Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsspa.edu.ru
1 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 1. Понятия «организация» и «организационное поведение». 2. История исследования организационного поведения людей. 3. Проблемы, решаемые специалистами организационного поведения на современном этапе. 4. Особенности российского бизнеса и поведения людей в организации.
2 1. Понятия «организация» и «организационное поведение» Значения слова «организация» Значения слова «организация» Слово «организация» имеет в русском языке несколько значений: Организация как объект – объединение людей (место работы, учреждение). Организация как объект – объединение людей (место работы, учреждение). Организация как процесс – деятельность (менеджер организует людей). Организация как процесс – деятельность (менеджер организует людей). Организация как свойство – степень упорядоченности (хорошая-плохая организация). Организация как свойство – степень упорядоченности (хорошая-плохая организация).
3 Применительно к организационному поведению речь идет об организации как объединении людей, месте работы, что конкретизируется в следующем определении организации. Организация – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторые цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторые цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация – группа людей, работающих совместно в какой- либо отрасли для достижения общей цели. Организация – группа людей, работающих совместно в какой- либо отрасли для достижения общей цели. Организация обладает как материальными ресурсами (технологии, капитал, информация), так и человеческим (людьми, выполняющими требуемую работу).
4 Поведение - комплекс внешне наблюдаемых действий, форм активности, осуществляемых живыми организмами в ходе взаимодействия с окружающей средой.
5 Понятие «организационное поведение» впервые стал употреблять американский психолог Фриц Ротлисбергер в конце 1950-х годов. Термин укоренился в начале 60- гг. ХХ в., когда объединились несколько научных дисциплин, объяснявших процессы, которые происходят в самой организации, а также между ее внутренней и внешней средой. Истоками организационного поведения как научной дисциплины являются: производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, теория управления, политология, право, теория организации и другие науки. Понятие «организационное поведение» впервые стал употреблять американский психолог Фриц Ротлисбергер в конце 1950-х годов. Термин укоренился в начале 60- гг. ХХ в., когда объединились несколько научных дисциплин, объяснявших процессы, которые происходят в самой организации, а также между ее внутренней и внешней средой. Истоками организационного поведения как научной дисциплины являются: производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, теория управления, политология, право, теория организации и другие науки.
6 Примеры определения организационного поведения Организационное поведение – это поведение работников, вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам[1]. (Красовский Ю.Д.) [1]
7 Организационное поведение как наука изучает факторы, влияющие на поведение людей в организации и само поведение людей, групп и организаций c целью оптимизации их деятельности и успешного достижения поставленных целей. Организационное поведение как наука изучает факторы, влияющие на поведение людей в организации и само поведение людей, групп и организаций c целью оптимизации их деятельности и успешного достижения поставленных целей. Организационное поведение как прикладная отрасль обеспечивает: Организационное поведение как прикладная отрасль обеспечивает: - понимание механизмов, лежащих в основе поведения людей в организации, - прогнозирование поведения людей, - стимулирование поведения работников, способствующее успешному достижению целей организации, - модификацию (изменение, коррекцию) проблемного поведения.
8 Как отдельная наука, со своим объектом и предметом исследования заняла свое место в Гарвардской бизнес-школе в 1962 году. В 1970 году это направление стало развиваться в Англии в Лондонской бизнес-школе и в 1974 году – в Шотландии в Университе Глазго[1]. В России в учебные планы подготовки специалистов была введена в 90-е гг. ХХ в. Как отдельная наука, со своим объектом и предметом исследования заняла свое место в Гарвардской бизнес-школе в 1962 году. В 1970 году это направление стало развиваться в Англии в Лондонской бизнес-школе и в 1974 году – в Шотландии в Университе Глазго[1]. В России в учебные планы подготовки специалистов была введена в 90-е гг. ХХ в.[1] [1] Wood J. Mastering management: Organizational behavior // Financial Times, supplement (part 2 of 20) [1] Wood J. Mastering management: Organizational behavior // Financial Times, supplement (part 2 of 20) [1]
9 Реализация названных аспектов организационного поведения осуществляется применительно ко всем функциям менеджмента, включающим: - Планирование – определение целей и действий, необходимых для их достижения; - Организацию - распределение заданий и ресурсов для их выполнения); - Мотивирование – пробуждение желания упорной работы и успешного выполнения заданий; - Координацию – согласование действий; - Контроль – проверка исполнения и внесения необходимых изменений
10 2. История исследований организационного поведения людей В середине ХУ111 в. В Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. В середине ХУ111 в. В Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. В результате широкого внедрения паровых машин и создания других более сложных машин и оборудования значительно изменился способ производства товаров, особенно в ткацкой и швейных отраслях. Например, хлопок-сырец и шерсть, которые в прошлом семьи или целые деревни перерабатывали на пряжу, теперь отправлялись на фабрики, где рабочие, пользуясь специальными машинами, изготовляли из пряжи ткань. На сложных машинах работали сотни даже тысячи неквалифицированных или полуквалифицированных работников. В результате широкого внедрения паровых машин и создания других более сложных машин и оборудования значительно изменился способ производства товаров, особенно в ткацкой и швейных отраслях. Например, хлопок-сырец и шерсть, которые в прошлом семьи или целые деревни перерабатывали на пряжу, теперь отправлялись на фабрики, где рабочие, пользуясь специальными машинами, изготовляли из пряжи ткань. На сложных машинах работали сотни даже тысячи неквалифицированных или полуквалифицированных работников.
