Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемenvsec.grid.unep.ch
1 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Обзор и описание основных проблем окружающей среды и безопасности в Республике Молдова. Татьяна Плешко, консультант, Управление экологической политики и европейской интеграции, Министерство экологии и природных ресурсов мая 2006 г., Кишинэу
2 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Экономические аспекты развития РМ: Экономический кризис годы создал такие социально- экономические условия, которые в совокупности представляли угрозу стабильности и жизнеобеспечению населения необходимо было ускорить процесс проведения политических и экономических реформ, создать условия для стабильного экономического роста Начиная с 2000 года в стране отмечается устойчивый рост экономических показателей За период годы совокупный экономический рост составил 31,2%, общий объем промышленного производства в реальном выражении вырос на 63,3%, увеличились реальные доходы населения, в том числе средней заработной платы в экономике на 92,8% мая 2006 г., Кишинэу
3 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Приднестровский конфликт: привел к разрыву экономических связей внутри страны в следствии территориальной дезинтеграции утерян контроль над восточной границей и над значительной частью энергетического и промышленного сектора большая часть внешних долгов относится к приднестровскому региону, не вносится вклад в бюджет страны Отсутствие контроля со стороны Правительства за приднестровским регионом способствует росту криминализации общества, в том числе распространению контрабанды и теневой экономики Особая озабоченность - наличие военных складов на территории станции Колбасна, Рыбницкого р-на (расположены не площади 100 га и составляют около 20 тыс.тонн, не подлежат транспортировке и должны быть уничтожены на месте) Существующая ситуация затрудняет решение проблем охраны окружающей среды не только на территории республики, но и с соседними странами. Отсутствует государственный контроль за выполнением природоохранного законодательства и требований международных соглашений, препятствует осуществлению комплексного мониторинга качества окружающей среды, включая трансграничный мониторинг С целью урегулирования конфликта сторонами ведется политический диалог с привлечением авторитетных международных организаций мая 2006 г., Кишинэу
4 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Энергетическая безопасность Проблемы развития национального энергетического комплекса обусловлены рядом факторов: почти полная зависимость от импорта первичных энергетических ресурсов ограниченное число источников импорта топлива и электроэнергии, природный газ продолжает импортироваться лишь из одной страны отсутствие необходимых мощностей для производства электоэнергии в правобережных районах Днестра для покрытия собственного потребления ограниченная пропускная способность электрических линий связи с Западом структура транспортной электросети неблагоприятна с точки зрения обеспечения энергетической безопасности энергетическая интенсивность в 3-4 раза превышает соответствующие показатели в развитых странах Основные цели национальной энергетической политики до 2010 года являются: завершение процесса приватизации энергетического комплекса и создание энергетического рынка повышения энергетической эффективности и энергосбережения обеспечение энергетической безопасности государства защита окружающей среды Для энергетики РМ необходимо решить задачу региональной и европейской интеграции мая 2006 г., Кишинэу
5 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Стратегические документы, регулирующие обеспечение национальной безопасности: Конституция РМ Концепция национальной безопасности (1995) Энергетическая стратегия до 2010 года (2000) Программа деятельности Правительства на годы Концепция военной реформы (2002) Концепция охраны государственной границы (2003) Концепция развития и Схемы размещения электрических станций на территории Республики Молдова на период до 2010 года (2003) Концепция национальной политики (2004) Программа деятельности Правительства на годы «Модернизация страны –благосостояние народа» (2005) Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности (2004) Национальная программа «Молдавское село» (2005) Концепция экологической политики (2001) Национальная программа и План действий по обеспечению экологической безопасности (2003) мая 2006 г., Кишинэу
