Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool30.centerstart.ru
1 Воспитательная система класса: теория и практика Теория. Сущность и структура
2 Сущность воспитательной системы Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества. Воспитательная система класса состоит из 5-ти наиболее важных компонентов. 1.Индивидуально-групповой. 2.Ценностно-ориентационный. 3.Функционально-деятельностный. 4.Пространственно-временной. 5.Диагностико-результативный.
3 1. Индивидуально-групповой. Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит: из классного руководителя; учащихся класса; родителей учащихся; педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
4 2. Ценностно-ориентационный. Этот компонент включает следующие элементы: ключевая идея замысла системы; цель и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
5 Ключевая идея замысла системы – это своеобразный внутренний стержень системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, содержании, формах и методах совместной деятельности, построении общения и отношений в классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы.
6 Роль ключевой идеи в выборе названия воспитательной системы класса Ключевая идеяНазвание системы 1Овладение умениями и навыками самообслуживания, и совместной жизнедеятельности учащихся «Само- умейка» 2Формирование экологической культуры учащихся «Экоград» 3Содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении «Найди себя в себе» 4Воспитание учащихся на ценностях русской культуры, обычаях и традициях родного края. «Звонница» 5Развитие индивидуальности учащихся«Зажги свою звезду»
7 цель и задачи воспитания; Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Под целью воспитания принято понимать вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности. Определяют, как правило, не только главный целевой ориентир воспитательной деятельности, но и совокупность задач, решение которых гарантирует достижение поставленной цели.
8 цель и задачи воспитания; Например, 1.Цель – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника. 2.Задачи: развитие субъектности ребенка; создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника; педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.
9 цель и задачи воспитания; Например, 1.Цель – воспитание трудолюбия и любознательности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей. 2.Задачи: воспитание уважительного и ответственного отношения к труду; Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим; Развитие любознательности и познавательных интересов учащихся; сплочение классного коллектива.
10 Требования предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности, которые должны быть: направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов; сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, социальным заказом государства и общества, особенностями коллектива класса и условиями его жизнедеятельности; обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения; конкретными, четко и ясно сформулированными;
11 Требования предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности, которые должны быть: трудными, но реально достижимыми; гибкими, т. е. обладать способностью к корректировке; диагностичными.
12 перспективы жизнедеятельности классного сообщества; Под перспективой А. С. Макаренко понимал завтрашнюю радость, к которой стремиться коллектив. Перспективы могут быть разными по времени (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности (от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга), но они должны способствовать росту личности и коллектива. Например, перспективы могут быть следующими: Близкая (поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия)
13 перспективы жизнедеятельности классного сообщества; Средняя (коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка); Далекая (успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т.п.)
14 принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив появляются и устанавливаются нормы и правила, которые отражают ценностные ориентации классного сообщества и являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса, которые чаще всего формируются в виде заповедей жизни в классе.
15 3. Функционально-деятельностный Этот компонент складывается из таких элементов: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нём. Данный элемент – главный системообразующий фактор, обеспечивающий упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её необходимых функций и связей.
16 Класс по отношению к ребенку может выполнять следующие функции: образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира; воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника; защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды; компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
17 Класс по отношению к ребенку может выполнять следующие функции: Интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
18 4. Пространственно-временной. эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы развития воспитательной системы.
19 5. Диагностико-результативный критерии эффективности воспитательной системы; методы и приёмы изучения её результативности; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
20 Эффективность функционирования воспитательной системы класса признаны критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности.
21 Методы изучения результативности воспитательной системы класса такие методики: тест Н. Е. Щурковой «размышляем о жизненном опыте»; методика М. И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»; методика Б. П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»; тест А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; анкета «Я и моя школа»;
22 Методы изучения результативности воспитательной системы класса такие методики: методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина; методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р. С. Немова методика Л. В. Байбородовой «Исследование мотивов участия школьников в совместной деятельности»; методика П. В. Степанова, Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.