Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsocpol.ru
1 Индекс потребительских настроений в России Д.Ибрагимова 4-я Конференция НИСП, 8-9 декабря 2005 г. Независимый институт социальной политики
2 Основные вопросы 1. Теоретические основания ИПН 2. Распространение ИПН в мире 3. Концепция ИПН 4. Методика построения ИПН 5. Изменения ИПН в гг. 6. Динамика ИПН по основным социально-экономическим группам социально-экономическим группам 7. Возможности использования
3 Общая характеристика проекта Сроки реализации: с 1993г. по настоящее время (с 2004г. – на базе НИСП) Сроки реализации: с 1993г. по настоящее время (с 2004г. – на базе НИСП) Финансирование (на разных этапах): Бюро технической помощи Казначейства США, гранты Фонда Форда, Московская межбанковская валютная биржа, Сбербанк России, НО Фонд экономических исследований «Центр развития», в гг. – НИСП, Левада-центр, Сбербанк России. Финансирование (на разных этапах): Бюро технической помощи Казначейства США, гранты Фонда Форда, Московская межбанковская валютная биржа, Сбербанк России, НО Фонд экономических исследований «Центр развития», в гг. – НИСП, Левада-центр, Сбербанк России. Проект осуществляется Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (создан в 1997г.) Проект осуществляется Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (создан в 1997г.) Руководитель проекта: с 2000г. – Д.Ибрагимова, до 2000г. – А.Бирман Руководитель проекта: с 2000г. – Д.Ибрагимова, до 2000г. – А.Бирман Участники (на разных этапах): М.Красильникова, С.Николаенко, Е.Маслова Участники (на разных этапах): М.Красильникова, С.Николаенко, Е.Маслова
4 Доля расходов домохозяйств на конечное потребление в ВВП, % Теоретические основания ИПН Страны США63,363,566,769,070,0 Великобритания59,357,560,663,562,6 Польша75,964,447,062,964,0 Венгрия48,349,548,250,953,7 Италия57,057,757,160,159,7 Япония47,954,052,454,755,3 Германия57,059,556,257,257,4 Франция55,756,556,054,454,7 Чехия-47,948,251,649,5 Китай64,951,349,747,9- Россия--47,545,950,1
5 Поведенческая экономика Дж.Катоны В современной экономике воздействие «объективных» условий на поведение людей неизбежно опосредуется их субъективными воззрениями. В современной экономике воздействие «объективных» условий на поведение людей неизбежно опосредуется их субъективными воззрениями. Соответственно, желание покупать (сберегать) обусловлено не только объективными факторами – уровнем личных доходов и цен на потребительском рынке – но и личными представлениями, оценками, ожиданиями людей относительно своего материального положения, занятости, динамики цен, общеэкономических перспектив развития страны в целом. Соответственно, желание покупать (сберегать) обусловлено не только объективными факторами – уровнем личных доходов и цен на потребительском рынке – но и личными представлениями, оценками, ожиданиями людей относительно своего материального положения, занятости, динамики цен, общеэкономических перспектив развития страны в целом. Один из ключевых пунктов экономико-психологического подхода состоит в попытке учета на макроуровне психологических факторов, являющихся по сути показателями индивидуального поведения. Один из ключевых пунктов экономико-психологического подхода состоит в попытке учета на макроуровне психологических факторов, являющихся по сути показателями индивидуального поведения. 1946г. – по инициативе Дж.Катоны (Мичиганский университет, г.Энн-Арбор) начали проводиться первые опросы потребителей. В 1950-е годы была разработана методика построения агрегатного Индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index), которая с минимальными изменениями используется во многих странах мира. 1946г. – по инициативе Дж.Катоны (Мичиганский университет, г.Энн-Арбор) начали проводиться первые опросы потребителей. В 1950-е годы была разработана методика построения агрегатного Индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index), которая с минимальными изменениями используется во многих странах мира. Теоретические основания ИПН
6 Годы начала мониторинга настроений потребителей по сопоставимым методикам в разных странах Распространение ИПН в мире
7 В качестве основы используется методика Центра обследования потребителей Института социальных исследований Мичиганского университета (г. Энн Арбор, США). В качестве основы используется методика Центра обследования потребителей Института социальных исследований Мичиганского университета (г. Энн Арбор, США). ИПН строится на основе опросов общественного мнения, проводимых 1 раз в два месяца Аналитическим центром Ю.Левады. ИПН строится на основе опросов общественного мнения, проводимых 1 раз в два месяца Аналитическим центром Ю.Левады. Характеристики выборки: Характеристики выборки: опрашивается население страны в возрасте 16 лет и старше;опрашивается население страны в возрасте 16 лет и старше; объем выборки – 2100 респондентов (+предусмотрено специальное превышение числа опрашиваемых – oversample – для Москвы);объем выборки – 2100 респондентов (+предусмотрено специальное превышение числа опрашиваемых – oversample – для Москвы); число точек опроса – 200;число точек опроса – 200; репрезентативна для России в целом, но не на уровне регионов.репрезентативна для России в целом, но не на уровне регионов. Методика построения ИПН