6 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Международные конвенции, Стороной которых является Республика Молдова: оценке Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокол по стратегической экологической оценке Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий Конвенция об охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер Протокол о гражданской ответственности и компенсации ущерба, причиненного в результате воздействия промышленных аварий на трансграничные водотоки СЭО В области регулирования химических веществ Парижская Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении мая 2006 г., Кишинэу
7 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях Роттердамская Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Орхусский Протокол о стойких органических загрязнителях к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Орхусский Протокол о тяжелых металлах к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и другие многосторонние международные соглашения. В 2002 году Республика Молдова присоединилась к пакту О Стабильности в Юго- Восточной Европе Республика Молдова является членом организации ГУАМ мая 2006 г., Кишинэу
8 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова В целях расширении доступа общественности к информации, участию общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, а также содействия предупреждению и сокращению загрязнения окружающей среды химическими веществами и отходами, Республика Молдова приняла и подписала в 2003 году на пятой Конференции министров «Окружающая среда для Европы», состоявшейся в Киеве (Украина), Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) Меры по обеспечению химической и экологической безопасности закреплены, также, в Стратегическом подходе к международному регулированию химических веществ, принятом Международной конференцией по регулированию химических веществ, состоявшейся в этом году в Дубае, Арабские Эмираты. Среди стран, участвовавших в разработке этого подхода и его принятии, была и Республика Молдова мая 2006 г., Кишинэу
9 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Источники экологической опасности. Водные ресурсы Качество водных ресурсов. Качество воды в реках Днестр, Прут оценивается как «умеренно загрязненные», в реках Реут, Бык – «загрязненная», в большинстве малых рек- «очень загрязненная» Большинство источников подземных вод не соответствует стандартам качества питьевой воды и характеризуется повышенным содержанием химических вредных веществ (фтора, железа, сероводорода, хлоридов, сульфатов, повышенной минерализацией) Водоснабжение Централизованной системой водоснабжения пользуются 81% городского населения и 17% -сельского. Сельское население использует воду из колодцев и родников, из которых более 80% колодцев и 50% родников не пригодны для использования в качестве источников питьевой воды мая 2006 г., Кишинэу
10 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные причины загрязнения водных ресурсов: Сброс недостаточно очищенных и загрязненных стоков вследствие отсутствия или разрушения очистных сооружений Смыв минеральных удобрений, гербицидов и/или пестицидов и других загрязняющих веществ с территории складов и неблагоустроенных мусорных свалок Использование в сельскохозяйственных целях земель, находящихся в охраняемых водных зонах и в лесозащитных полосах, отсутствие обустроенных санитарных зон Хранение животноводческих и бытовых отходов на территории хозяйств и населенных пунктов Аварийные сбросы предприятий мая 2006 г., Кишинэу
11 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Атмосферный воздух Выбросы от стационарных источников составили в1990 году и -396,5 тыс. тонн, ,6 тыс. тонн Основные источники загрязнения в городах: выбросы от автотранспорта, теплоэлектростанций и котельных. Среднегодовые концентрации окислов азота в муниципиях Кишинэу, Бэлць и г. Тирасполь превышают максимально допустимую в 1,5 раза Выбросы от мобильных источников – составили в 2004 году 152тыс. тонн, что составляет более 80% от общих выбросов За последние 10 лет транспорт увеличился почти в 2 раза, зарегистрировано 500 тыс. транспортных единиц, из которых около 65% имеют срок эксплуатации свыше 15 лет На одного жителя в республике приходится около 50кг/год токсических веществ, выделяемых автотранспортом, в крупных городах эта доля достигает кг/год мая 2006 г., Кишинэу
12 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные причины загрязнения атмосферного воздуха : Длительные сроки эксплуатации транспортных средств Использование низкокачественного горючего Использование мазута и отсутствие фильтров для очистки выбросов Низкая обеспеченность промышленного производства газоочистным оборудованием Применение в производстве устаревших технологий мая 2006 г., Кишинэу
