Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемukonolimp2011.narod.ru
1 Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность.
2 Вспомнить все Познание – деятельность, результатом которой является новое знание. Цель получения знаний – практическая деятельность. Наука о познании – онтология, одна из философских дисциплин.
3 В прошлый раз Сознание – способность высокоорганизованной материи создавать субъективный образ объективного мира; способность человека выделять себя из окружающего мира. Включает в себя память, мышление, волю, чувства, эмоции, ценности. 2 уровня сознания: обыденно-практическое (формирует психологию) и идеолого- теоритическое (формирует идеологию)
4 Познавательная деятельность. Деятельность – активное сознательное воздействие человека на окружающий мир с целью его преобразования. Субъект Средства Методы Объект Результат цель Структура деятельности:
5 Многообразие познавательной деятельности Уровни (формы, типы) познания чувственное рациональное Способы (пути) познания Научное Ненаучное Организованность стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло => узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый- биолог исследует поведение животных) Критерии сравнения: 1. Основа, ее элементы 2. Этапы 3. Критика
6 Чувственное познание Органы чувств дают внешнюю информацию, фиксируют чувственно воспринимаемые связи. 5 основных органов чувств выделены еще Аристотелем. Дают основную информацию ЗрениеСлухОсязаниеОбоняниеВкус При участии мозга, который Принимает сообщения от всех органов чувств Сохраняет полученную информацию Восполняет «пробелы» в образах (воображение)
7 Формы (этапы) чувственного познания 3. Представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воспроизводимый в сознании без его непосредственного воздействия на органы чувств. 2. Восприятие – целостный образ предмета (явления), непосредственно воздействующего на орган чувства. 1. Ощущение – чувственный образ отдельного предмета (явления) объективного мира, непосредственно воздействующего на орган чувства.
8 Критика эмпиризма Нельзя почувствовать нематериальные объекты: совесть, любовь, социальная группа и пр. Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте (1+1 = 2). Это знание врожденно. В мыслящем субъекте от рождения заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно твердого тела и др.). Чувства могут обманывать. Рецепторы органов чувств можно обмануть, например, при помощи разрядов электрического тока. То есть результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания). Функция восполнения мозгом пробелов восприятия изначально предполагает искажение чувств. Деятельность органов чувств связана с мозговой активностью => уже на стадиях восприятия и представления начинается работа разума.
9 Рациональное познание Мыслительные операции: Индукция Абстрагирование (отвлечение) Синтез Сравнение Анализ Обобщение Дедукция Мышление – активный процесс обобщенного отражения действительности в ее закономерных связях и системе абстракций. Общее выводится из частного Соединение понятий в одно Мысленное деление на части Частное выводится из общего Выделение отдельных элементов Сопоставление свойств объектов Выделение существенных элементов
10 Этапы (результаты) рационального познания 3. Умозаключение – форма мышления в виде рассуждения, при котором из исходных суждений (посылок) выводится новое – следствие. 2. Суждение – форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отвергается что-либо. 1. Понятие – формы мышления, отражающая общие закономерные признаки и свойства, закрепляемые в определении. 4. Проблема5. Гипотеза6. Теория
11 Высшие формы мышления 1. Понятие2. Суждение3. Умозаключение 6. Теория – целостная система утверждений, дающая непротиворечивое описание окружающего мира 5. Гипотеза – форма знания, содержанием которой является предположение, истинность которого необходимо установить 4. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком.
12 Критика рационализма Опыт является основой правильного проведения мыслительных операций Фундаментальные основы разума (например, аксиомы геометрии) не могут быть доказаны
13 Главное: Чувственное познание Основа в сознании – чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание Основные этапы: ощущение, восприятие и представление. Критика: связь с мыслительной деятельностью и возможность обмана чувств. Рациональное познание Основа – мышление, мыслительные операции: индукция-дедукция, анализ-синтез, абстрагирование- обобщение, сравнение Основные этапы: понятие, суждение, умозаключение; проблема, гипотеза, теория. Критика: связь с опытом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.