8 ИПН является агрегированным показателем следующих частных индексов: ИПН является агрегированным показателем следующих частных индексов: произошедших изменений личного материального положения (х1);произошедших изменений личного материального положения (х1); ожидаемых изменений личного материального положения (х2);ожидаемых изменений личного материального положения (х2); ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную (через год) перспективу (х3);ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную (через год) перспективу (х3); ожидаемых изменений экономической ситуации в России на долгосрочную (через год) перспективу (х4);ожидаемых изменений экономической ситуации в России на долгосрочную (через год) перспективу (х4); благоприятности условий для совершения крупных покупок (х5).благоприятности условий для совершения крупных покупок (х5). х 1-5 = % полож. ответов - % отриц. ответов +100 х 1-5 = % полож. ответов - % отриц. ответов +100 ИПН = average (ИТС, ИПО), где: ИПН = average (ИТС, ИПО), где: Индекс текущего состояния (ИТС) = average (x1, x5)Индекс текущего состояния (ИТС) = average (x1, x5) Индекс потребительских ожиданий (ИПО) = average (х2, х3, х4).Индекс потребительских ожиданий (ИПО) = average (х2, х3, х4). Для выявления факторов (мотивации) формирования мнений населения используются до десятка открытых вопросов типа «Почему Вы так думаете?» Для выявления факторов (мотивации) формирования мнений населения используются до десятка открытых вопросов типа «Почему Вы так думаете?» Методика построения ИПН
9 Хотя появление ИПН было стимулировано желанием знать, собирается ли население тратить сбережения, но со временем выяснилось, что ИПН дает ответ и на более общий вопрос: об уровне и динамике оптимизма в отношении экономического и социального развития страны в целом. Хотя появление ИПН было стимулировано желанием знать, собирается ли население тратить сбережения, но со временем выяснилось, что ИПН дает ответ и на более общий вопрос: об уровне и динамике оптимизма в отношении экономического и социального развития страны в целом. ИПН - индикатор, позволяющий проводить независимую экспертизу эффективности социально-экономической политики государства на различных ее этапах. ИПН - индикатор, позволяющий проводить независимую экспертизу эффективности социально-экономической политики государства на различных ее этапах. ИПН является действительно единственным макроэкономическим индикатором, агрегирующим в себе мнения, оценки, ожидания всего населения страны, которое, в конечном счете, играет определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, в ускорении или замедлении темпов экономического роста. ИПН является действительно единственным макроэкономическим индикатором, агрегирующим в себе мнения, оценки, ожидания всего населения страны, которое, в конечном счете, играет определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, в ускорении или замедлении темпов экономического роста. Уникальность ИПН заключается в оперативности его измерений и его «открытости». Уникальность ИПН заключается в оперативности его измерений и его «открытости». ИПН – это сводный, но далеко не единственный индикатор, измеряемый в рамках проводимых опросов. ИПН подразумевает целую систему экономических показателей. Методология исследования потребительских настроений разработана таким образом, что позволяет включать в себя помимо базовых, еще другие, так называемые «гибкие модули». ИПН – это сводный, но далеко не единственный индикатор, измеряемый в рамках проводимых опросов. ИПН подразумевает целую систему экономических показателей. Методология исследования потребительских настроений разработана таким образом, что позволяет включать в себя помимо базовых, еще другие, так называемые «гибкие модули». Концепция ИПН
10 Изменения ИПН в гг. Динамика ИПН в гг.: соотношение оптимистов и пессимистов
11 Изменения ИПН в гг. Динамика индексов текущего состояния и ожиданий в гг.:среднегодовые значения а) Россия б) США
12 Динамика ИПН по группам Динамика ИПН в зависимости от пола респондента а) Россияб) США
13 Динамика ИПН по группам Динамика ИПН по доходным группам
14 Динамика ИПН по группам Разрыв в уровнях компонентов ИПН между «богатыми» (9-10 децили) и «бедными» (1-2 децили): сравнение России ( гг.) и США ( гг.)
15 Динамика ИПН по группам Динамика ИПН по возрастным группам
16 Динамика ИПН по группам Возрастно-доходный профиль респондентов, % а) Россияб) США
17 Динамика ИПН по группам Динамика ИПН по типам поселений
18 Программа ИПН позволяет отдельно исследовать такие вопросы, как: потребительское поведение населения; потребительское поведение населения; состояние и перспективы потребительского рынка в целом или отдельных его сегментов; состояние и перспективы потребительского рынка в целом или отдельных его сегментов; личное благосостояние и факторы его формирования; личное благосостояние и факторы его формирования; инфляционные ожидания и ожидания безработицы; инфляционные ожидания и ожидания безработицы; сберегательное поведение; сберегательное поведение; кредитное поведение населения; кредитное поведение населения; социально-экономическая политика в восприятии общественного мнения. социально-экономическая политика в восприятии общественного мнения. Возможности использования ИПН
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.