Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.vkgu.kz
1 История педагогики Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ
2 тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология
3 Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.
4 Предмет истории педагогики составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
5 История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К 19-му столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания.
6 История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач:
7 - изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;
8 - выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;
9 - раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;
10 - на каждом этапе социально- исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;
11 Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем, что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания.
12 Она связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук – философии, психологии, частных методик.
13 Курс истории педагогики делится на следующие разделы:
14 - воспитание в первобытном обществе;
15 - школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху;
16 - воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения;
17 - школа и педагогика в новое время;
18 - школа и педагогика в новейшее время;
19 Историческое сознание открывает учителю и ретроспективу педагогических средств, и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности.
20 Историко-педагогическая образованность позволяет учителю ориентироваться в сложной панораме современных подходов к педагогическому процессу, обогащает палитру имеющихся в его распоряжении средств, стимулирует свободу педагогического творчества и маневра.
21 Историческое сознание как профессиональное качество учителя является историческим аспектом его мышления, и активное проявление этого качества относится к одной из закономерностей педагогической деятельности.
22 тема лекции: Философы Древней Греции о воспитании Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
23 Преподаватели кафедры педагогики- Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.
24 В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Цель воспитания – гармоничное развитие индивидуальности.
25 Основные педагогические идеи получили отражение у учениях античных мыслителей: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля
26 Демокрит ( гг. до н.э.)
27 На основе своей атомической теории выдвинул материалистическую концепцию развития личности.
28 Огромное значение придавал среде, примеру взрослых, воспитание «доводами».
29 Считал необходимым сообразовывать воспитание с природой ребенка.
30 Выступал за включение труда в воспитание.
31 Был уверен, что в воспитании без элементов принуждения не обойтись.
32 Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.
33 Мудрость дает три плода: возможность хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать
34 Платон ( гг. до н.э.)
35 Основные труды: Государство Законы Диалоги
36 На основе своей философии создал первую теорию воспитания, в которой государство является доминирующим и определяющим фактором.
37 Цель идеального государства (состоящего из 3 разрядов граждан: философов, воинов, ремесленников, землевладельцев) – приближение к высшей идее блага, осуществляемое воспитанием.
38 Цель воспитания – всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан.
39 Платон первым попытался определить основные педагогические понятия.
40 Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирование в них добродетели; учение – приобретение знаний посредством наук.
41 Разработал теорию разделения природы на мир идей и мир вещей и явлений.
42 Знание есть постижение мира идей посредством мира чувств и души.
43 Предложил систему организации общественного воспитания, разработал возрастную периодизацию.
44 Впервые представил воспитание маленьких детей в системе.
45 Создал систему музыкально- гимнастического воспитания.
46 К методам воспитания относил: Игры Чтение Живые устные рассказы Внушение и убеждение Упражнение в плясках и песнопениях
47 Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них.
48 Внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции – все науки надо преподавать «играючи», а не насильно.
49 «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании семьи является определяющей.
50 Аристотель ( гг. до н.э.)
51 Основные труды Политика Афинская политика (обществ. полит. науки) Физика (естественные науки) Этика Поэтика (этика и эстетика)
52 Педагогические идеи: Воспитание – средство укрепления гос. строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин; Для всех граждан нужно одинаковое воспитание, забота о воспитании – дело государства; Природные задатки. Навыки. Разум; Три стороны воспитания (физическое, нравственное, умственное).
53 Систематизировал все области знания своего времени.
54 Создал первую возрастную периодизацию в истории педагогической мысли.
55 Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой.
56 Большое внимание уделял воспитанию в раннем возрасте: «Ко всему приучать непосредственно с пеленок». Причем, воспитание детей до 7 лет – лучше в семье.
57 Дал общую характеристику дошкольного возраста, следуя принципу природосообразности.
58 Исключал физический труд из системы воспитания.
59 Сократ (ок гг. до н.э.)
60 Знания – понятия, представления, истинные для всех, обладают универсальной ценностью и значением.
