Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемteacherjournal.ru
1 Виды переработки текста в 9 классе: сжатое изложение, сочинение-рассуждение. Учитель русского языка и литературы МОУ Березовской СОШ Абанина Е.В.
2 Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить. Б.Паскаль
3 Что нужно знать, приступая к работе с текстом Текст и его свойства Связность Основные средства связности текста Целостность Единство Основные функциональные стили речи Стили речи и их особенности
4 Движение информации в тексте В тексте любого типа речи информация движется внутри предложений. А также от предложения к предложению. Движение информации происходит от данного, что уже известно читателю, к тому новому, что автор хочет сообщить об этом известном. Движение может происходить на основе той или иной синтаксической связи (цепная, параллельная).
5 Содержательный анализ текста Тема текста Проблема текста Идея Авторская позиция Аргумент Экспрессивная лексика Оценочные слова Для содержательного анализа текста очень важно его заглавие.
6 Информационная обработка текста Главная информация Авторский замысел Микротема Абзац
7 Сжатое изложение Это форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи исходного текста. Основное содержание текста- это то содержание, которое несёт главную тему, проблему, идею тексту, передаёт авторский замысел.
8 Сжатое изложение позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений Точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; Адекватно воспринимать авторский замысел; Вычленять главное в информации; Сокращать текст разными способами Правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; Находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
9 Сжатие текста Происходит по двум направлениям: Содержательная компрессия информации Языковое сжатие текста
10 Основные приёмы сжатия текста Исключение второстепенной информации, подробностей. деталей Обобщение единичных явлений и фактов Упрощение синтаксических структур
11 Исключение ( исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании- короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
12 Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
13 Удаление из текста поясняющихся конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих. Раскрывающих содержание первой части. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
14 Обобщение (выявление обобщенного содержания какого –либо фрагмента текста, замена однородных членов их обобщенным наименованием)- обобщение содержания. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца. Обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.(протекала в творческой атмосфере)
15 Языковое обобщение Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. ( не мешает)
16 Упрощение синтаксических структур – замена сложного предложения простым или сокращение частей сложного предложения. 1.Замена придаточного определительного синонимичным определением. Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты. Трамплины и горки.( с электродвигателями --- соревнований)
17 2.Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем.Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывая о том, что было.
18 3.Сокращение количества структурных частей сложного предложения. Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так. Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.
19 Сочинение -рассуждение Рассуждение – это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение «что это такое», размышление ( как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяженными и сложнопостроенными предложениями ( с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т.е. значительным количеством слов, обозначающих общие понятия ( в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). В любом рассуждении высказывается тезис, его обоснование и логический вывод из всего сказанного.
20 Классическая структура рассуждения Тезис Доказательства (аргументы) Выводы
21 Развёрнутая композиция рассуждения Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. Основная часть: а)формулирование основного тезиса; б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса; Заключение – вывод.
22 Грамматическая связь Вводные слова (во-первых, во- вторых, следовательно, таким образом, наконец и другие) Союзы ( однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.)
23 Сложно построенные предложения С обособленными оборотами С различными типами бессоюзными и союзной связи Вставные конструкции
24 Лексика Употребление слов, обозначающих отвлечённые понятия
25 Опровержение тезиса Это доказательство ложности выдвинутого тезиса.
26 Способы опровержения Опровержение только тезиса, или только аргументов, или тезиса и аргументов; Установление ложности следствий, вытекающих из тезиса; Выдвижение противоположной мысли с её обоснованием и установление ложности исходного текста; Нахождение ошибок в форме доказательства.
27 Опровергать в сочинении можно: Какое – либо утверждение автора текста, рассказчика, критика; Какое-либо утверждение, мнение высказывание героя текста Формулировку названия текста или предложенной темы сочинения.
28 Возражение Речевой жанр, в котором человек выражает своё несогласие с мнением другого. Слово «возражение» употребляется с существительным в дательном падеже ( кому/ чему?); в родительном с предлогом «против» ( против кого/ против чего?) ; в винительном с предлогом « на» (на что?).
29 Виды доказательств Дедуктивные (от тезиса к доказательствам. «Книга –лучший учитель. Например,…» Индуктивные ( от примера к тезису. « Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель». Прямые: а)ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. « Каждый человек хочет быть счастливым» ; б) ссылка на авторитетный источник (цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные ; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтверждённые экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы в) указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. г ) приведение аналогии, сравнения. Косвенные – доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.
30 Рассуждение- доказательство Рассуждение- объяснение Рассуждение- размышление Представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Оно строится по схеме: подведение к вопросу (экспозиция) – вопрос – тезис (ответ на вопрос) – доказательство тезиса – выводы. После тезиса в тексте- доказательстве всегда можно поставить вопрос «почему?» В нем нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача объяснения заключается в раскрытии содержания тезиса Строится, как правило, в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет
31 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему необходимо Проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, Давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста.
32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.