Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемold.econ.msu.ru
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА к.э.н., доцент Г.В. Калягин
2 Политическая экономия права. Литература McNollgast The Political Economy of Law. In: Polinsky A. M., Shavell S. (Eds.), Handbook of Law and Economics V.2. Elsevier B.V., (chapter 22).McNollgast The Political Economy of Law. In: Polinsky A. M., Shavell S. (Eds.), Handbook of Law and Economics V.2. Elsevier B.V., (chapter 22). Мюллер Д. Общественный выбор III / пер. с англ. под ред. А. П. Заостровцева, А. С. Скоробогатова. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
3 План 1.Легитимность правовых норм 2.Электоральный процесс: выборы и представительство интересов 3.Политическая экономия законодательной власти 4.Экономический смысл разделения властей 5.Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии 6.Политическая экономия судебной власти Политическая экономия права.
4 Что является и/ или должно быть правовой нормой? Кто имеет и/ или должен устанавливать интерпретировать и применять правовые нормы? 1. Легитимность правовых норм.
5 Электоральный процесс определяет тех, кто должен представлять интересы граждан Законодательная власть устанавливает правовые нормы, отражающие интересы граждан Исполнительная власть отвечает за исполнение правовых норм Судебная власть интерпретирует правовые нормы и принимает решения по каждому конкретному случаю предполагаемого нарушения правовых норм 1. Легитимность правовых норм.
6 Теорема о медианном избирателе Если в одномерном пространстве выбора предпочтения всех избирателей имеют только одну точку максимума, медианный избиратель (чья точка оптимального выбора – x m ) никогда не окажется в проигрыше, если коллективные решения принимаются по правилу простого большинства. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
7 Теорема о медианном избирателе 0 m Q U V2V2 V5V5 V4V4 V3V3 V1V1 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
8 Парадокс голосования Индивид примет участие в выборах, если выполняется условие: (1)(1) Где Р – вероятность того, что голос данного избирателя окажет влияние на исход голосования, В – чистый выигрыш избирателя от благоприятного для него результата голосования, С – издержки голосования для избирателя. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
9 Рациональная неосведомленность избирателей Так как выяснение реальных намерений и предыдущего опыта кандидатов связано для избирателей с издержками, а ожидаемый выигрыш от этого выяснения стремится к нулю, рациональный выбор избирателя – отказ от поиска и анализа информации о кандидатах и их программах. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
10 Рациональная неосведомленность избирателей 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
11 Теорема о невозможности Эрроу АКСИОМЫ 1.Единогласие или принцип Парето (Unanimity or Pareto postulate). Если xP i y для всех i, для общества в целом должно выполняться: xPy. 2.Отсутствие диктатуры (Nondictatorship). В обществе нет ни одного индивида i, для которого, если xP i y и yP j x для всех ji, xPy. 3.Транзитивность (Transitivity). Функция общественного выбора позволяет обществу упорядочить все имеющиеся альтернативы. Поэтому xPyPz xPz и xIyIz xIz. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
12 Теорема о невозможности Эрроу АКСИОМЫ 4.Неограниченная область определения (Unrestricted domain). Механизм агрегирования индивидуальных предпочтений действует для любой комбинации индивидуальных предпочтений: любой индивид в обществе может упорядочить любые альтернативы x, y, z как ему вздумается и, соответственно, общество может, с помощью своей функции общественного выбора, расположить эти альтернативы в любом порядке. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
13 Теорема о невозможности Эрроу АКСИОМЫ 5.Независимость или локальность (Independence of irrelevant alternatives). Общественный выбор между двумя альтернативами должен зависеть только от того, как общество упорядочило эти две альтернативы и не должен зависеть от отношения общества к каким-то иным альтернативам. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
14 Теорема о невозможности Эрроу Не существует функции общественного выбора, которая удовлетворяла бы одновременно пяти перечисленным аксиомам. 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
15 Невозможность учета интенсивности предпочтений Тирания большинства
16 2. Электоральный процесс: выборы и представительство интересов.
17 Зацикливание голосования: парадокс Кондорсе Имеются 40 избирателей и 3 кандидата. Избиратели ранжируют кандидатов по степени предпочтения. Правило простого большинства: A – 16 голосов; B – 13 голосов; C – 11 голосов ABBCC BCAAB CACBA 3. Политическая экономия законодательной власти.