61 Высшие добродетели Сдержанность как укрощать страсти Мужество как преодолеть опасность Справедливость как соблюдать божественные и человеческие законы
62 Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
63 «Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетели, т.е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы).
64 Цель воспитания – познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям.
65 Сократический метод ирония майевтика индукция определение
66 Ирония отрицательная часть совместного исследования: обнаружение противоречий в утверждених противника.
67 Майевтика положительная часть, позволяющая отыскать истину.
68 Индукция отыскивание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения.
69 Определение установление родов и видов и их соотношений.
70 Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.
71 тема лекции: Воспитание и образование в Древней Греции
72 Преподаватели кафедры педагогики- Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О. А.
73 Спартанская воспитательная система Цель воспитания- подготовка воинов
74 Мальчики до 7 лет воспитывались в семье
75 С 7 до 18 лет воспитание в агеллах. Руководитель – педоном
76 Виды воспитания Физическое воспитание: закалка, привычка к лишениям Военно- гимнастические упражнения Нравственное и политическое воспитание
77 С 18 до 20 лет – перевод в эфебию
78 Афинская воспитательная система Цель воспитания - всестороннее гармоническое формирование личности
79 Мальчики до 7 лет получали домашнее воспитание
80 С 7 до лет школа грамматиста (чтение, письмо, счет) школа кифариста (эстетическое воспитание)
81 С лет переход в палестру (пятиборье, бег, прыжки, борьба, плавания, метания диска и копья)
82 Гимнасия (для наиболее обеспеченной молодежи)
83 С 18 до 20 лет переход в эфебию
84 тема лекции: Воспитание и образование в Древней Греции
85 Преподаватели кафедры педагогики- Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О. А.
86 Спартанская воспитательная система Цель воспитания- подготовка воинов
87 Мальчики до 7 лет воспитывались в семье
88 С 7 до 18 лет воспитание в агеллах. Руководитель – педоном
89 Виды воспитания Физическое воспитание: закалка, привычка к лишениям Военно- гимнастические упражнения Нравственное и политическое воспитание
90 С 18 до 20 лет – перевод в эфебию
91 Афинская воспитательная система Цель воспитания - всестороннее гармоническое формирование личности
92 Мальчики до 7 лет получали домашнее воспитание
93 С 7 до лет школа грамматиста (чтение, письмо, счет) школа кифариста (эстетическое воспитание)
94 С лет переход в палестру (пятиборье, бег, прыжки, борьба, плавания, метания диска и копья)
95 Гимнасия (для наиболее обеспеченной молодежи)
96 С 18 до 20 лет переход в эфебию
97 тема лекции: Прогрессивные педагоги Казахстана х гг. и их вклад в развитие педагогической науки
98 Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.
99 В начале ХХ века просвещение в Казахстане вступило в новую фазу своего развития, а именно обогащение общественно- педагогической мысли Казахстана новыми педагогическими и теоретическими положениями. Видными деятелями этого периода, стали образованные и одаренные представители казахской интеллигенции Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов, М.Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов.
100 Аймаутов Жусипбек
101 Аймаутов Жусипбек ( ) – человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методики не потеряли своего значения в настоящее время.
102 Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно формировать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придавал физическому и духовному воспитанию при этом, утверждая, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов дал научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителю эффективные пути обучения».
103 Ж.Аймаутов высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, знать психологию, обладать мастерством преподавания. Основные произведения: учебники «Тәрбиеге көмекші», ( Пособие для воспитателя), «Психология» (1926 г.).( «Пособие для воспитателей»), «Жан жүйесi және өнер талдау» ( Душа человека и выбор искусства»,1926 г.), « Пути комплексного обучения» ( 1929 г.), статья « Послеабаевские поэты» и др.
104 Байтурсынов Ахмет
105 Байтурсынов Ахмет ( ) - ученый лингвист, тюрколог, просветитель-педагог, талантливый переводчик русской поэзии, автор ряда учебных пособий, общественный деятель.
