Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrmo-in.narod.ru
1 Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования РМО учителей информатики МБОУ Масляногорская СОШ г.
2 Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно П.Г. Щедровицкий Пример: В 2009 г. был проведён международный контроль уровня подготовки школьников из 31 страны мира в возрасте 15 лет. В частности, проверялись умения чтения и восприятия текста, решение практических задач по математике и естественным наукам. Россия заняла 25 общее место, по чтению – 27, по математике – 22 место, 26 место по естественным наукам (впереди нас Сингапур, Южная Корея, Китай, Гонконг, Япония, Бельгия, Венгрия и т.д.).
3 Причинами являются: Предметные цели обучения доминируют над интегрированными. Элементарные умения и навыки вытесняют деятельностный подход. Отсутствует компетентностный подход в обучении. Авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем не уступают место сотрудничеству, партнёрству в учебной деятельности. Можно привести более частные причины: Формальное отношение к повышению своей квалификации.
4 Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Из Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года главной целью образования является: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ДИНАМИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ КАК В СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ, ТАК И В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА.
5 Согласно положения Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Цель школы - формирование ключевых компетенций. Рассматривать вопрос формирования компетентностей начнём с определений
6 Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д. Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между знанием – умением и ситуацией. Таким образом, компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.
7 Компетенции классифицируются: Ключевые По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная). По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско- общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.). В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии). В отраслях общественного производства.
8 Компетенции классифицируются: По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая). В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные). В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).
9 Ключевые компетенции: (по классификации А.В.Хуторского ) ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые личностного самосовершенствования
10 ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
11 ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ Особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
12 УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
13 ИНФОРМАЦИОННЫЕ При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
14 КОММУНИКАТИВНЫЕ Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
15 СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ Означают владение знаниями и опытом : в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
16 ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
17 Формирование учащихся ключевых компетенций в учебном процессе называется компетентностным подходом Его специфика состоит в том, что усваиваются не готовые знания, кем то предложенные к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретает исследовательский или практико- преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. В образовательных стандартах для каждого предмета определён перечень формируемых компетентностей.
18 Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований: Дидактические требования: чёткое формирование образовательных задач определение оптимального содержания урока прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля реализация на уроке всех дидактических принципов. Психологические требования: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения особенности самоорганизации учителя организация познавательной деятельности организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений организованность учащихся учёт возрастных особенностей
19 Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований: К технике проведения урока: урок должен быть эмоциональный темы и ритм урока должен быть оптимальным полный контакт учителя и учащихся. атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. смена видов деятельности обеспечение активного учения каждого ученика. К гигиене урока: температурный режим проветривание освещение предупреждение утомления чередование видов деятельности физкультминутка правильная рабочая поза учащихся. соответствие роста школьной мебели.
20 Формируются компетентности, если: Обучение носит деятельностный характер. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.
21 Формируются компетентности, если: Учитель сам обладает педагогической компетентностью, т.е. : предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, творческий, самостоятельный человек; способный видеть и решать проблемы автономно и в группах; готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте; владеющий методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей; культурный и привлекательный.
22 ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И ВСЕМ НАМ БЫТЬ «ХОРОШИМИ» УЧИТЕЛЯМИ Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить (Дистервег)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.