13 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Отходы В настоящее время накоплено более 30 млн. тонн отходов, в том числе токсичных – 8 тыс. тонн Общая площадь хранилищ по отходам составляет около 1000 га Отсутствие специализированных мусоросвалок во многих малых городах и в сельских населенных пунктах и, как результат, наличие несанкционированных свалок Отсутствие полигонов для захоронения токсичных отходов, а также мощностей для их нейтрализации/переработки Наличие пестицидов с истекшим сроком хранения, размещенных в 340 хранилищах, 80% которых находятся в неудовлетворительном состоянии, а также в энергетическом секторе находится 23,9 тыс. тоннн масел, содержащих или потенциально содержащих бифенил полихлориды (BPC) – данная проблема решается в рамках проектов, финансируемых ГЭФ, НАТО мая 2006 г., Кишинэу
14 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Земельные ресурсы Почвы- основной природный ресурс, на использовании которого базируется 75% национальной экономики Земельный фонд на составляет3384,6 тыс. га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения -1951,8 тыс. га (57,6%), земли лесного фонда и природоохранного назначения 428,5тыс.га (12,6%), земли водного фонда 83,4 тыс. га (2,4%) и др. Процессу деградации различной степени затронуто 56,4% всех сельскохозяйственных угодий Площадь эродированных земель ежегодно увеличивается на 0,9% Потери сельскохозяйственных угодий составляют 26 млн. тонн плодородной почвы мая 2006 г., Кишинэу
15 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Лесные ресурсы. Сохранение биоразнообразия Площадь лесов -362,7 тыс.га (лесистость 10,7%), и до 2015г.- 13,2% Площадь территорий, охраняемых государством составляет 66467,3 га или1,96%, до 2015 года -2,4% Препятствия Недостаточность лесных ресурсов для полного удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей страны Снижение биологической стабильности и устойчивости лесных ресурсов к влиянию вредных факторов Деградация генетического фонда дикорастущей биотики и природных экосистем в целом Незаконная вырубка лесов, выпас скота мая 2006 г., Кишинэу
16 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Трансграничные проблемы рек Днестр и Прут Площадь бассейна реки Днестр-72,1 тыс.кв.км, из них в пределах Украины -52,7 тыс.кв.км (свыше 70%), Молдовы -19,4 тыс.кв.км (около 30%), 7 областей Украины (62 города и 95 поселков), в Молдове около 60% территории, вкл. 2- муниципии и 41 город, численность населения в бассейне реки – 7 млн. (2млн. – Молдова) Основные проблемы Несовершенство системы управления, включая организацию водопользования по бассейновому принципу Недостаточное развитие социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, включая системы водоснабжения и канализации Низкий технический уровень и высокая степень износа очистных сооружений Трансграничное влияние регулирования стока на количество водных ресурсов на различных участках бассейна с соответствующими негативными водохозяйственными и экологическими последствиями трансграничное влияние химического и микробиологического загрязнения на качество воды и состояние экосистем мая 2006 г., Кишинэу
17 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Трансграничные проблемы рек Днестр и Прут Площадь бассейна реки Прут кв.км, из них 8300 кв.км территория Украины, 19000кв.км –Румынии и 8350 кв.км –Республики Молдова. Протяженность Прута по территории республики составляет 695 км. В бассейне реки проживает около 800 тыс. жителей. Наиболее крупные города Кахул (44 тыс.), Унгень (40 тыс.) Основные проблемы загрязнения Днестра также характерны для реки Прут: Неудовлетворительное качество вод, в том числе в источниках питьевого водоснабжения Неудовлетворительное санитарно-экологическое и гидрологическое состояние малых рек бассейна Прута На основе Двухстороннего договора с Румынией осуществляется мониторинг качества поверхностных вод реки Прут На реке Прут также существует система раннего оповещения об аварийных ситуациях мая 2006 г., Кишинэу
18 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Дальнейшие шаги Повышение осведомленности и укрепление потенциала в области окружающей среды и безопасности Развитие регионального сотрудничества с целью продвижение единой региональной политики по предотвращению трансграничного загрязнения и конфликтов Разработка новой национальной программы по обеспечению экологической безопасности Разработка национальной программы по осуществлению мониторинга, включая проведение трансграничного мониторинга и систем управления информацией Реформирование законодательной и нормативной базы с учетом европейских директив и стандартов Разработка национальной системы управления опасными химическими веществами и их отходами Содействие включению фактора безопасности в практику управления предприятием Инициирование проектных предложений мая 2006 г., Кишинэу
19 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Благодарю за внимание мая 2006 г., Кишинэу
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.