Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем87.103.175.205
3 Литературное краеведение Историческая справка. Истоки литературной жизни Сибири восходят к началу семнадцатого столетия, когда начали складываться и записываться первые рассказы и предания о походе Ермака, первые повествования о Сибири. Во второй половине XVII в. был написан по личным впечатлениям от сибирской ссылки выдающийся памятник древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума». Большинство событий, описанных в нём, развёртывалось на Ангаре и Байкале. Аввакум может рассматриваться как первооткрыватель сибирской темы в русской литературе, а значит, как родоначальник литературного движения в Сибири.Исторически сложившимся центром литературной жизни Восточной Сибири считается город Иркутск.
4 Устное народное творчество. С давних времен на берегах Байкала жили буряты: разводили скот, охотились в тайге, буряты – кочевники передвигались по степям, природа давала жизнь и людям, и животным.В сказках бурят животные беседуют с людьми, человеческие законы переносятся в мир зверей и птиц. Русские землепроходцы продвигались с Урала на восток. Они привезли в Сибирь свои сказки, песенки, потешки. В селах и поселках Прибайкалья и Забайкалья живут люди, которые рассказывают сказки, и не только своим внукам и правнукам, но и ученым, которые их записывают.Есть сказки у тофаларов, которых называют таежными людьми и эвенков, которые живут на Севере и сочиняют интересные сказки. В нашей библиотеке можно прочитать книги: «Омулевая бочка», «Байкала- озера сказки», «Бурятские сказки», «Русские сказки Восточной Сибири».
5 Детские писатели Восточной Сибири Из автобиографии. В городе Чите, где жили мои родители, в учительском доме неподалеку от школы, были два самых интересных для меня, маленькой, предмета. Большой синий глобус и книжный шкаф, набитый томами в старинных переплетах. В них, за тончайшей папиросной бумагой, портреты великих писателей, гравюры. Синий глобус - это мамина география, книги с портретами писателей - папина литература. От детских болезней меня лечили стихами. Папа часами читал мне наизусть Пушкина. Плакат, выпущенный к столетнему его юбилею, висел у нас много лет. Синее Лукоморье, зеленый дуб, кудрявый Пушкин - я не сводила с него зачарованных глаз. И глобус, и плакат, и старые книги переехали с нами в Иркутск. Отец после войны не вернулся в школу учительствовать, стал журналистом, корреспондентом «Восточно-Сибирской правды». Волкова Светлана Львовна (р. 1941)
6 Волкова Светлана Львовна. Библиография. А вот и Стрекозлик: повесть-сказка/ С.Л.Волкова; Худ. Т.Громыко. - Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. изд-во, с.: Ил....Жили-была сказка. Все сказки где-то живут. Одни - в дремучем лесу, другие – на солнечной лужайке, а эта живет в лопушках. Лопушки - это добрый солнечный мир, где живут герои книжки С. Волковой "А вот и Стрекозлик". Стрекозлик - это озорной неунывающий велосипедик, верный друг мальчика Котьки. Рожки у Стрекозлика "витые, спицы золотые, веселый глазок, синичий голосок". Маленький верный Стрекозлик летит, стрекочет, не едет - звенит! О приключениях Стрекозлика и Котьки вы узнаете, прочитав книгу. Облачный пудель: Сказки/ С.Л.Волкова; Худ. А.М.Муравьев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, с.: цв. ил. В сказке вы встретитесь с одиноким Островом, который мечтал найти себе друга. И вот Остров встретил девочку. Он играл с ней в прятки, рисовал на песке кораблики. Чтобы никогда не расставаться со своим другом, он навсегда пристал к берегу - напротив дома, где жила девочка. Вовкины командировки/ С.Л.Волкова; Худ. Т.Соловьева. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, с.: ил. Знакомы ли вы с человеком по имени Вовка Ромашин? Не знакомы? Очень жаль. В свои 9 лет неуемный "почемучка" знает больше, чем иной взрослый. Видели ли вы в Сибири белых лебедей? Быть такого не может? А Вовка видел их своими глазами, когда ездил с папой в командировку на турбазу "Теплые озера". Он познакомит вас со своими друзьями экологами, которые носят на пилотках значки с голубыми ласточками.
