Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемphilosophy.webservis.ru
1 Роль медиа в современном мире и образовании Выполнила: Студентка 3 курса группы 3Д Сапожникова М.К. Тула,2011
2 Краткая история развития информационных и коммуникационных средств. Понятие «медиа». Задачи перед образовательной системой: требует от человека знания современных технических устройств и умения с ними работать; определенный уровнь критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты); навыки самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д. «Медиа» (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК).
3 В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений. Объективное возрастание роли медиа приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
4 Что с развитием информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В её основе лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и развитии личности через образование. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать для этого разнообразные источники, непрерывно развиваться. В.П. Демкин отмечает
5 Что кризис современной образовательной системы связан также с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Часто она сводится к предмету информатики и способам его преподавания в российских образовательных учреждениях, причем изолированно от других дисциплин и курсов. В.М. Лоскутникова отмечает
6 С одной стороны, выпускники учебных заведений должны иметь определенный запас знаний в области информатики, включая не только операциональную сферу (работу с компьютером, базами данных, операционными системами, Интернетом и т.д.), но и представления о характере социума, процессах информатизации в обществе, происходящих в связи с этим изменениях в языке, культуре. Прошедшие такую подготовку должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д.. С другой стороны, общество испытывает потребность в специалистах, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, способных к непрерывному образованию по роду своей деятельности, имеющих для этого достаточный уровень знаний в области информационных технологий, средств массовой коммуникации. Таким образом, актуальной является потребность в переосмыслении как методо-логических, так и мировоззренческих установок относительно информатизации образования.
7 развитие непрерывного образования в условиях информационного общества; построение открытых педагогических систем; информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании; дистанционное обучение; психологические и педагогические проблемы образования в условиях информационного общества; использование мультимедиа-технологий в образовании; глобализация и интеграция образовательных услуг; содержание и функции образования в условиях информационного общества; дидактические возможности и воспитательное воздействие информационных технологий и др. Проблема информатизации должна рассматриваться всесторонне и комплексно, с позиций разных наук. Педагогический аспект затрагивает следующие вопросы:
8 Виды и функции современных медиа, сущностные характеристики электронных медиа. В медиаобразовании под термином «медиа» понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Дидактические и воспитательные возможности электронных медиа, медиапродукты и медиаресурсы образовательного характера.
9 Традиционно средства массовой информации и коммуникации делятся по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) и по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные). Эти классификации основаны прежде всего на различии используемых в медиа кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в печатной форме и иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способы расположения текста (верстка) и т.д. Применительно к радио следует говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидении, документальном кино) триада преобразуется в тетраду благодаря наличию такого важного способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Существуют различные подходы к классификации медиа в зависимости от параметров, положенных в основу классификации.
10 месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.), содержанию информации (идеологические, политические, нравственно- воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление), результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). В социально-педагогическом плане медиа можно классифицировать по следующим критериям:
11 степень универсальности (количеству выполняемых функций); возможность подготовки или представления информации; возможность работы с аудио- или видеоматериалами; возможность работы со статическими или динамическими видеодокументами; возможность работы с макро- или микро-объектами. С точки зрения возможностей использования в образовательном процессе электронные медиа группируются в рамках функционального подхода по следующим признакам:
12 Устройства для представления уже готовых данных (видеоплеер для CD или DVD дисков, слайд-проектор, проигрыватель CD и др.) Устройства для подготовки данных (фотоаппарат, цифровая фотокамера, аналоговая и цифровая видеокамера, звукозаписывающая аппаратура). Устройства, позволяющие подготовить и продемонстрировать имеющиеся материалы (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр). Классифицируя технические средства по признаку подготовки или демонстрации информации, выделяются три группы:
13 с аналоговой записью данных, с цифровой записью данных. Одним из самых существенных признаков классификации технических средств в настоящее время выступает форма представления данных. По этому признаку выделяют два больших класса устройств:
14 1.информационная: сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях; 2.аналитическая (оценочная, функция критики): часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой; 3.познавательно-просветительская (образовательная): передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, масс-медиа способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей; 4.нравственно-воспитательная: медиа отображают морально-эстетические приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о добре и зле; 5.функция воздействия (идеологическая, социально-управленческая, регулятивная): медиа влияют на взгляды и поведение людей, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально- политических акций; 6.гедонистическая (рекреационная, эстетическая): направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил, удовлетворения эстетических потребностей аудитории. Анализ классификаций позволяет разделить функции медиа на следующие основные группы:
15 1.обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности; 2.склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование; 3.патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых ме-диасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.; 4.представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру; 5.массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев. Часто медиа могут вызвать негативные социальные тенденции. В данном случае имеют место следующие девиации функций медиа:
16 Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно- воспитательном процессе. Если в зарубежной науке речь идет прежде всего об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы.
17 по наличию печатного эквивалента (электронный аналог, самостоятельное издание); по природе основной информации (текстовое, изобразительное, звуковое, мультимедийное издание, программный продукт); по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, произ- водственно-практическое, нормативное, учебное, массово-политическое, справочное, досуговое, рекламное, художественное издание). Согласно ГОСТу, электронные издания различают:
18 учебное электронное издание, научное электронное издание, научно-популярное электронное издание, справочное электронное издание, художественное электронное издание. Основные направления структуризации образовательных ЭИР: информационно-справочные, учебные и общекультурные. Из перечисленных в стандартах к образовательным изданиям относятся:
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.