Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmme51.tstu.ru
1 Основная цель: подготовить возможность принять обоснованное решение о допустимости дальнейшего продвижения проекта
2 Рассматриваемые вопросы 1. Процессы технико-экономического обоснования создания информационных систем 2. Моделирование бизнес-процессов 3. Разработка требований к информационной системе 4. Оценка трудоёмкости создания информационных систем 5. Структура основных документов, отражающих требования к информационным системам 6. Планирование жизненного цикла информационной системы 7. Ресурсы для обеспечения функциональной пригодности информационной системы 8. Ошибки и риски
3 1 Процессы технико-экономического обоснования создания информационных систем Оценка технико- экономических показателей (ТЭП) изменение некоторых ТЭП и выделяемых ресурсов прекращение проектирования ИС
4 Жизненный цикл информационной системы можно разделить на две части, существенно различающиеся экономическими особенностями существенно зависят от характеристик объекта, технологии и инструментальной среды разработки системный анализ, проектирование, разработка, тестирование и испытания базовой версии системы номенклатура работ более или менее определенная, но их трудоёмкость и длительность зависит от распространения ИС эксплуатация, сопровождение, модификация, управление конфигурацией и перенос ИС на иные платформы
5 Планирования процессов и характеристик объектов функции и характеристики прогнозируемого объекта или процесса характеристики прототипов и пилотных проектов новые характеристики процессов, планов и экономических показателей создания ИС
6 Факторы, влияющих на оценку затрат 1. факторы, отражающие особенности создаваемой ИС, требования к её функциональным характеристикам и к качеству 2. факторы, определяющие организацию процесса разработки ИС и его обеспечение специалистами 3. факторы, характеризующие технологическую среду и оснащённость инструментальными средствами процесса разработки ИС 4. факторы, отражающие оснащённость процесса создания ИС аппаратно-вычислительными средствами
7 суммарные затраты и длительность создания ИС квалификация заказчика определённость технического задания
8 размер и сложность создаваемой ИС выбор инструментальных средств уровень автоматизации технологии доля этих затрат в общих затратах на разработку
9 Важной составляющей технико-экономического анализа создания ИС являются совокупные трудовые затраты (трудоёмкость ) Трудоёмкость Размера ИС Срок разработки Повторно используемые компоненты
10 Способы уменьшения сроков разработки обеспечить детальное структурирование ИС на модули и спецификации интерфейса приобрести и освоить технологические и инструментальные средства обеспечить дополнительную подготовку программистов и группы тестирования привлечь дополнительный вспомогательный персонал отложить на время несущественное документирование проекта
11 Факторы, влияющие на трудоёмкость При расчёте трудоёмкость конкретного проекта следует учитывать факторы, влияния которых в конкретном проекте имеют достаточную величину. Все факторы можно разделить на две группы. 1. изменяют трудоёмкость в несколько раз (до 3-5) 2. в конкретном проекте могут повлиять на изменение трудоёмкости разработки на 10-20%
12 Первая группа факторов размер и доля повторно используемых компонентов новизна проекта необходимая степень согласованности проекта с требованиями технического задания наличие управления рисками и архитектурой проекта уровень обобщённой слаженности и организованности коллективной разработки проекта
13 Вторая группа факторов требования надёжности ИС требования степени соответствия документации программному продукту тематическая квалификация специалистов технологическая квалификация проектировщиков и программистов стабильность состава коллектива разработчиков стабильность требований заказчика к задачам и функциям ИС
14 2 Моделирование бизнес-процессов Бизнес-процесс – логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий её политику, направленную на достижение поставленных целей Бизнес-модель – это формализованное описание процессов, связанных с ресурсами, и отражающих существующую или предполагаемую деятельность организации
15 Классификация бизнес-процессов непосредственно связанные с созданием стоимости, ориентированные на производство товаров или оказание услуг, составляющих основную деятельность организации и обеспечивающих получение дохода основные не увеличивают ценность продукта или услуги для потребителя, но необходимы для деятельности организации обеспечивающие охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес- процесса и системы в целом управления
16 Цели построения бизнес-модели обеспечить понимание структуры организации и динамики происходящих в ней процессов обеспечить понимание текущих проблем организации и возможностей их решения убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково понимают цели и задачи организации создать базу для формирования требований к будущей ИС
17 Типы бизнес-моделей "как есть" отражающие существующее на момент обследования положение дел в организации позволяющие понять, каким образом функционирует данная организация позволяет выявить узкие места и сформулировать предложения по улучшению ситуации AS-IS "как должно быть" отражает представление о новых процессах и технологиях работы организации AS-TO-BE
18 Модель бизнес-процесса должна давать ответы на вопросы: 1. Какие процедуры (функции, работы) необходимо выполнить для получения заданного конечного результата? 2. В какой последовательности выполняются эти процедуры? 3. Какие механизмы контроля и управления существуют в рамках рассматриваемого бизнес-процесса? 4. Кто выполняет процедуры процесса? 5. Какую входящую информацию использует каждая процедура процесса? 6. Какую исходящую информацию генерирует процедура процесса? 7. Какие ресурсы необходимы для выполнения каждой процедуры процесса? 8. Какие условия регламентируют выполнение процедуры? 9. Какие параметры характеризуют выполнение процедур и процесса в целом?