106 В свое время он стал жертвой несправедливости, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна истории, народу возвращены имена таких его деятелей как Ахмет Байтурсынов. Начиная с 1913 по 1917 г. он редактировал газету «Казах», на страницах которой опубликовал немало статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывая их к свету знаний. Ахмет Байтурсынов стоял у истоков становления казахского литературного языка и литературоведения
107 Тщательно изучив природу казахского языка, А. Байтурсынов создал новый казахский алфавит, приняв за основу арабский, написал труд «Порядок правописания». Он систематизировал и собрал казахские термины и пословицы, сказания и песни, которые и сейчас живут в народе Большая заслуга Ахмета Байтурсынова состоит в исследовании истории и теории литературы. В 1912г. Впервые им написан «Әліппе» (Букварь). Основные произведения: « Порядок правописания», стихи «Сорок басен», и «Комар», «Әліппе» (Букварь), учебник «Оку кұралы» (Средство обучения), учебник «Тiл кұралы» (Средство языка).
108 Жумабаев Магжан
109 Жумабаев Макгжан (1893 – 1938) – казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог – просветитель. М. Жумабаев, как педагог- практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания в национальной школе
110 Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева: одним из оснований педагогического процесса педагог считает его психологическое обоснование; ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии; факторами нравственного воспитания он считал: семья, школа, а главное личность воспитателя; разработал методику интегрирования языка и литературы, определил в связи с этим средства, формы, принципы, этапы и последовательность обучения языку.
111 Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, М. Жумабаев считал, что формирование гармонической всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно-ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала.
112 Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать – художественный вкус, развить в ребенке способность и стремление к самовыражению в исскустве, в художественном творчестве. Основные произведения: Учебник на казахском языке «Педагогика», поэма «Батыр Баян», Методическое руководство к учебнику «Родной язык в начальной школе».
113 Кудайбердиев Шакарим
114 Кудайбердиев Шакарим (1858 – 1931) – крупнейший казахский поэт конца 19 века - начала 20 века, ученый, историк. Отец Шакарима -Кудайберды, старший брат Абая. С семи лет оставшись без отца он воспитывался в доме своего дяди, что наложило неизгладимый отпечаток на его мировоззрения и творческие способности. Он владел арабским, персидским, тюркским, русским языками. Шакарим был один из образованных людей своего времени.
115 Кудайбердиев в своих произведениях размышляет о путях просвещения казахского народа, о способах воспитания подрастающего поколения, об утверждении здорового образа жизни, об усовершенствовании личности и т.д. Он также призывает казахскую молодежь быть в передовых рядах прогрессивной части общества, придает огромное значение роли традиций, обычаев казахского народа в воспитании и обучении молодежи. В своих произведениях он высказывал идеи о том, что человек обязан познать окружающий себя мир, разгадать его тайны, несметные богатства этого мира использовать во благо человека.
116 Наследие его богато и разнообразно. В своих произведения он поднимает философские вопросы: о человеке, о смысле жизни, о сознании, о судьбе своего народа, о добре и зле, проблемы просвещения, нравственного воспитания – словом все важнейшие темы, волновавшие в свое время Абая Кунанбаева. Творчество Шакарима органично вошло в сокровищницу национальной казахской культуры. Основные произведения: «Три истины», стихотворение «Жастарға», ( К молодежи), «Истина и правда», «Қазак айнасы», (Казахское зеркало), «Мұсылман шарттары» (Мусульманские условия).
117 Дулатов Мыржакып
118 Мыржакып Дулатов ( ) – замечательный поэт, писатель, переводчик, журналист, педагог. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению.
119 Основные педагогические идеи М. Дулатова: –Воспитание подрастающего поколения, должно строиться в духе любви к родному языку, национальной культуре, традициям; –Доказал преимущества арабской письменности, так как все культурное наследие стран Востока написано на арабском языке; –Считал необходимым в воспитании гуманистическое, нравственное начало; –В учебнике по арифметике учел национальные психологические особенности казахского народа; –Развил идеи Ы.Алтынсарина о просвещении, уделял большое внимание проблемам учебно-воспитательной, методической работе.
