Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfestival.1september.ru
2 «Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии; «имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит»… И.С.Тургенев
3 Вопрос Что помогает определить принадлежность текста к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина?
4 Задание Дополните данное определение, пользуясь любыми доступными источниками информации. Выделите ключевые позиции. ПАРОДИЯ (от греч. parodia - противопеснь) - вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Пародия может быть направлена против определенных особенностей литературных произведений - тематики, идейного содержания, особенностей сюжета, образов героев, композиции, языка. Основное ее средство - ироническое подражание осмеиваемому образцу, передача в гиперболизированном, шаржированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.
5 Задание Прокомментируйте название главы «О корени происхождения глуповцев». Вопрос Благодаря чему создаётся пародийный эффект?
6 Задание Проанализируйте название романа, пользуясь подсказкой: «История одного города» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История села Горюхина» (А.С.Пушкин) «История государства Российского» (А.Толстой) «История государства Российского» (Н.М.Карамзин) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) Вопрос Что объединяет данные названия? Каковы принципиальные различия между указанными произведениями / исследованиями?
7 Выступление группы 1 Образ города Глупова в творчестве М.Е Салтыкова- Щедрина
8 Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.
9 Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.
10 Задание Прокомментируйте соотношение образов: автор произведения – издатель, нашедший рукопись – архивариусы-летописцы. Приведите примеры подобного соотношения в произведениях художественной литературы.
11 Автор Издатель Летописцы
12 Интертекстуальность как основа приёма пародии в главе «О корени происхождения глуповцев» (роман «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина)
13 Задание Опираясь на собственный опыт, дайте определение термина «интертекстуальность». Пользуясь доступными источниками информации, уточните и расширьте Ваше определение.
14 Соотношение главы «О корени происхождения глуповцев» с произведениями древнерусской литературы. Вопросы Почему упоминаются имена историографов Костомарова, Соловьёва и Пыпина? Как изменяется смысловой и ритмический рисунок «Слова»? Какую роль в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина играет приём буквального прочтения метафорических выражений?
15 Выступление группы 2 Названия племён, упоминаемые в главе
16 «…Ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности. Они засвидетельствуют, что этот «вздор» сочинён самим народом, я же со свое стороны рассуждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу». М.Е.Салтыков-Щедрин
17 «моржееды» - архангельцы «лукоеды» - арзамасцы «гущееды» и «долбежники» - новгородцы «клюковники» - владимирцы «куралесы» - брянцы «вертячие бобы» - муромцы «лягушечники» - дмитровцы «лапотники» - клиновцы «чернонебные» - коломенцы «проломленные головы» - орловцы «слепороды» - пошехонцы, вятичане «вислоухие» - ростовцы «кособрюхие» - рязанцы «ряпушники» - тверитяне «заугольники» - холмогорцы «крошевники» - капорцы «рукосуи» - чухломцы
18 Выступление группы 3 Выявление интертекстуальных связей: быт и жизнь племён
19 Задание Сопоставьте тексты: «О корени происхождения глуповцев» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История России в рассказах для детей» (А.О.Ишимова) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) «О физическом и нравственном характере славян древних» (Н.М.Карамзин) Что объединяет и различает данные тексты? Вопрос Какие фольклорные сюжеты стали объектом пародирования в главе «О корени происхождения глуповцев»?
20 Выступление группы 4 Выявление интертекстуальных связей: призвание на княжение
21 Задания Приведите примеры пародирования летописи, сказки, былины, буквального прочтения фразеологизма. Вспомните, что такое эзопов язык.
22 Выступление группы 5 Выявление интертекстуальных связей: заложение города Глупова
23 Существует два рода карикатуры: одна преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим. И.С.Тургенев
24 Домашнее задание Письменно прокомментировать слова Р.Барта: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.