Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbioformation.ru
1 ТОГИС Технология образования в глобальном информационном сообществе (В.В. Гузеев)
2 Переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному требует изменения образовательной парадигмы: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов «Мы достигли того момента, когда государства должны были бы потребовать, чтобы учителя демонстрировали технологическую и информационную грамотность, чтобы иметь право учить в школах. В Век Информации подготовка школьников к жизни в новом столетии требует их близкого знакомства со способами передачи, получения и обработки информации» (Маккензи)
3 Обоснование необходимости введения деятельностно- ценностной технологии в процессе преподавания крупных систематических учебных курсов: «Традиционная дидактика и традиционно работающие учителя игнорируют или находят бесполезной реализацию принципа деятельности, включенной в учебу (или активной, деятельной учебы)… Долгое время думали, что такое обучение якобы разрушает привычные учебные методы или даже что оно дороже. Полагали, что эффективность преподавания требует, чтобы молодые люди сидели рядами и слушали лекции: один взрослый, профессиональный учитель, обучает сразу тридцать или более подростков. Но воздействие на механизм памяти и обратная связь – возвращение этой информации преподавателю у доски – лишь утверждает подростков в мысли, что все эти ценности принадлежат прошлому. Такое обучение может вести только к поверхностному усвоению фактов, но не к глубокому освоению ценностей» ( Н. Михайлова) ТОГИС – организующее начало деятельности
4 Характерные особенности Отказ от акцента на передачу информации Развитие учащихся в открытом информационном пространстве за счет целесообразно подобранной системы задач, формирование у учащихся системы личностных ценностей, значимых для социума Функции учителя – менеджер образовательного процесса и эксперт: постановка целей и планирование результатов, организация деятельности учащихся, управление ею и экспертиза полученных результатов Преобладающие методы обучения – проблемный и модельный Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса Главный элемент учебного процесса – решение задач.
5 ТОГИС (формула С.В. Федотовой) Технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных. Технология применяется в следующих направлениях: - выработка навыков научного исследования, организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных телекоммуникационных средств - генерирование способов решения проблемной задачи - рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития Обучение с использованием ТОГИС в большей мере способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности
6 Деятельностный стандарт. Закон парадоксальных интенций Проектирование системы образования сегодня должно исходить из того, что ученику доступны любые информационные ресурсы – традиционный взгляд на содержание образования как перечень фактов и набор простейших алгоритмов для решения типовых учебных задач устарел Закон парадоксальных интенций Франкла – Куринского: реально усваивается и присваивается надолго не та информация, на которой сосредоточены усилия, а побочная, возникающая между делом. Та информация, которая отвечает цели, на усвоение которой направлены действия, попадает в кратковременную память и быстро забывается
7 Последовательность процедур ТОГИС ВП - вводное повторение (в виде беседы) ИНМ(О) – изучение нового материала (основной объем) как коллективное решение познавательных задач (практикум) с использованием данных из книг, CD-ROM, информационной сети. Результат – осмысление материала и акцентирование способов деятельности, соответствующих минимальному уровню планируемых результатов обучения З(РДЗ) – развивающее дифференцированное закрепление (главный элемент блока уроков). Основной состав класса под руководством учителя и отдельные группы учеников решают задачи общего, а затем продвинутого уровня. Каждая задача обсуждается. Деятельность группы оценивается участниками обсуждения. Группы динамичны, их состав определяется результатами мониторинга успешности (срезов). Организационная форма урока – семинар-практикум. Последующие уроки проектируются в зависимости от результатов предыдущего урока. Большие затраты времени - рамки урока раздвигаются до академической пары и более ИНМ(Д) – изучение нового материала (дополнительный объем) ОП – обобщающее повторение (обобщающий семинар по содержанию темы и присвоенным способам деятельности с акцентом на способах) Кон – итоговый трехуровневый контроль Кор – уроки коррекции
8 Учебные задачи При решении задач акцент делается на способах решения, а не на содержании Структура задачи – трехкомпонентная: - познавательная задача (содержание – условие и цель – требование) - информационная задача (поиск и обработка информации) – ведущий компонент. Предпочтение тем источникам, в которых наиболее четко прослеживается соответствие существующему образовательному стандарту. Компоненты информационной задачи следует предъявлять в явном виде как дополнительный список заданий, направленный на формулирование вывода (выделите ключевые слова для информационного поиска; найдите и соберите необходимую информацию; обсудите и проанализируйте собранную информацию; сделайте выводы; сравните Ваши выводы с выводами известных людей) - коммуникационная задача (указания коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей) Знания и умения – результат деятельности по решению задач (т.е. нужны не для закрепления знаний и умений). Среди задач продвинутого уровня - предпочтение – задачам, для которых не существует однозначного решения. «Спорные вопросы науки создают на уроке ситуацию всеобщего незнания, так как пока нет правильного, заранее известного решения Собственное мнение ученика выступает в данном случае как продукт интеллектуальной самостоятельности» (Л.А. Краснова)
9 Степень соответствия традиционным задачам ТОГИС базируется на трехуровневом планировании результатов обучения в виде системы задач. Образовательный стандарт заложен в систему задач минимального уровня. Умение решать эти задачи с вероятностью 0,8 – владение материалом на уровне стандарта. В дальнейшем – решение задач общего и продвинутого уровней. Овладение стандартом – вспомогательная цель, база для развития деятельности и обретения ценностей Основные результаты применения ТОГИС – осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов Дополнительный результат – умение добывать информацию и свободно с ней работать. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных дискуссий, защиты своей позиции
10 Педагогический результат решения учебных задач Решение учебных задач способствует формированию системы ценностных предпочтений (формируется как результат собственной деятельности, размышлений и дискуссий, как плод собственных морально-этических представлений) деятельностных умений, т.е. набора действий при работе с информацией: - терминологические изыскания - выделение ключевых слов - контекстный поиск информации - анализ информации - формулировка выводов - сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой - при необходимости – коррекция выводов и выведение следствий из них Итог – решая учебные задачи, учащиеся достигают всех целей, обеспечивающих их вхождение в открытое гражданское общество
11 Ресурсное обеспечение Открытый список планируемых результатов обучения – ключ к информационным ресурсам. Ключевые имена, даты, факты – основание для поиска данных. Планируемые результаты обучения должны содержать только самое существенное. Необходимо обеспечить приращение деятельности в результате изучения темы Структура содержания – крупные темы с небольшим числом обязательных для усвоения элементов Система задач – основной принцип отбора задач – их ценность для развития деятельности и обретения культурных ценностей. Система задач – трехуровневая структура. Образовательный стандарт заложен в задачи минимального уровня. Знание содержания материала – побочный продукт работы над задачами. Тексты задач - в виде собственно текстов, аудиозаписи, визуальные образы Ресурсное обеспечение ТОГИС – обязательное наличие печатного пособия и мультимедийного приложения к нему
12 Структура учебного пособия ТЕМА (РАЗДЕЛ) Планируемые результаты изучения этого раздела (минимум) Понятия Имена и факты Представления Способ действий Задачи минимального уровня для групповой и индивидуальной работы в классе Задачи общего уровня для групповой и индивидуальной работы Задачи продвинутого уровня Итоговое обсуждение
13 Проектно-технологическая деятельность учителя Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник, перечень информационных источников, научные и культурные образцы) Проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков
14 Литература Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.