Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемco1497.mskzapad.ru
1 Меню
3 Тип урока: усвоение новых знаний Раздел: Политическая раздробленность на Руси.
4 Меню Цель урока Сформировать понимание зависимости Руси, территориальной и политической целостности и успешности развития в единении всего государства, всей Руси.
5 Меню
6 Планируемый результат Учащиеся должны знать дату Невской битвы, Ледового побоища. Называть место, обстоятельство, участников событий, исторические личности (А.Невский). Показывать на карте места военных сражений. Рассказывать о важных исторических событиях (Невская битва, Ледовое побоище). Излагать суждения о причинах и последствиях борьбы с западными завоевателями.
7 Меню Методы: практический наглядно- иллюстративный ( показ иллюстраций) словесный (рассказ, беседа, объяснение) частично- поисковый метод контроля проблемный творческий Формы: групповая фронтальная индивидуальная
8 Меню Оборудование: мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация в программе Power Point; карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке».
9 Меню I.Организационный момент – 1 мин. II.Проверка ранее полученных знаний- 3 мин III. Актуализация знаний- 3 мин. IV.Изучение нового материала -20мин. V.Закрепление знаний – 8 мин. VI.Обобщение знаний -6 мин. VII.Итог урока -3 мин. VIII.Домашнее задание – 1 мин.
10 Меню Ход урока: 1. Организационный момент Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. А. Есенин
11 Меню Проверка ранее полученных знаний
12 Меню II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Задача: подготовить обучающихся к восприятию нового материала Кто в XIII веке ослабил внутреннее и внешнее положение Руси? Докажи на примерах кто был основным, но не единственным врагом для Руси? Что означает «рыцарский орден»? Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие? Ранее получивший задание ученик- аналитик озвучивает вывод:
13 Меню Экспансия рыцарей была очень опасна, так как : Занятые ими земли подвергались насильственной католизации; На занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки; Местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.
15 Меню План урока 1.Начало рыцарских набегов. 2.Невская битва. 3.Ледовое побоище.
16 Меню Создание проблемной ситуации (Частично –поисковый метод) Организация деятельности класса по решению проблемной ситуации: Деление на группы, определение ролей. Рассмотрение заданий и оценочных листов. Организация восприятия мультимедийной презентации.
17 Меню З АДАНИЕ НА УРОК. Почему Александр Невский сумел разбить рыцарей, но всех сил Руси не хватало для свержения монголо- татарского ига?
18 Меню В к.12 века на территории Прибалтики возник Ливонский Орден.Римский папа благославил их на крестовый поход на прибалтов и сла- вян для распространения среди них католи- чества. 1.Начало рыцарских набегов. Базой рыцарей стала основанная ими Рига.Для борьбы с опасностью ливы и эсты призвали на помощь новгородцев.В течение 40 лет со- вместными усилиями удалось приостано- вить нашествие.
19 Меню Сравните вооружение немецких рыцарей (вверху) и русских воинов. В чем его досто- инства и недос- татки? 1.Начало рыцарских набегов.
20 Меню Воспользовавшись на- шествием монголов немецкие и шведские рыцари обрушились на новгородские вла- дения. Судьба Новгорода ока- залась в руках 18- летнего князя Алек- сандра Ярославича. В 1240 г. у устья Невы появились ладьи шведов. 2.Невская битва.
21 Меню Узнав о появлении шведов Александр с дружи ной и ополчением стремительно подошел к Неве. 2.Невская битва. Несмотря на малочисленность своих войск Але ксандр неожиданно атаковал противника, стре мясь отрезать его от кораблей. Среди шведов началась паника.Князь приказал дружинникам во главе с новгородцем Мишей подрубить мостки и затруднить посадку.
23 ВЫСАДКАШВЕДСКОГОВОЙСКА
24 ПОДХОДНОВГОРОДСКОЙДРУЖИНЫ
25 АТАКА РУССКИХ ВОИНОВ
26 БЕГСТВО ШВЕДОВ
27 Меню Одним из героев битвы стал Гавриил Олексич - предок А.С.Пушкина. В пылу сражения он на коне въехал на ладью, сокрушая врага и хотя шведы сбросили его в воду,герой остался жив. Князь Александр в ходе битвы ранил Биргера в лицо копьем. Шведы потерпели сокру- шительное поражение. 2.Невская битва.