19 3 Разработка требований к информационной системе методы формализации и управления требованиями к ПО уровень сложности, масштаб и требования к качеству назначение, содержание, область применения
20 Основные проблемы, из-за которых разработка ИС терпит неудачу недостаток информации от пользователя или заказчика о функциях проекта неполные, некорректные требования многочисленные изменения требований и спецификаций
21 Процесс разработки требований к ИС Осуществимость Нормирование и анализ требований Специфицирование требований Аттестация и утверждение требований Отчет об осуществимости системы Модели системы Пользовательские и системные требования Документация требований
22 Формирование требований к системе разбиение сложной системы на подсистемы должны содержать в полной и сжатой форме потребности пользователей должны быть достаточно конкретными содержать информацию, какие функции должны осуществляться, а не то, как они реализуются изменения являются неотъемлемой частью ЖЦ ИС
23 Большое влияние на процесс разработки оказывают требования к качеству ИС требования к качеству ИС функциональная пригодность конструктивные характеристики качества ограничения ресурсов особенности проекта
24 риски снижение или завышение требований к некоторым характеристикам качества ИС противоречивые характеристики характеристики, принципиально нереализуемы в данном проекте
25 Корректный выбор и установление требований к характеристикам качества: класс, назначение и основные функции ИС комплект стандартов, используемые при выборе характеристик качества ИС состав потребителей характеристик качества ИС реальные ограничения всех видов ресурсов проекта
26 Влияние функций ИС на показатели качества сильное защищённость надёжность эффективность слабое сопровождаемость мобильность
27 Потребители, которым необходимы определённые показатели ИС назначение функции сфера применения заказчик функциональная пригодность корректность надёжность … пользователь сопровождение конфигурационное управление специалист, сопровождающий и модифицирующий ИС мобильность лица, ответственные за инсталляцию
28 Состав выходных проектных данных спецификация структурного проектирования описание результатов и спецификации рабочего проектирования компонентов исходные тексты программ и программы в объектном коде комплект эксплуатационной документации и руководств для пользователей комплект технологической документации для обеспечения возможности модификации и сопровождения ИС
29 4 Оценка трудоёмкости создания информационных систем Модели и методы оценки трудоёмкости используются для: разработки бюджета проекта анализа степени риска и выбора компромиссного решения планирования и управления проектом анализа затрат на улучшение качества ИС
30 Последствия не адекватной и не достоверной оценки трудоёмкости Недооценка стоимости, времени и ресурсов недостаточная численность проектной команды, чрезмерно сжатые сроки разработки нарушение графика, утрата доверие к разработчику Переоценка проект более дорогостоящий
31 Методы оценки трудоёмкости анализ статистических данных о ранее выполненных проектах определяется зависимость трудоёмкости проекта от какого-нибудь количественного показателя программного продукта оценка этого показателя для данного проекта Алгоритмическое моделирование опрос нескольких экспертов сравнивание оценок повторение до согласия Экспертные оценки
32 сравнение планируемого проекта с предыдущими проектами эксперты вычисляют высокую, низкую и наиболее вероятную оценку трудоёмкости Оценка по аналогии усилия, затраченные на работу, распределяются равномерно по выделенному на проект времени критерием являются человеческие ресурсы Закон Паркинсона трудоёмкость проекта зависит от бюджета заказчика требования приходится изменить так, чтобы не выходить за рамки принятого бюджета Оценка с целью выиграть контракт
33 Основные параметры для определения трудоёмкости разработки ИС размер конечного продукта особенности процесса, используемого для получения конечного продукта возможности персонала, участвующего в разработке ИС среда (инструментарий + методы) требуемое качество продукта
34 Определение трудоёмкости Трудоёмкость = (Персонал) * (Среда) * (Качество) * (Размер Процесс )
35 Процедура оценки трудоёмкости разработки ИС 1. оценка размера разрабатываемого продукта 2. оценка трудоёмкости в человеко-месяцах или человеко-часах 3. оценка продолжительности проекта в календарных месяцах 4. оценка стоимости проекта
