Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool1884.ru
1 LOGO Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников Работу выполнила Долгова Елизавета Никандровна, учитель начальных классов ГБОУ ЦО февраля 2011г.
2 LOGO СИСТЕМЫ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = = системно – деятельностный подход СДП ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.
3 LOGO Концепция СДП базируется на тезисах Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.
4 LOGO Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
5 LOGO РО с позиции концепции СДП развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируются теоретическое мышление и творческие способности
6 LOGO Сравнительная таблица успешности РО – ТО Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
7 LOGO Старая притча, как однажды один мудрец накормил бедняков УУД
8 LOGO Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения
9 LOGO Критерии оценки сформированности УУД: Соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
10 LOGO Успешность формирования УУД от правильной расстановки основных этапов: выделение цели формирования УУД 1 организация ориентировки учащихся по реализации УУД 2 организация поэтапной отработки УУД 3 создание системы задач по решению вопросов УУД 4 определение связей УУД с содержание м предметных дисциплин создание УМК для работы по формированию УУД
11 LOGO Отвечают ли УМК новым требованиям ? у УМК проблемный характер изложения содержания УМК реализуют принципы СДП структуры учебников обеспечивают разнообразие форм уч.д. УМК обеспечивает сочетание результатов освоения программы - предметных, межпредметных и личностных УМК предлагает механизм оценки в динамике личностных достижений учеников УМК отражает и интересы, и потребности современного ребенка 3 разнообразие форм организации уч.д., представленных в УМК
12 LOGO Практическая работа Упражнение 158. Красить, украшать, озеленять, расцвечивать, сушить, ездить, ехать, прощать, двигать, мыть, относить, поймать, сказать, тушить, заглянуть, ходить, солить.
13 LOGO Практическая работа Упражнение 106. Интересно (смотрю) соревнования пловцов. Летом мы решили (хожу) в походы. Пора (делаю) уроки. Брат помогал мне (решаю) задачу. Надо (вскипячу) воду в чайнике. Товарищ обещал (принесу) мне интересную книгу. Книги надо (беречь).
14 LOGO Отвечают ли УМК новым требованиям ? у УМК проблемный характер изложения содержания УМК реализуют принципы СДП структуры учебников обеспечивают разнообразие форм уч.д. УМК обеспечивает сочетание результатов освоения программы - предметных, межпредметных и личностных УМК предлагает механизм оценки в динамике личностных достижений учеников УМК отражает и интересы, и потребности современного ребенка 3 разнообразие форм организации уч.д., представленных в УМК
15 LOGO Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)
16 LOGO Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
17 LOGO Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется
18 LOGO Как научить учиться? СДП развитие личности формирование гражданской идентичности Ценностные ориентиры УУД
19 LOGO Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.