28 Меню В 1242 г.на русские земли обрушился новый противник-рыцари Тевтонского ордена.Они овладели Псковом из-за предательства мест ного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. 3.Ледовое побоище. В это время Александр прозванный Невским поссорился с новгородцами и уехал в Перея- славль. Новгородское вече решило возвра- тить его обратно и извинилось. Александр забыв обиды прибыл в Новгород.
29 Меню Рыцари особым обра- зом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело воору женные всадники,сза ди-легкая конница и в центре-тяжеловоо- руженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй 3.Ледовое побоище. «свинья»
30 Меню Решающая битва с Орденом состоялась 5 апре- ля 1242 года на Чудском озере.Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. 3.Ледовое побоище. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз.Перед ним выстроились основные силы- княжеская дружина На флангах расположились полки правой и левой руки И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк.
31 Меню 3.Ледовое побоище. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули.Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство.В доба- вок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.
32 Меню Во время битвы погиб- ло около 500 знатных рыцарей и несколько тысяч простых вои- нов.50 воевод попа- ли в плен. Вскоре Александр ос- вободил Псков, а за- тем с триумфом воз- вратился в Новгород Впереди русских ратей уныло шли повержен ные рыцари. 3.Ледовое побоище.
33 Меню По преданию князь про изнес перед новго- родцами речь,кото- рую закончил слова- ми: «Кто к нам с ме- чом придет, тот от ме ча и погибнет!» За свои ратные подви- ги Александр Невс- кий удостоился выс- шей награды- он был канонизирован цер- ковью и объявлен Святым. 3.Ледовое побоище.
34 Меню Вывод: Вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на севере- западе. Русские земли сохранили свою независимость
35 Меню
36 Работа с контурной картой Найти и отметить устье реки Невы; Обозначить направления походов крестоносцев; Обозначить движение войск, Невское сражение и Ледовое побоище.
37 Меню Закрепление материала Задание 1. Шведские феодалы и рыцари- крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа): а) обратить русских в католическую веру; б) помочь населению избавиться от монголо- татарской зависимости; в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова; г) превратить русских людей в своих работников.
38 Меню Задание 2. Отметь, в чем проявилось полководческое искусство Александра Ярославича в Невской битве (цифры обведите кружочком и выпишите на специально отведенной строке). 1. Заранее разведал расположение войск противника и его планы. 2. Использовал тактику засады. 3. Внезапно напал на лагерь противника. 4. Преградил противнику отход к кораблям. 5. Использовал прием обманного отступления. 6. Умело использовал особенности местности. 7. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения. 8. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения. 9. Хорошо изучил боевые приемы противника.
39 Меню Задание 3. В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями? (выбери правильный ответ) 1.Была устранена угроза со стороны западных государств. 2. Русь приняла новую религию – католицизм. 3.Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских феодалов и немецких рыцарей.
40 Меню Тест «Борьба Руси с западными завоевателями» 1.Участники походов против Руси. ( выбери несколько правильных вариантов.) а) шведские феодалы б) племена ливов и эстов в) немецкие рыцари 2. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере? а) Новгородское сражение б) Ледовая баталия в) Ледовое побоище
41 Меню Тест «Борьба Руси с западными завоевателями» 5. Какое из политических событий произошло позже остальных? а) Крещение Руси; б) Ледовое побоище; в) Невская битва; г) призвание варягов.
42 Меню Домашнее задание: Стр Контурная карта 4, задания 6-7 Определите значение победы Александра Невского? Итог урока подводит учитель вместе с учащимися, ученик - аналитик делает вывод, учащиеся озвучивают оценочные листы, учитель выставляются оценки.
43 Меню Учебно-методическая литература Основная: Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, Дополнительная: Канва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, Конаржевский Ю.А. Анализ урока./ М.: Центр Педагогический поиск, Короткова М.В., М.Т. Студеникин. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, Платонова Т.И. Электронная презентация на школьном уроке и вузовской лекции.- Тверь: Тверской государственный университет, Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, Отечественная история в схемах и таблицах: / В.В. Кириллов – М.: Эксмо, Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. – М.: ВАКО, Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр Педагогический поиск, CD диск Энциклопедия России 862 – 1917 гг.
