализированные учебные ресурсы : Наборы учебных текстов Учебные видеофильмы Модели различных объектов и явлений
17 Примеры ЦОР : коллекции
19 Информационные инструменты Общепользовательские информационные инструменты ( стандартный пакет офисных приложений, включающий редакторы текстов, таблиц, деловой графики и др.) Профессиональные инструменты из различных отраслей ( САПР, ГИС, редактор диаграмм, издательские системы, и др.), адаптированные к использованию в общем образовании Предметно - ориентированные инструменты, не являющиеся профессиональными ( виртуальные естественнонаучные лаборатории, виртуальные математические лаборатории, социальные моделирующие среды, лента времени, инструмент для построения генеалогических деревьев и др.)
20 Комплексные ЦОР Линия учебно - методических комплектов ( полный набор учебно - методических комплектов для изучения одного предмета на одном уровне образования ) Учебно - методические комплекты Устоявшиеся УМК с комплектом цифровых ресурсов Инновационные УМК, разрабатываемые с учетом возможности использования ИКТ и направленные на новые образовательные результаты Учебно - методические модули Тематические модули Модули по типам учебной деятельности
21 Примеры комплексных ЦОР Наборы цифровых образовательных ресурсов, расширяющие учебники / УМК За счет расширения действующих сегодня в школе учебников создают у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на достижение современных образовательных результатов.
22 Демонстрационные материалы Плакат - иллюстрация
23 Демонстрационные материалы Плакат - схема
24 Демонстрационные материалы Плакат - задание
25 Демонстрационные материалы Плакат со звуком
26 Демонстрационные материалы Интерактивное правило
27 Демонстрационные материалы Интерактивная таблица
28 Демонстрационные материалы Презентации
29 Демонстрационные материалы Видеоролики ( видеофрагменты, видеоэкскурсии, анимации )
30 Материалы для практических занятий Вопрос для коллективного обсуждения
31 Учебные модули Иллюстрированный учебный модуль Гипертекстовый учебный модуль Интерактивный рисунок Словарики и словарные статьи Материалы для практических занятий
32 Интерактивные модели
33 Материалы для практических занятий Виртуальные лаборатории
34 Материалы для практических занятий Задания - конструкторы
35 Материалы для практических занятий Тренажеры
36 Материалы для практических занятий Интерактивные игры
37 Материалы для практических занятий Задачи
38 Материалы для контроля и аттестации
42 Инновационные учебные материалы учебные модули справочно-иллюстративные материалы (мультимедийные справочники) инструменты учебной деятельности Примеры комплексных ЦОР
43 Инновационные учебно - методические комплексы Полные наборы средств обучения в ИКТ-насыщенной среде Полные наборы средств обучения, обеспечивающие потребности организации учебного процесса по предмету в ИКТ-насыщенной среде Примеры комплексных ЦОР
44 ЦОР и БУП
45 Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
46 Ресурсы ФЦИОР Открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС ), объединяющие электронные учебные модули трех типов : информационные, практические контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение конкретной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС - плеер.
47 Каталог электронных образовательных ресурсов
49 Информационные ЭУМ
50 Практические ЭУМ
51 Контрольные ЭУМ
52 Подготовка учителя к уроку Фронтальная работа ( экран или интерактивная доска ) Групповая работа ( несколько компьютеров в классе ) Индивидуальная работа ( компьютерный класс ) Самостоятельная работа ученика с ЦОР на домашнем компьютере Дистанционное обучение Модели использования ЦОР
53 Подготовка к уроку Наборы цифровых ресурсов к учебникам Поурочные планирования Методические рекомендации Инновационные учебные материалы Инструменты учебной деятельности Электронные издания Коллекции Инструменты организации учебного процесса
54 Инновационная деятельность учителя ЦОР направлены на поддержку такого инновационного вида деятельности учителя как создание творческой работы в цифровом виде, которая в настоящее время приходит на смену традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме.
55 Учитель - эксперт Учитель, подбирающий ЦОР к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно - методическим и дизайн - эргономическим требованиям
56 Экран или интерактивная доска Позволяет продемонстрировать ученикам различные учебные элементы содержания курса ( наглядность содержания ), ввести новые технологические приемы ( наглядность деятельности ) Обеспечивает ученикам возможность получения информации не только аудиально, но и визуально ; использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект Помогает упорядочить знания, так как в процессе демонстрации ученикам наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи
57 Трудности Существующие ресурсы в малой степени ориентированы на использование возможностей интерактивной доски Учителя разрабатывают требуемые ресурсы самостоятельно, отбирая графические изображения, видеоролики, анимации, модели и тестовые задания и компонуя их в единый мультимедийный продукт ( как правило, с помощью редактора презентаций ), добавляя в него те или иные эффекты, связанные с возможностями интерактивной доски
58 Индивидуальная работа Практикумы Редакторы Конструкторы Тренажеры Тестирующие системы
59 Несколько компьютеров в классе Смена видов деятельности Групповая работа Проектная деятельность
60 Домашний компьютер Практически все ЦОР могут использоваться учениками при подготовке разноплановых домашних заданий, для творческой, исследовательской и проектной деятельности. Получающийся в результате работы на домашнем компьютере материал может оставаться либо только личным достоянием, либо становиться материалом общим, приносимым в школу и используемым на уроках. Это перспективное направление, скорее всего, оно будет играть со временем все большую роль.
61 Дистанционное обучение Становится всё более востребованным Разработаны различные модели ДО Существуют многочисленные оболочки для ДО Курсы ДО на основе ресурсов федеральных образовательных порталов самостоятельно разрабатываются учителями
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.