Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемegorkinaelenam.narod.ru
1 Учим правильно писать эссе Артёменко С.В., учитель русского языка и литературы Егоркина Е.М, учитель истории и обществознания Егоркина Е.М, учитель истории и обществознания 2010г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ лицей 378
2 Эссе (от фр. опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу (основатель жанра - Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М.Достоевского, В. В. Розанова, В.И. Иванова).
3 Адекватное понимание смысла высказывания. Представление собственной точки зрения. Соответствие текста выявленному смыслу высказывания (затронутой автором проблеме) Аргументация фактами Теоретическое обоснование : использование терминов, использование цитат Ассоциативность мышления Представление различных точек зрения Самостоятельность и индивидуальность Логичность. Грамотность Требования к эссе
4 Полезные советы 1.Вступление. Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как..."; Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …; По моему мнению.., я разделяю позицию автора…; Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание … Не могу не согласиться с позицией автора… Основная часть 2. Основная часть Рассмотрим несколько подходов … Например,… Во – первых,… Во – вторых,.. 3. Выводы В заключении можно сделать вывод, что… Таким образом, … Итак, … Подведём общий итог рассуждению… Соблюдай красную строку; Используй простые, разнообразные по интонации предложения.
5 Автор считает, что…Автор считает, что… Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что…Бесспорно мнение автора о том, что… Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…Цель автора – заставить читателя обратить внимание на… Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…Решая проблему, автор приходит к следующему выводу… «…» – в этих словах, по-моему, отражена идея текста.«…» – в этих словах, по-моему, отражена идея текста. «…» – именно эта мысль отражает авторскую позицию.«…» – именно эта мысль отражает авторскую позицию. «…» - в этом предложении звучит прямая авторская оценка.«…» - в этом предложении звучит прямая авторская оценка. … - все это позволило автору выразить мысль о том, что…… - все это позволило автору выразить мысль о том, что… … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. Позиция автора очевидна:…Позиция автора очевидна:… Полезные советы
6 Темы эссе по обществознанию Имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя или дано изречение народной мудрости. Темы по философии Темы по социальной психологии Темы по экономике Темы по политологии Темы по социологии Темы по правоведению
7 Алгоритм написания эссе 1. ( обществознание ) Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности. 1. ( литература ) – нет вариантов (представлен один текст). 2. Сформулировать проблему, поднимаемой автором цитаты (текста).
8 ЭКОНОМИКА. «Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов". ( Л. Питер) Рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления Рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления. Учимся определять проблему
9 Учимся определять проблему Социальная психология. "У нас нет времени, чтобы стать самими собой". (А. Камю) Предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования.
10 Политология. «Избирательный бюллетень сильнее пули» ( А. Линкольн) Осуществление народовластия через избирательную систему и влияния его на организацию общественной жизни. Учимся определять проблему
11 Я бросил в костер гнилое бревнышко, не досмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянии забегали, забегали по верху и корежились, сгорая в пламени. Я зацепил бревнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились – и какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине ! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… А.И.Солженицын. «Костер и муравей»(«Крохотки») Случайный эпизод становится для автора поводом для размышления о Родине. Что такое Родина? Что такое любовь к Родине? – об этих вопросах заставляет думать Солженицын в эссе. Для придания тексту выразительности, эмоциональности автор использует изобразительно-выразительные средства языка: метафоры «в отчаянии забегали», «преодолев свой ужас», «к покинутой Родине»; текст небольшой, но в нем использованы различные виды сложных предложений, которые передают глубокие размышления автора. Случай из реальной жизни вырастает до философского обобщения: в жизни люди погибают, защищая Родину. Автор заставляет читателей подумать над вопросами: что такое Родина, что такое любовь к родной земле.
12 Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей – и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоенного цветением, сыростью, свежестью. Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить. Писатель описывает раннее утро, свои ощущения, чувство счастья от того, что имеет возможность вдыхать воздух, напоённый цветением, сыростью, свежестью. И пока человек может ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!. Солженицыну удаётся нарисовать такую картину, потому что он умеет наблюдать, любит и знает природу, понимает, что, возможно, смысл жизни человека заключается именно в умении радоваться каждому мгновенью. «Дыхание»
13 Алгоритм написания эссе 3. Теоретически обосновать свою позицию. Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции. исходного текста 4. ( литература) Комментарий (примеры из других произведений искусства) к сформулированной проблеме исходного текста. конкретные примеры 4. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.
14 Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт. Не следует использовать бытовые ситуации в качестве примеров. Собственное мнение, аргументы (1-2 аргумента). 5. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что … 6. Литература - все это позволило автору выразить мысль о том, что… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. Позиция автора очевидна:…
15 Наиболее часто допускаемые ошибки: 1.Не раскрыта поднимаемая проблема. 2.Не высказана собственная позиция. 3.Нет теоретического обоснования. 4.Употребленные термины введены некорректно, неграмотно. 5.Приведены примеры на бытовом уровне. 6.Нет обобщения. 7.Нарушена логика и последовательность изложения. 8. Проблема сформулирована неверно.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.