Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodisty.ru
1 РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ XIX – XX ВЕКОВ
2 Особенности русского костюма На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма оказали влияние: географическая среда климатические условия хозяйственный уклад уровень развития производительных сил
3 Многообразие русского костюма Многообразие русского костюма объясняется тем, что этнические группы отличались друг от друга: говором; способом строить и украшать свои жилища; обычаями; обрядами; песнями; одеждой. Свои отличия в одежде имели жители не только каждой губернии, уезда, волости или села, но и каждой деревеньки.
4 Сходства и отличия Различаясь отдельными элементами, русская одежда северных и южных областей содержит основные общие черты. В мужском костюме больше общности, в женском – различий. Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями и расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, а в южном – понёвы.
5 Мужской костюм Состоял из: рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без неё; нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.
6 Женский костюм Основными частями женского народного костюма были: рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва нагрудник, шушпан.
7 Рубаха Женская рубаха, как и мужская была прямого покроя, с длинными рукавами. Белый холст рубахи украшали узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Для каждой части рубахи было своё традиционное орнаментальное решение.
8 Передник Был самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканным узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины
9 Сарафан Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Наиболее распространенным был косоклинный сарафан со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу, придающий фигуре стройность. Позже появились прямые сарафаны из 4-8 полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками.
10 Понёва Поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань для понёвы чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым узором. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками По конструкции понёва представляет собой 3-5 полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край подогнут для шнурка – гашника. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили с «подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.
11 Шушпан
12 Душегрея. Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой. Холодник. Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой. Другие виды женской одежды
13 Епанечка Одна из разновидностей душегреи, даже холодника: короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой.
14 Наиболее древний и разнообразный «южно- великорусский костюм» Бытовал в Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей, что объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись древние обычаи и умения славянских и кочевых племен.
15 Праздничный женский костюм Рязанской губернии Не даром его называют многослойным: рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок…И совершенно непривычное для нас обилие украшений! Праздничный женский костюм Воронежской губернии Основа его – клетчатая понева с синей прошвой, шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера, из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру роговитая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков
16 Костюм русского Севера Часто называют «Сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан.
17 Костюмы северных губерний Вологодский костюм с шелковым сарафаном Архангельский костюм с пестрядинным сарафаном - поморский комплекс Калужский костюм с сарафаном
18 Парад русских костюмов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.