44 Меню Интернет ресурсы:
45 Меню Самоанализ урока по истории России в 6 классе Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 9» О.И. Сорокина Раздел II «Политическая раздробленность на Руси» - урок 14 Тема урока: Борьба русских земель с западными завоевателями. Форма урока: комбинированный урок с использованием мультимедиа презентации. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель урока: Сформировать понимание зависимости Руси, территориальной и политической целостности и успешности развития в единении всего государства. Задачи урока: Познакомить учащихся с борьбой северных земель с западными завоевателями; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского. Формировать умения работать с исторической картой и историческими источниками. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в аналитической беседе. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественной обороны русской земли от иноземных захватчиков.
46 Меню Данный урок соответствует содержанию программы и задачам урока. Структура урока соответствует цели и ее задачам. Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности обучающихся. Содержание урока способствует формированию у школьников компетенций: учебно - познавательных: обучающиеся формулировали цель, задачи урока, анализировали, оценивали свою работу и слушали рассказ одноклассников, оценивали работу одноклассников, делали выводы, самостоятельно работали с текстом учебника и историческим документом, выделяли главное; участвовали в аналитической беседе; решали проблемы; коммуникативных: приобретали навыки общения, работали в группе и индивидуально, выступали с устным сообщением; информационных: работали с различными источниками информации, самостоятельно извлекали необходимую информацию; социальные: на уроке затрагиваются отношения жителей древнего Новгорода и Александра Невского, жителей Псковской земли. Используя историческую документальную литературу, учащиеся высказывали свое, личностное отношение к происходящим событиям на Руси, сопереживая героям. Учащиеся были активны на уроке, работоспособны на всех этапах работы.
47 Меню Планируемые результаты изучения материала достигнуты: Учащиеся знают даты Невской битвы, Ледового побоища. Называют место, обстоятельство, участников событий, исторические личности (А.Невский). Показывают на карте места военных сражений. Рассказывают о важных исторических событиях (Невская битва, Ледовое побоище). Излагают суждения о причинах и последствиях борьбы с западными завоевателями. Результат обучения достигнут за счет организации самостоятельной работы обучающихся на различных этапах проверки: домашнего задания (тест, который занял незначительное время), изучения нового материала (работа с контурной картой), которая способствовала проявлению интереса и пониманию масштабности и значения происходящих событий. На этапе закрепления материала – творческой работы в мини - группах по значению и роли человека изучаемых событий. На уроке создана ситуация, способствующая формированию коммуникативных компетентностей, умению вести содержательный учебный диалог; социальной компетентности: дети с гордостью воссоздавали исторические события данного периода, оценивая мужественную оборону русской земли от иноземных захватчиков, рассуждая о полководческом таланте Александра Невского.
48 Меню Вся работа на уроке была подчинена решению главного проблемного вопроса: почему Александр Невский сумел разбить рыцарей, но всех сил Руси не хватало для свержения монголо- татарского ига? Использовались различные методы обучения такие как: словесный, наглядно – иллюстративный, практический, частично – поисковый, проблемный, творческий, репродуктивный. Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная. (Эвристическая беседа, сюжетный повествовательный рассказ, информационное сообщение, рассказ с проживанием судеб действующих лиц, тестирование, самостоятельная работа с текстом учебника.) На уроке применялись педтехнологии: информационная технология, дифференцированного обучения, коммуникативная. Использовались межкурсовые связи с историей средних веков. Все используемые на уроке методы, формы, приемы, средства способствовали достижению результатов. Задачи урока выполнены, цель достигнута. У обучающихся сформированы чувства гордости гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям.
49 Меню Дети знают особенности борьбы северных земель с западными завоевателями, понимают значение этой борьбы для людей, для Руси. На достаточном уровне сформированы умения и навыки по работе с исторической картой и историческими источниками, умело самостоятельно работают с текстом учебника, выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи, участвуют в аналитической беседе. С целью избегания перегрузки и переутомления зрения использовалась физминутка. Показателем эффективности усвоения знаний у обучающихся является правильность их ответов и действий в процессе беседы, активное участие класса в подведении итогов работы. Домашнее задание носит творческий, исследовательский характер.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.