18 Зацикливание голосования: парадокс Кондорсе При попарном соперничестве: AB: 22:18; BC: 29:11; CA: 21:19. Варианты решения ИзбирателиXYZX 1 >>< 2 > 3 > Сообщество >>> 3. Политическая экономия законодательной власти.
19 Манипулирование повесткой дня McKelvey, Richard D. ( 1976 ), Intransitivities in Multidimensional Voting Models and Some Implications for Agenda Control, 12(3) Journal of Economic Theory, McKelvey, Richard D. ( 1976 ), Intransitivities in Multidimensional Voting Models and Some Implications for Agenda Control, 12(3) Journal of Economic Theory, x1x1 x2x2 Z UBUB UAUA Z CB A UСUС UBUB UСUС Z UAUA S
20 3. Политическая экономия законодательной власти. Логроллинг Вопросы ИзбирателиXY A-2 B5 C 5
21 Логроллинг Полезность Выигры- вающая пара Проигры- вающая пара Участни- ки сделки ABC X, Y~ X, ~YВ и С-433 X, ~YX, YА и В-25 ~ X, ~YX, ~YА и С Политическая экономия законодательной власти.
22 Политика «бочки сала» (pork-barrel politics): использование избранными политиками своего положения не для производства общественных благ, а для перераспределения бюджетных средств в пользу своих избирателей. Строительство дорог, мостов и других объектов инфраструктуры в своем избирательном округе. Открытие школ и медицинских центров в своем округе (или увеличение финансирования уже действующих). Препятствие открытию «плохих» объектов в своем округе: тюрем, военных баз и т.д. 3. Политическая экономия законодательной власти.
23 Избрание главы государства Избирается всенародно Не избирается всенародно Ответственность перед парламентом Правительство ответственно Полупрези- дентские системы Парламента- ризм Правительство не ответственно Президенци- ализм Ассамблейно- независимый режим 4. Экономический смысл разделения властей.
24 Сдержки и противовесы 4. Экономический смысл разделения властей.
25 Президентская система в большей степени подконтрольна избирателям, чем парламентская, * соответственно, в ней ниже риск коррупции и рентоориентированного поведения и выше уровень экономического развития: 1.Делегирование полномочий в президентской системе проще и прозрачнее, нет цепочки посредников. 2.В президентской системе лучше работает схема сдержек и противовесов: происходит четкое разделение законодательной и исполнительной власти. * - утверждения справедливы для развитых демократий 5. Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии.
26 При президентской системе будет меньший размер правительства и нецелевых затрат * : В парламентской системе для контроля за правительством необходимо большинство в парламенте. Таким образом, партии… 1.или раздают слишком много предвыборных обещаний избирателям (как правило, социального характера); 2.или создают сложные коалиции, участники которых требуют своего участия в аппарате правительства. * - утверждения справедливы для развитых демократий 5. Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии.
27 При президентской системе затраты на содержание правительства действительно ниже и размер его меньше. При президентской системе бюджетный дефицит и расходы на социальное обеспечение действительно ниже. Риск коррупции и поиска ренты в парламентских системах не выше, чем в президентских. Экономическое развитие в странах с президентским правлением ниже. 5. Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии.
28 Власть бюро основана на: 1.Информационной асимметрии и, как следствие, возможности манипулировать информацией; 2.Возможности контролировать повестку дня; 3.«Избирательной эффективности» деятельности бюро. 5. Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии.
29 Цели бюро 1.Максимизация бюджета бюро. 2.Минимизация трудозатрат работников бюро. 3.Максимизация дискреционного бюджета бюро. 4.Минимизация риска наказания. 5. Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии.
30 Police patrol Fire alarm
31 5. Политическая экономия исполнительной власти и стимулы бюрократии. Ex post контроль и наказание Спонсор Бюро Ex ante создание стимулов
32 Зачем нужна независимость судебной власти? В отличии от избирателей, которые могут влиять на выбранную власть лишь периодически, посредством выборов, судебная власть может вмешаться в деятельность политиков в любой момент. Единственное наказание для нечестных политиков без судебной власти – их не выберут на следующий срок. Судебная власть увеличивает ожидаемые издержки оппортунистического (по отношению к избирателям) поведения политиков. 6. Политическая экономия судебной власти.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.