Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsosh20.ru
1 Открытый урок: Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" Солтамурадова Розана Ризвановна, учитель русского языка и литературы средней школы 20 г. Грозный. Провела Солтамурадова Розана Ризвановна, учитель русского языка и литературы средней школы 20 г. Грозный.
2 портрет А. И. Солженицына портрет А. И. Солженицына рисунки учащихся к произведению рисунки учащихся к произведению
3 выставка книг выставка книг
4 Вызвать интерес к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты ; показать « необычный жизненный материал », взятый в основу повести « Один день Ивана Денисовича », увлечь учащихся прочтением текста повести ; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
5 Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию. В.Астафьев.
6 Слово учителя Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? наставник пророк заступник спаситель Отечества враг народа консервант «омертвевших литературных традиций» разрушитель основ Художественности учитель жизни
7 Ни одна из «ролей» ему не подходит… Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60- е годы XX века, затем исчезло на многие годы. Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.
8 1. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске. Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. В школе юный Александр Солженицын - староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка. В школе юный Александр Солженицын - староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.
9 2. А.И.Солженицын - образованнейший человек. Он окончил физико- математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).
10 3. В 1941 году А.И.Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме. Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии. Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «...Солженицын был лично дисциплинирован, требователен... Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем». За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2- ой степени. Орден Красной звезды (после взятия Бобруйска) - вторая фронтовая награда.
11 Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен. 4. И вдруг... арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ.
12 5. В 1952 г. лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закончилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули пожить еще», - так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила. Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «пока я пишу - у меня есть отсрочка». Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «пока я пишу - у меня есть отсрочка».
13 6. Литературный дебют А.И.Солженицына, когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 год) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ (Один день одного зэка)». А.Т.Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен... Он несет отзвук тех болезнетворных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного... культа личности...»
14 " Один день Ивана Денисовича " связан с одним из фактов биографии самого автора - Экибастузским особым лагерем, где зимой г. на общих работах был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына - это Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.
15 Но и этого дня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по- своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
16 Kтo же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина? Работал и жил Шухов в деревне Темгенево, был женат, и имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы по лесам и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине- и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. « Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание».
17 Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»? «Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал.» Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.
18 Что это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Понаблюдаем за лагерной действительностью. Шухов осужден на 8 лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести человек»... Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время -июль: крапиву в котел секут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена... каша не каша, а идет за кашу...» Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и каменщик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя мороза. - Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.
19 Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы? Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу : его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерей оказались пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Как человек он не может не вызывать уважения: несмотря на все условия он сумел сохранить доброту, благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком даже просто для того, чтобы доставить тому удовольствие. Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.
20 А.Солженицын описал лагерный мир одним днем. И каким? Герой повести считал день удачным, почти счастливым. «На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали... бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался... и не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». А вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». От таких дней становится жутко.
21 Кто виноват в трагедии Шухова и других тысяч людей? Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться. Что произошедшее с ними - это не просто ошибки, это продуманная система репрессий - трагедия целого поколения…
22 "А едва развеяна будет ложь - отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет". А.И. Солженицын
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.