11 Управляющие, мастера цехов и фабрик, имеющие инженерно-техническую подготовку, оказались не готовыми решать социальные проблемы, возникающие в тех случаях, когда люди работают совместно в больших группах. Начались поиски новых приемов управления организационными ресурсами. Управляющие, мастера цехов и фабрик, имеющие инженерно-техническую подготовку, оказались не готовыми решать социальные проблемы, возникающие в тех случаях, когда люди работают совместно в больших группах. Начались поиски новых приемов управления организационными ресурсами. Тем самым возникла объективная потребность в появлении научного менеджмента, в развитии которого современные исследователи выделяют следующие школы: Тем самым возникла объективная потребность в появлении научного менеджмента, в развитии которого современные исследователи выделяют следующие школы:
12 Школа научного менеджмента : Научный менеджмент Ф.Тейлор ( ); Идеи Х.Эмерсон ( ); Идеи Г.Форда ( ) и др.. Основное внимание уделялось технико- организационным проблемам управления. Для представителей данной школы характерно механистическое понимание человека.
13 Классическая школа менеджмента Организационные принципы А.Файоля ( ); Организационные принципы А.Файоля ( ); Бюрократическая теория организации М. Вебера ( ). Бюрократическая теория организации М. Вебера ( ). Организационная теория Л.Гьюлик- Л.Урвик ( ). Организационная теория Л.Гьюлик- Л.Урвик ( ).
14 Ограничения классических организационных теорий Для данных теорий характерно упрощенное, механистическое представление о природе поведения человека в организации. Сегодня уже не секрет, что менеджмент основан на знании психологии и что учет человеческого фактора (целей, ценностей, типа темперамента и характера, отношений в коллективе, отношения к организации и др.) в управлении крайне важен. Сегодня ясно, что успех фирмы на 80% определяется эффективностью управления персоналом и лишь на 20% - технологией и финансами. Особенно это видно в случае возникновения тех или иных проблем.
15 Школа человеческих отношений Гуго Мюнстенберг ( ) – создал первую в мире школу промышленных психологов: один из основателей психотехники; Гуго Мюнстенберг ( ) – создал первую в мире школу промышленных психологов: один из основателей психотехники; Мэри Паркер Фоллет ( ) – выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон (идеи руководителя-лидера; соучастия работников в управлении и др.). Мэри Паркер Фоллет ( ) – выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон (идеи руководителя-лидера; соучастия работников в управлении и др.). Элтон Мэйо ( ) – эмпирически исследовал влияние социально-психологических факторов (стиля руководства, межличностных отношений в рабочей группе, внимание исследователей др.) на производительность труда. Элтон Мэйо ( ) – эмпирически исследовал влияние социально-психологических факторов (стиля руководства, межличностных отношений в рабочей группе, внимание исследователей др.) на производительность труда. Теории К.Аржириса, Р.Ликерта, У.Бенниса и др. Теории К.Аржириса, Р.Ликерта, У.Бенниса и др.
16 Ситуационные теории организации: Ситуационный подход Дж.Вудворд; Социотехнический подход: Е.Трист и Л.Бамфорт).