36 Основные единицы измерения размера ИС количество строк кода (LOC – Lines of Code) не возможно определить количество строк кода до того, как они будут написаны не учитывается сложность продукта, способности программиста и возможности языка программирования не линейная зависимость к затрачиваемым усилиям функциональные точки (FP – Function Points) трудоёмкость вычисляется на основе функциональности разрабатываемой системы
37 5 Структура основных документов, отражающих требования к ИС Для уменьшения вероятности пропуска важного требования целесообразно иметь типовые проекты перечней наборов требований. Процесс формирования требований можно разделить на два этапа: 1. формирование концепции ИС 2. детальное проектирование ИС
38 Формирование концепции ИС 1. описание обобщённых результатов обследования и изучения существующей системы и внешней среды 2. описание целей, назначения ИС и потребностей заказчика и потенциальных пользователей в заданной среде применения 3. перечень базовых стандартов предполагаемого проекта ИС
39 4.общие требования к характеристикам комплекса задач ИС цели создания ИС и назначение комплекса функциональных задач перечень объектов среды применения ИС периодичность и продолжительность решения комплекса задач связи и взаимодействие комплекса задач с внешней средой и другими компонентами системы распределение функций между персоналом, программными и техническими средствами при различных ситуациях
40 5.требования к входной информации источники информации и их идентификаторы перечень и описание входных сообщений перечень и описание структурных единиц информации входных сообщений или ссылка на документы, содержащие эти данные
41 6.требования к выходной информации потребители и назначение выходной информации перечень и описание выходных сообщений регламент и периодичность их выдачи допустимое время задержки решения определенных задач
42 7. описание и оценка преимуществ и недостатков разработанных альтернативных вариантов функций 8. сопоставительный анализ требований заказчика и пользователей и набора функций ИС 9. обоснование выбора оптимального варианта требований к содержанию и приоритетам комплекса функций ИС 10. общие требования к структуре, составу компонентов и интерфейсам с внешней средой 11. ожидаемые результаты и возможная эффективность реализации выбранного варианта требований 12. ориентировочный план реализации 13. общие требования к составу и содержанию документации проекта ИС 14. оценка необходимых затрат 15. предварительный состав требований качества 16. предварительные требования к условиям испытаний и приёмки
43 Формирование требований к системе на этапе детального проектирования 1. требования проекта системы к комплексу программ 2. требования к унификации интерфейсов БД и комплекса программ 3. требования и обоснование выбора проектных решений с точки зрения пользователя 4. спецификация требований к компонентам системы, интерфейсам между системными компонентами, элементами конфигурации программных компонентов и аппаратуры 5. описание распределения системных требований по компонентам ИС 6. требования к архитектуре системы 7. требования совместного целостного функционирования компонентов ИС
44 8.требования для системы и подсистем к режимам работы к производительности системы к внешнему и пользовательскому интерфейсу системы к внутреннему интерфейсу компонентов и к внутренним данным системы по возможности адаптации ИС к внешней среде по обеспечению безопасности системы, программных компонентов и внешней среды по обеспечению защиты, безопасности и секретности данных по ограничениям доступных ресурсов проекта ИС по обучению и уровню квалификации персонала по возможностям средств аттестации результатов и компонентов
45 6 Планирование жизненного цикла информационной системы Цель: выбор и определение способов создания и совершенствования ИС, удовлетворяющую требованиям ТЗ
46 План должен охватывать следующие задачи установление графиков своевременного решения частных задач и всей ИС оценки необходимых трудозатрат на конкретные задачи и проект в целом определение ресурсов, необходимых для выполнения конкретных задач и проекта в целом распределение задач по исполнителям определение обязанностей исполнителей определение критических ситуаций установление критериев управления качеством определение затрат, связанных с реализацией каждого процесса обеспечение условий и определение инфраструктуры выполнения процессов ЖЦ ИС
47 Разделение управления качеством от планирования и управления процессами создания и совершенствования ИС Сосредоточить внимание выделенных специалистов на совокупности мероприятий, гарантирующих качество конечного продукта Мероприятия планирования, обеспечивающие качество системы, должны охватывать весь ЖЦ ИС