120 Основные произведения: «Оян қазақ» ( «Проснись казах», 1909г.), «Есеп кұралы» («Пособие по арифметике») в двух частях (1922), Роман « Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), стихотворения: « Жастарға» («К молодежи», 1907г.), «Оян қазақ» («Проснись казах», 1909г.)
121 тема лекции: Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарина
122 Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.
123 В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина ХIХ века была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Ее главным классическим представителем стал Ы.Алтынсарин.
124 Алтынсарин Ыбрай
125 Ыбрай Алтынсарин ( ) вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель. Ы.Алтынсарин всю свою жизнь посвятил просвещению родного народа. Создавая советские народные школы, он научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.
126 Ы.Алтынсарин руководствовался демократическими и гуманистическими принципами при работе над первыми учебниками. В «Киргизской хрестоматии» ( 1879) содержалось множество сведений о развитии науки, о жизни и быте разных народов. На простых и ярких примерах Алтынсарин показывал, что хорошо в жизни и что плохо. Особенность книги состоит в том, что педагог отстаивал в ней жизнеспособность и право на развитие родного языка. По «Киргизской хрестоматии» Алтынсарина учились почти все, кто получил образование до революции.
130 Педагогическая деятельность Ы. Алтынсарина: Открывает двухклассные центральные училища, работающие по учебному плану и программам уездных училищ; Разрабатывает и открывает волостные и аульные школы; В 1887 году открывает первую школу для девочек-подростков; Ы. Алтынсарин положил начало профессиональному образованию. В 1883 г. Им было создано Тургайское ремесленное училище, Оренбурская учительская семинария, Кустанайское сельскохозяйственное училище. Всего за годы деятельности им было создано 12 русско – казахских училищ разного типа.
131 Основные произведения: «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), «Киргизская хрестоматия» (1879), «Мактубат» (1883), «Шариати ислам» (1887), рассказы: «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Вред лжи» и др.
132 тема лекции: Организация детского коллектива в педагогической теории и практике А.С. Макаренко
133 Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.
134 Макаренко Антон Семенович
135 В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.
136 В труднейших условиях хозяйственной разрухи, Антон Семенович разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.
137 Важная заслуга А.С.Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:
138 Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Одним из важных факторов реализации этого закона - общественное мнение, которое может служить единственным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружия(инструментом устрашения, подавления, насилия).
139 Закон развития (движения) коллектива- «Формы бытия свободного человеческого коллектива-движения вперед, форма смерти -остановка»; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
140 Принцип перспективных линий - суть этого принципа по словам А.С.Макаренко, состоит «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью, осуществление которой потребует приложение усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость». Принцип перспективных линий - суть этого принципа по словам А.С.Макаренко, состоит «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью, осуществление которой потребует приложение усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость».
141 Принцип педагогической целесообразности – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.Принцип педагогической целесообразности – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.
142 Принцип активной целеустремленности – А.С.Макаренко настаивает на том, что к достижению цели перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели…».Принцип активной целеустремленности – А.С.Макаренко настаивает на том, что к достижению цели перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели…».
143 Принцип педагогической целесообразности – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.
144 Принцип целостности процесса воспитания – «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., - писал А.С.Макаренко. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным иотрицательным, решающим моментом является не прямая логика,а логика а действие всей системы средств, гармонически организованных».
145 Принцип ответственной зависимости – положения связанные с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания.
146 Организованная группа детей, которых объединяют: ъ Общие социально значимые цели и перспективы Равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления Сплоченность, благоприятный нравственный психологический климат, отношение ответственной и зависимости Совместная деятельность, направленное на реализацию общей цели и общения Основные признаки детского(ученического) коллектива
147 Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований А.С.Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов ( стадий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требования и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во- вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
148 ТРЕБОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ТРЕБОВАНИЕ АКТИВА ТРЕБОВАНИЕ ПЕДАГОГА ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ КОЛЛЕТИВА СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.