17 Элтон Мэйо ( ) – американский психолог. Его опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 годы. Исследования Элтона Мэйо обратили внимание исследователей на психологические факторы управления: авторитет управляющего; взаимоотношения внутри коллектива, особенности мотивации сотрудников и др. Элтон Мэйо ( ) – американский психолог. Его опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 годы. Исследования Элтона Мэйо обратили внимание исследователей на психологические факторы управления: авторитет управляющего; взаимоотношения внутри коллектива, особенности мотивации сотрудников и др. Д.Макгрегор ( ) – разработал «теорию Х» и «теорию У», отражавшие два типа взглядов на работников. Ф.Герцберг – создал теорию двух факторов, влияющих на удовлетворенность человека своими действиями. Д.Макгрегор ( ) – разработал «теорию Х» и «теорию У», отражавшие два типа взглядов на работников. Ф.Герцберг – создал теорию двух факторов, влияющих на удовлетворенность человека своими действиями.
18 Отечественная наука Н.А. Витке ( Проанализировав научную литературу США, Англии, Германии и Франции по управлению предприятиями, он первым попытался применить к условиям развития крупного индустриального производства основные управленческие положения в постреволюционной российской действительности, ввел в научный оборот ряд важных понятий: «человеческий фактор производства»; «коллективно-трудовая деятельность»; «социальная организация предприятия»; «социально-психологическая атмосфера»; «организационный кризис»). Н.А. Витке ( Проанализировав научную литературу США, Англии, Германии и Франции по управлению предприятиями, он первым попытался применить к условиям развития крупного индустриального производства основные управленческие положения в постреволюционной российской действительности, ввел в научный оборот ряд важных понятий: «человеческий фактор производства»; «коллективно-трудовая деятельность»; «социальная организация предприятия»; «социально-психологическая атмосфера»; «организационный кризис»).
19 Шпильрейн И.Н. Руководитель лаборатории промышленной психотехники под руководством в Центральном институте труда. В психотехнических исследованиях решались следующие задачи: - профессиональный отбор будущих работников; профессиональные консультации для молодых людей; профессиональная ориентация школьников; профессиональное обучение; профилактика профессиональных заболеваний; снижение утомляемости в процессе труда, проектирование техники с учетом профессиональных возможностей, а также изучались факторы мотивации поведения работников Руководитель лаборатории промышленной психотехники под руководством в Центральном институте труда. В психотехнических исследованиях решались следующие задачи: - профессиональный отбор будущих работников; профессиональные консультации для молодых людей; профессиональная ориентация школьников; профессиональное обучение; профилактика профессиональных заболеваний; снижение утомляемости в процессе труда, проектирование техники с учетом профессиональных возможностей, а также изучались факторы мотивации поведения работников
20 В.М. Бехтерев - разрабатываются проблемы управления производственными коллективами в рамках научной организации труда. В частности, исследуются: разрабатываются проблемы управления производственными коллективами в рамках научной организации труда. В частности, исследуются: 1)товарищеский и административный контроль; 1)товарищеский и административный контроль; 2) позитивное влияние соревнования на эффективность труда рабочих; 2) позитивное влияние соревнования на эффективность труда рабочих; 3) зависимость решения творческих задач от коллективного обсуждения той или иной проблемы; 3) зависимость решения творческих задач от коллективного обсуждения той или иной проблемы; 4) снижение уровня утомляемости рабочих в коллективной организации работ. 4) снижение уровня утомляемости рабочих в коллективной организации работ.
21 Проблемы, решаемые специалистами организационного поведения на современном этапе Джордж и Джоунс называют следующие проблемы, которые решаются специалистами в области организационного поведения: Как управлять людьми, чтобы организация получила конкурентное преимущество? Как управлять людьми, чтобы организация получила конкурентное преимущество? Как развить этическую культуру в организации?; Как развить этическую культуру в организации?; Как управлять разнородным составом сотрудников?; Как управлять разнородным составом сотрудников?; Как не допустить на работе сексуальных домогательств?; Как не допустить на работе сексуальных домогательств?; Как управлять поведением сотрудников, когда организация начинает действовать в других странах и выходит на мировой уровень? Как управлять поведением сотрудников, когда организация начинает действовать в других странах и выходит на мировой уровень?
22 Управление людьми с целью получения конкурентного преимущества (заключающемся в опережении соперников, других организаций, предлагающих аналогичные товары и услуги) предполагает: повышение эффективности деятельности предприятия (снижение количество используемых ресурсов: люди, сырье и время, требующиеся для производства товаров и услуг); повышение эффективности деятельности предприятия (снижение количество используемых ресурсов: люди, сырье и время, требующиеся для производства товаров и услуг); улучшение качества продукции; улучшение качества продукции; повышение инновационной активности работников; повышение инновационной активности работников; повышение оперативности реагирования на запросы потребителей. повышение оперативности реагирования на запросы потребителей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.