Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfestival.1september.ru
1 Открытое занятие по курсу ОБЖ для 8 классов преподавателя – организатора ОБЖ МОУ СОШ 5 Бавлинского муниципального района Ибрагимова Равиля Камилевича
2 Раздел I Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Занятие 5. Мы и радиация.
3 Цели и задачи урока Закрепить полученные знания по теме 4: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Сформировать у учащихся умения применять полученные знания на практике. Развивать внимание, логику, мышление, умение концентрироваться на главном. Обучать действиям в условиях ограниченного времени, работе в коллективе, оказания помощи товарищам. Создавать на занятии атмосферу здорового духа соперничества в знаниях. Расширять кругозор по ОБЖ, физике, истории, биологии, ЗОЖ, медицине, математике, физкультуре. Развивать познавательный интерес к курсу ОБЖ.
4 Метод проведения – комплексное занятие. Форма проведения – конкурс. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, жетоны, ручки, листы, противогазы, секундомер, таблица результатов.
5 I. Организационное начало занятия (3 минуты) Проверка наличия учащихся, объявление темы, занятия, целей и задач урока, столы расставлены для 2-х команд. II. Основная часть (40 минут) Обзор событий (ЧС ТХ и ПХ) в стране и за рубежом – выступления по 1 представителю от команды. (Время обзора и оценивания – 3 минуты.) Оценивание: максимум – 1 жетон
6 Вступительное слово учителя ( в орг. моменте) Ребята! Мы с вами изучили тему « Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Сегодня итоговое занятие, которое проведем в форме конкурса. У вас было время на подготовку, была возможность качественно изучить тему и теперь, я думаю, что вы покажите свои знания, навыки, умения. Условия проведения вы знаете. Есть ли вопросы? Нет. Успехов вам. Мы начинаем.
7 Критерия оценки: единая форма, наличие эмблемы, девиз команды, пожелание сопернику. ( время – до 2-х минут каждой команде) Оценивание максимум – 2 жетона
8 Команда «А» Внешнее облучение человека. Команда «Б» Внутреннее облучение человека. На подготовку до 1 минуты, на оценивание по 1 минуте. Оценивание максимум – 2 жетона
9 Правильные ответы Внешнее облучение создают космические лучи, природные или искусственные излучатели создают лучи, которые используются в научных, военных, производственных, медицинских, бытовых целях. Излучение находится вне тела человека – воздухе, в земле, стенах помещения. Внутреннее облучение – попадает внутрь организма с водой, воздухом, пищей, проникает в кровь, дыхательные пути, оседают в лимфе, ШКТ, костях, печени, селезенке, щитовидной железе. 2 путь – через кожу при открытых ранах и повреждениях. Оценивание: за полный ответ - 2 жетона; за неполный ответ – 1 жетон; при ошибке в ответе жетон не выдается.
10 Вторые вопросы II тура конкурса Команда «Б» Дать характеристики альфа и гамма излучениям Команда «А» Дать характеристики бетта излучения и нейтронное излучение. На подготовку до 1 минуты, на оценивание по 1 минуте.
11 Альфа излучение это поток положительно заряженных частиц (поток ядер атомов гелия), обладает малой проникающей способностью, в воздухе распространяется на 2 – 9 см, задерживается полностью листом бумаги, попадает в организм с пищей, водой, воздухом, через поврежденную кожу, воздействует на органы и ткани. Гамма излучение – электромагнитное излучение аналогичное рентгеновским лучам, обладает большой проникающей способностью, в воздухе распространяется до сотни метров, защищают любые сооружения Бетта излучение это поток электронов с отрицательным зарядом, проникает от нескольких сантиметров до нескольких метров, в воздухе распространяется до 15 метров, полностью поглощается металлом (защита), обладает большой ионизирующей способностью. Нейтронное излучение ___ нейтральных частиц, обладает большой проникающей способностью; до сотни метров распространяется в воздухе, защита – убежища, ПРУ. Правильные ответы Оценивание: за полный ответ - 2 жетона; за неполный ответ – 1 жетон; при ошибке в ответе жетон не выдается.
12 Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Задача: кто быстрее и правильнее. Команды готовят ответы по зонам радиоактивного заражения и фазам аварий. Ответы будут давать представители команд по указанию учителя выборочно. Время на подготовку ответов до 2 минут.
13 Зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности: внешнего облучения (А, Б, В, Г); внутреннего облучения ( Д И Д); зона А – умеренного заражения; зона Б – сильного; зона В – опасного; зона Г – чрезвычайного опасного; зона Д – опасного; зона Д – чрезвычайно опасного заражения (загрязнения). Фазы аварий: начальная (может быть незафиксирована из-за быстротечности) – период времени, предшествующий началу выброса (сброса) радиации в окружающую среду; ранняя фаза – период выброса (сброса) радиоактивных веществ в окружающую среду, места нахождения населения. Продолжительность от минут до часов, суток; средняя фаза – нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса (сброса). Продолжительность от нескольких дней до года после аварии; поздняя фаза (фаза восстановления) – период возврата к нормальным условиям жизнедеятельности. Продолжительность от нескольких недель до десятилетий. Правильные ответы Оценивание: за полный ответ - 2 жетона; за неполный ответ – 1 жетон; при ошибке в ответе жетон не выдается.
14 Критерия оценки: команда капитана, слаженность команды, правильность выполнения упражнений. Время проведения каждой командой – 2 минуты Оценивание: максимум – 2 жетона
16 Условие проведения: учитель поочередно задает капитанам вопросы. Кто даст больше правильных ответов – тот получит 2 жетона, кто меньше – 1 жетон. Время проведения и итогов конкурса 2 минуты.