48 ТЗ основные положения методики обеспечения качества методика поэтапных испытаний компонентов методика определения достижения значений характеристик, допустимых для продолжения работ
49 Трудности достижения высокого качества ИС отсутствии полной совокупности достоверных требований к значениям характеристик качества на начальных этапах проектирования и разработки итерационный процесс конкретизации требований в течение всего ЖЦ ИС отсутствие чёткого представления о реальных ресурсах, необходимых для их реализации ИС
50 Затраты в ЖЦ ИС Эксплуа- тация Сопровож- дение Разра- ботка затраты при эксплуатации и сопровождении могут значительно превышать затраты при разработке в пределах этапов различные группы затрат могут быть неодновременными и разделяться интервалами времени
51 При разработке ИС основные затраты связаны с непосредственным трудом специалистов различных категорий Разработка ИС характеризуется высокой долей творческого труда Важнейшим ресурсом при создании ИС являются специалисты, с их уровнем профессиональной квалификации
52 Разделение труда специалистов при создании ИС Менеджер проекта ИС Менеджер – системный архитектор ИС Разработчики ИС Проектировщики спецификаций на компоненты Разработчики компонентов и программисты Системные интеграторы компонентов и ИС Тестировщики компонентов и ИС Управляющие сопровождением и конфигурацией ИС Документаторы проекта ИС Технологи и специалисты по качеству Технологи и специалисты по технологическому инструментарию Управляющие и контролеры текущего применения системы обеспечения качества Инспекторы по проверке состояния и степени применения системы качества
53 При проектировании и создании ИС необходимы организация и тесное взаимодействие представителей заказчика и разработчиков проекта Заказчик Разработчик функциональные и потребительские характеристики ИС способы реализации характеристик ИС с требуемым качеством
54 Индустриализация разработки ИС автоматизация нетворческих, технических и рутинных операций подготовка информации, необходимой для принятия творческих решений значительное сокращение доли затрат на творческий труд в непосредственных затратах на разработку ИС
55 Снижение творчества применение : унифицированной технологии готовых испытанных компонентов стандартизированной архитектуры определенных классов ИС
56 Две схемы организации коллективов специалистов 1. формирование для выполнения каждого проекта жесткой организационной структуры коллектива с полным составом необходимых специалистов под единым, централизованным руководством 2. выделение руководителя и небольшой группы интеграторов, по заданиям которых выполняются частные работы узкими специалистами по компонентам, не входящими организационно в коллектив для реализации конкретного проекта
57 Руководство крупным проектом ИС менеджер проекта – специалист, обеспечивающий коммуникацию между заказчиком и проектной командой менеджер-архитектор ИС – управляет коммуникациями и взаимоотношениями в проектной команде
58 В реализации крупного проекта можно выделить две категории специалистов 1. разрабатывающие компоненты и ИС в целом 2. обеспечивающие технологию и качество системы Организационное разделение специалистов должно обеспечивать независимый, достоверный контроль качества результатов разработки и эффективное достижение заданных характеристик
59 Специалисты первой категории спецификаторы подготавливают описания функций соответствующих компонентов с уровнем детализации, достаточным для корректной разработки разработчики программных компонентов и программисты создают компоненты, удовлетворяющие спецификациям, реализуют возможности продукта и исправляют ошибки системные интеграторы сложной проблемно- ориентированной ИС работают над проектами в значительной степени отличными от программистов методами и имеют на выходе различные результаты крупных программных компонентов тестировщики обеспечивают проверку компонентов и системы в целом управляющие сопровождением и конфигурацией, инструкторы интерфейсов отвечают за снижение затрат на модификацию и сопровождение продукта документаторы процессов и объектов ЖЦ ИС обеспечивают подготовку и издание технологических и эксплуатационных документов
60 Успех и качество при разработке ИС зависит от слаженности работы коллектива профессионализма коллектива тематической квалификации специалистов в области создания ИС технологической квалификации коллектива
