Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool20.by
1 Факультативный курс по русскому языку в 7 классе «Практическая грамматика»
2 Язык – система языковых средств, предназначенная для общения. Языковые средства : фонетические лексические грамматические: морфологические синтаксические Речь – говорение, письмо; практическая реализация языка.
3 Нам дан во владение … язык.
4 Качества хорошей речи: правильность точность логичность богатство чистота уместность выразительность
5 Лес, точно терем, стеной стоит над поляной. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. И.А. Бунин Выразительность – образность, красочность, яркость, эмоциональность высказывания.
6 Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
7 Имя прилагательное как средство выразительности речи
8 Цель: показать - роль имён прилагательных в художественных текстах; - их выразительные возможности; - речевые функции имён прилагательных. Задачи: - находить в художественном тексте имена прилагательные - средства выразительности; - определять роль имён прилагательных в образности речи; - использовать имена прилагательные как средство речевой выразительности.
9 2. Разряды по значению: а) качественные – обозначают такой признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени; б) относительные – обозначают признак через отношение к другому предмету; в) притяжательные – обозначают принадлежность кому-либо. Имя прилагательное как часть речи 1. Обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой?, чей? 3. Синтаксическая роль: определение; сказуемое.
10 Имя прилагательное определяет предмет, называет его типичные признаки: цвет, форму, размер, время, место, запах, принадлежность, внешние и внутренние качества человека… Ты пройдёшь по осени начальной Стежкою, тропинкой полевой, Под нежгучим солнцем, под прощальным…
13 Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И. Тютчев
14 В художественной литературе имена прилагательные получают дополнительное назначение «озарять» предметы.
15 Эпитет – художественное определение, подчёркивающее наиболее существенный признак предмета. Выделяет данный предмет из многих или одно из его свойств; передаёт авторское отношение; создаёт настроение; формирует образ.
16 Типы эпитетов: -общеязыковые; -народно-поэтические; -индивидуально-авторские.
17 Словарь эпитетов русского литературного языка
18 Закат. Освещение неба при заходе солнца. О цвете, степени густоты. Алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густокрасный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, пепельный, пламенный, позлащённый, прозрачный, пурпурный, пышный, рдяный, розовый, румяный, светлый, тонкий, тусклый, червонный, чистый, шафранный, янтарный, яркий, ясный.
20 О впечатлении, психологическом восприятии. Великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный, чудный. *Редкие эпитеты. Бескровный, вылинявший, застенчивый, колдовской, крылатый, огнедышащий.
22 КаКа Какая радость – жить! Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только – видеть и дышать. Ничто не даёт такого наслаждения как краски. Я привык смотреть. И.Бунин
30 Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. И.Бунин «Антоновские яблоки»
33 И весел звучный лес, и ветер меж берёз Уж веет ласково, а белые берёзы Роняют тихий дождь своих алмазных слёз И улыбаются сквозь слёзы. И. Бунин
34 Звучный лес; белые берёзы; тихий дождь; алмазные слёзы. Весел звучный лес…
35 Я уверен, что для полного овладения русским языком, нужно… общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает головой… К.Г. Паустовский
36 В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах –много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов. К.Г. Паустовский
38 Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зелёная старуха говорила, заглушая все голоса: - Напоить его малиной, закутать с головой… Она была вся зелёная, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом, даже кустик волос на бородавке был, как трава. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелёными зубами, прикрыв глаза рукою в чёрной кружевной перчатке без пальцев. М.Горький «Детство»
39 Цвет небосклона… не изменяется во весь день, разве кое-где протянутся ( ) полоски, то сеется едва ( ) дождь. К вечеру эти облака исчезают, последние из них, ( ) и ( ), как дым, ложатся ( ) клубами напротив заходящего солнца.
40 Цвет небосклона… не изменяется во весь день, …разве кое-где протянутся голубоватые полоски, то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают, последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. И.С. Тургенев
41 С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
42 Нам дан во владение … язык.
43 Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. К.Г. Паустовский
44 Цените слух, цените зренье, любите зелень, синеву – Всё, что дано нам во владенье двумя словами – я живу. С.Я. Маршак
45 Спасибо за работу !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.