7 Детские писатели Восточной Сибири...Думала ли маленькая Таня, что придет время и она будет писать книги? Конечно же, нет. Жила себе да была. Девочка как девочка: веселая и шаловливая. Веселая, потому что в семье было не принято ныть, скучать и портить друг другу настроение. А вот радовать близких маленькими сюрпризами, устраивать домашние концерты и спектакли, читать вслух сказки и рассказывать забавные истории из школьной жизни - на это все были мастера. И в первую очередь родители. Танин папа был директором школы, мама - учителем математики. А можно ли шалить учительской дочке? Конечно, нельзя. Но если очень хочется - лазить с мальчишками через забор, писать мелом на стенке, ловить руками мальков в Байкале и бегать любоваться разноцветными мраморными горами, которых в окрестностях Слюдянки, где родилась Татьяна, было не сосчитать? Откуда же родители узнавали, где она была и что делала, если они целыми днями пропадали на работе? И где лежит тот бинокль, через который, как говорит папа, он видит все, что с ней происходит? Но бинокль - это еще полбеды. Самое неприятное, когда тебя вежливо приглашают в родительскую комнату и просят объяснить не очень хорошие поступки… Андрейко Татьяна Петровна (р. 1954)
8 Андрейко Татьяна Петровна. Библиография. Зеленая горошина: Волшебная повесть для веселых и добрых людей/ Т.П.Андрейко; Худ. О.Беседин. - Иркутск: ГП Иркутская областная типография 1, с.: ил. У Диминой соседки по коммунальной квартире оказалась потайная дверь. Несколько раз пятиклассник с Марией Ивановной совершают путешествия за эту удивительную таинственную дверь. Что же там было? Шахер-Махер: Рассказ/ Андрейко Т.//Сибирячок С Волкова С.Л. / Произведения
9 Писатели Восточной Сибири Писатели Восточной Сибири Известная иркутская журналистка написала: Марк Сергеев - это целая планета и как же легко в ней заплутаться. И как хорошо, что мы с детства начинаем знакомство с его книжками. Почитали забавную сказку Как краски пошли гулять, испытали необычайные ощущения в Машине времени Кольки Спиридонова, побывали в увлекательном путешествии с бутылкой в книге Капелька по капельке, вместе с Марком Давидовичем Сергеевым пощупали уши, и узнали, зачем это надо делать (Ребята, пощупайте уши). Он выпустил семьдесят книг, написал сценарии к шестидесяти фильмам. Марк Сергеев - поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик, детский писатель, историк, краевед, драматург, поэт-песенник. Он объездил весь мир, и он Почетный гражданин города Иркутска. Сергеев Марк Давидович ( )
10 Сергеев Марк Давидович Библиография Волшебная калоша, или Необыкновенные приключения Вадима Смирнова, его лучшего друга Паши Кашкина и 33 невидимок из 117-й школы: Повесть-сказка/ М.Д. Сергеев; Худ. Р.Н. Бардина. - Иркутск: Кн. изд-во, с.: ил. Кто из ребят не мечтал о том, чтобы стать невидимкой? Делай всё, что хочешь, ешь бесплатно любимые пирожки, помогай друзьям выигрывать в футбол, путешествуй без билета... Но всё это в конце концов становится наказанием. Глоток океана/ М.Д.. Сергеев; Худ. И. Оффенгенден. - М.: Сов. Россия, с.: ил. Это история о маленьком нер п ёнке, который "не слушаясь папы, дружил с омулями". Так не бывает, скажете вы, потому что нерпы едят рыбу. А вот в историях, которые рассказывает писатель, бывает всё... Однажды нерпёнок заболел, и спасти его можно было только глотком океанской воды. Разноцветные сказки/ М.Д. Сергеев; Худ. В. Нагаев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, с.: ил. В сборник сказок в стихах и прозе вошли произведения: "Нетающая снежинка", "Веселые беглецы", "Разноцветные сказки", "Туман Туманыч", "Самый благородный холодильник на белом свете", "Глоток океана". Это замечательная книжка, которую хочется не только читать, её интересно рассматривать: такие забавные рисунки сделал московский художник Владимир Нагаев. И если читать эту книгу "внимательно - сто историй прочтешь занимательных".
11 Литературная викторина. Литературная викторина. 1. Как зовут героя книги Светланы Волковой, который живет в Лопушках? (Стрекозлик) 2. В каком классе учится герой волшебной повести Татьяны Андрейко? ( В пятом классе). 3. О ком рассказывает книга Марка Сергеева «Глоток океана»?( О маленьком нерпенке, который дружил с омулями). 4. Как называется сказочная повесть Марка Сергеева, рассказывающая о волшебной бутылке, которую ребята из села Прибайкальского бросили в Байкал? ( «Капелька по капельке»).
12 Литературная викторина. Литературная викторина. 5. На какую турбазу ездил герой книги «Вовкины командировки»? ( Турбаза «Теплые озера»). 6. Какой институт закончила детский писатель татьяна Андрейко? ( Институт иностранных языков). 7. Сколько книг выпустил писатель и поэт Марк Сергеев? ( 70 книг).
13 Проект по литературному краеведению Цитата: Цитата:...Понять литературу, не зная мест,где она родилась, не менее трудно,чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Д.С. Лихачев Тема проекта: Литературная Сибирь. Творческое название: "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают возгореться искрами любви к Отечеству". Ушинский К.Д. Автор: Автор:
14 Проблемы и результаты. Проблемы (темы) самостоятельных исследований: «Иркутские летописи» «Сказки коренных народов Сибири» «Литературные памятники Сибири» «Поэзия о Байкале» «Литературные традиции земли Иркутской» Результаты представления исследований: Оформление презентации (репортаж, сообщение, дискуссия, ролевая игра, викторина). Статья для газеты. Аудио- и видеозаписи. Оформление альбома, выставки. Организация «круглого стола» для старшеклассников.
15 ВОПРОСЫ. ПРЕДМЕТЫ. УЧАСТНИКИ. Основной вопрос: Знаем ли мы литературу родного края, ее истоки и традиции? Связь с учебными предметами: литература, история. Участники: в зависимости от выбранной темы( учащиеся 2 – 11 классов). Информационные ресурсы: произведения сибирских писателей, литература по краеведению, энциклопедические словари, ссылки на мультимедиа и Интернет – ресурсы.
16 Цели и задачи проекта. 1. Вызвать у читателей библиотеки интерес к литературе родного края. 2.Научить читателей работать с книгой: выбирать главные мысли, анализировать прочитанное. 3. Развивать индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную работу. 4. Научить пользоваться PowerPoint для оформления результатов. 5. Развивать интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности учащихся. 6. Получать информацию из Интернет и других источников; Организация работы: Формирование микрогрупп, распределение заданий, обсуждение с читателями источников информации,вопросов защиты авторских прав, обсуждение способов оформления проекта.
17 Завершающий этап проекта. 1. Презентация результатов проекта всей группе в рамках недели краеведения. 2. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, поощрение участников. 3. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки, буклета и т. д.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.