61 Специалисты второй категории технологи должны выбирать, приобретать и осваивать наиболее эффективный инструментарий специалисты, управляющие обеспечением качества ИС, должны овладеть стандартами и методиками организации, поддерживающими регистрацию, контроль, документирование и воздействия на показатели качества на всех этапах ЖЦ ИС инспекторы-испытатели по проверке систем качества предприятия и качества программных продуктов должны пройти обучение, дающее им знания и квалификацию, необходимые для проведения испытаний, оценки их результатов и эффективности применения систем качества
62 7 Ресурсы для обеспечения функциональной пригодности информационной системы экономические, временные, вычислительные и другие ресурсы на весь ЖЦ ИС всегда ограниченны знать как отражается изменение затрат на улучшении каждой характеристики качества ИС обеспечение функциональной пригодности
63 Все затраты можно разделить на две группы 1. затраты на создание программных компонентов, обеспечивающих базовые свойства функциональной пригодности ИС для её применения по прямому назначению 2. дополнительные затраты, обеспечивающие требуемые конструктивные характеристики качества для улучшения функциональной пригодности ИС в соответствии с целями и сферой её применения
64 затрат ресурсов на технологию, инструментарий автоматизации разработки и систему качества, обеспечивающие ЖЦ ИС обеспечение функциональной пригодности зависят от сложности алгоритмов, объёма программных компонентов и БД определение исходных требований к характеристикам ИС крупные затраты могут приходиться на верификацию и тестирование программных компонентов затраты на создание достаточно полного комплекта документации практически пропорциональны размеру системы ограниченные ресурсы времени реализации проекта ИС является одним из самых сильных факторов, влияющих на качество проекта
65 8 Ошибки и риски 1. ошибки корректности требований к ИС считаются наиболее критичными для общего успеха системы пропуск некоторых требований конфликтующие требования в ТЗ неопределённость требований 2. ошибки проектирования и разработки структуры ИС определяются процессами перевода неопределённых и общих положений
66 Этапы работ, выполняемые при поддержке базовых работ ЖЦ ИС 1. подготовка детальных исходных требований и характеристик ИС и внешней среды, для которых должны отсутствовать риски функционирования и применения 2. выделить три класса рисков: функциональной пригодности ИС конструктивных характеристик качества нарушения ограничений ресурсов при реализации процессов ЖЦ ИС 3. в каждом классе выделить несколько наиболее важных рисков и упорядочить их по степени опасности для проекта ИС
67 4. контрмеры для сокращения рисков применять последовательно, начиная с ликвидации наиболее опасных исходных причин, затем уменьшение уязвимости компонентов и ИС в целом, а при недостаточности этих контрмер воздействовать непосредственно на уменьшение итогового ущерба 5. процессы устранения рисков должны завершаться процедурами мониторинга, сопровождения и конфигурационного управления изменениями версий ИС
68 Проявление рисков в ЖЦ ИС в искажениях или неполной реализации требуемого назначения, функций или взаимодействия ИС с компонентами системы или внешней среды в недостаточных и не соответствующих требованиям конструктивных характеристиках качества ИС при её применении по прямому назначению в нарушениях ограничений на использование экономических, временных или технических ресурсов при создании и применении ИС
69 Управления рисками предполагает ясное понимание внутренних и внешних причин и реальных источников угроз, влияющих на качество ИС Главной целью управления рисками является обнаружение, идентификация и контроль за редко встречающимися ситуациями и факторами, которые приводят к негативным результатам Для снижения возможных рисков применяются оценки, контроль и мониторинг рисков, а также различные контрмеры Риски ИС могут проявляться в процессах проектирования, разработки и сопровождения при изменении и развитии системы и при применении готовой ИС по прямому назначению
70 На основе проведённого анализа рисков в ЖЦ ИС следует определять: целесообразно ли продолжать работы над конкретным проектом ИС при наличии достаточных ресурсов, следует ли провести маркетинговые исследования для определения рентабельности выполнения проекта ИС достаточно ли полно и корректно формализованы концепция и требования к проекту ИС есть ли возможность применить готовые повторно используемые компоненты ИС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.