17 Вопросы блиц – опроса. Исторические даты связанные с радиацией 1 вопрос – дата сброса бомбы на Хиросиму? Ответ – 6 августа 1945 года. 2 вопрос – дата сброса бомбы на Нагасаки? Ответ – 9 августа 1945 года. 3 вопрос – тип бомбы, сброшенной на Нагасаки? Ответ – плутониевая. 4 вопрос – тип бомбы, сброшенной на Хиросиму? Ответ – урановая. 5 вопрос – кодовое название бомбы на Хиросиму? Ответ- «Малыш». 6 вопрос – Кодовое название бомбы на Нагасаки? Ответ- «Толстяк». 7 вопрос – дата испытания советской атомной бомбы? Ответ- 29 августа 1949 года. 8 вопрос – дата испытания советской водородной бомбы? Ответ- 12 августа 1953 года.
19 9 вопрос – объект, на котором могут произойти массовые поражения при авариях? Ответ – радиационно-опасный объект. 10 вопрос – происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом границы в количествах, превышающих установленные нормы безопасности? Ответ – радиационная авария. 11 вопрос – самое опасное излучение для человека? Ответ – гамма излучение. 12 вопрос – выходят ли ультра фиолетовые лучи в состав ионизирующего излучения? Ответ – нет. 13 вопрос – цель йодной профилактики? Ответ – не допустить поражения щитовидной железы. 14 вопрос – какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Ответ – лучевую болезнь. 15 вопрос – естественный радиационный фон? Ответ – 4 – 12 мр/час. 16 вопрос – годовая доза облучения людей? Ответ – мБэр.
21 Правильное использование средств защиты позволяет полностью защитить от радиоактивного заражения. 1 этап тура – надевание фильтрующего противогаза. По з человека с каждой команды, среди них 1 девочка, выходят к доске по команде учителя выполняют норматив 1, по команде «Газы!». После проверки правильности одевания противогаза дается команда«Отбой газам», участники снимают противогазы, укладывают в сумки, садятся на свои места. Норматив выполняется по очереди – сначала одна команда, затем вторая команда. Выходят по з человека от каждой команды с противогазами (другие участники) для выполнения 2 этапа тура. 7 минут
22 Оценки за выполнения нормативов: «отлично» – 10 секунд; «хорошо» - 11 секунд; «удовлетворительно» – 12 секунд. Ошибки, снимающие оценку на 1 балл: Не закрыты глаза и нет задержки дыхания при одевании противогаза, Не сделан резкий выдох после одевания противогаза, перекос шлем – маски. «Неудовлетворительная» оценка выставляется, если: не уложился в отведенное время на «удовлетворительно», порвана шлем- маска при одевании, шлем – маска одета с перекосом так, что попадает воздух, Не полностью закручена фильтропоглощающая коробка.
23 2 этап тура – одевание противогаза на условного пораженного 2 участника одной команды выполняют норматив 1 «Газы», 3 участник противогаз не одевает. По команде «Противогаз на «пораженного» одеть!» одевают противогаз на пораженного. Выполнение по очереди. Время защиты выполняется от момента подачи команды. Нормативы: «отлично» – 16 секунд, «хорошо» - 17 секунд, «удовлетворительно» – 18 секунд. Оценка снижается на 1 балл, если шлем – маска надета с перекосом. Оценка «неудовлетворительно выставляется, если: время одевания более 18 секунд, порвана при одевании шлем – маска, шлем – маска одета с перекосом так, что попадает воздух. Учитель подводит итоги тура.
24 После выполнения норматива 1, не снимая противогазов отработать правильно вводную «заменить фильтро-поглощающую коробку (ФПК)» Запасные ФПК подготовлены заранее. Ошибки, за которые ставится оценка «неудовлетворительно»: 1) снята шлем – маска; 2) не сделан резкий выдох после замены ФПК; 3) не плотно прикручена ФПК. После проверки выполнения вводной дается команда «Отбой газа», Ученики правильно снимают противогазы. Подводятся итоги 2х этапов завершающего тура конкурса Оценивание: Команды получают по 2(1) жетону, или не получают, если с заданием не справились.
25 Участники рассаживаются по местам. Секретарь турнира ведет подсчет результатов состязания.
26 III заключительная часть подведение итогов занятия; доведение результатов конкурса; доведение оценок за урок; вручение дипломов (грамот); домашнее задание. Руководитель занятия Р.К. Ибрагимов (2 минуты.)
27 Урок разработан на базе учебника ОБЖ издательства «Дрофа», справочной и методической литературы: «ЧС» Энциклопедия школьника»; ОБЖ 500 тестов по учебному курсу, автор В. Л. Мардерфельд; ОБЖ – дидактические материалы для 5-9 классов, издательства «Дрофа»; Брошюра «Аварии, стихийные бедствия и безопасность человека» издана в Казани в 1999 году, авторы П.А. Щибецкий, А.К. Подкопаев; Тесты по ОБЖ 5-11 классы, издательства «Дрофа»; Библиотечка журнала «Военные знания» выпуск 2 «Защита населения в ЧС», Москва 1998 год; Журнал ОБЖ 8-9 за 2003 год.
28 О проведении занятия учитель говорит на первом занятии темы 4 «Аварии с выбросом», на котором класс делится на 2 команды, доводится тематика мероприятия, условия проведения, определяются дни консультаций, тренировок, определяется секретарь конкурса. Занятие можно проводить непосредственно на уроке ОБЖ или как внеклассное мероприятие в одном классе или параллелями. Если нет интерактивной доски, то целеобразно использовать компьютер; там где нет компьютера занятие проводится в обычном порядке. Руководитель занятия: Р.К. Ибрагимов
29 Протокол проведения конкурса по ОБЖ п/н Туры, жетоны, команды Итоги 1«А» 2«Б» Учитель: Секретарь:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.