Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnovogilkinschool.uoura.ru
1 Педагогический совет Переход на ФГОС ООШ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
2 Задачи школы «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей» В. В. Давыдов
3 Поставленные задачи и проблемы: 1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении; 2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности; 3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
4 Цели работы: 1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. 2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. 3. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
5 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов. 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
6 Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов
7 Проблема разобщённости научного знания. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
8 Вызовы XXI века – комплексные проблемы Терроризм, техногенные аварии и катастрофы, неизлечимые заболевания – все эти проблемы требуют междисциплинарного подхода.
9 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие- то их грани.
10 Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
11 Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, он промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это, как следствие, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
12 ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ: «Знание» «Знак» « Проблема» «Задача » «Смысл» «Ситуация» «Схема» «Идеализа- ция»
13 «ЗНАНИЕ» В рамках другого метапредмета «Знание» формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
14 «ЗНАК» В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
15 «ПРОБЛЕМА» Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
16 «ЗАДАЧА» На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
17 Новые требования к профессиональной успешности. Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.
18 Редко можно найти учителя, который не стремился бы давать знания детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят брать эти знания. Почему?
19 Современная концепция развития школы. Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш отличник стал в жизни не ходячей энциклопедией, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
20 Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.
21 История - это наука о прошлом. Исторический процесс -расположенная во времени последовательность сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.
22 В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.
23 Одна из задач метапредметного подхода осознание себя в этом мире и развитие единой системы Деятели культуры Произведения А.Н.Солженицын роман «Архипелаг ГУЛАГ» А.Н.Пахмутова картина «Мистерия XX века» С.Ф.Бончарчук балет «Спартак» И.С.Глазунов фильм «Война и мир» песня «О тревожной молодости»
24 ИСТОРИЯ –ФИЗИКА-АСТРОНОМИЯ- МАТЕМАТИКА Учёный Область знания А.С.Попов Астрономия П.Л.Чебышев Физика В.Я.Струве Химия П.Н.Яблочков Математика Радиотехника
25 Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Важно!
26 Работа со способом. Если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике, учитель даёт ему для решения задачу этого же типа, но из физики или химии.
27 М-тест по математике. Определите наиболее выгодный тариф для подключения интернета? Сколько денег будет потрачено? 12,5 рубля за 1Мb 2Абонентская плата 500 рублей, свыше 300Mb в день 1,5 рубля за 1 Мb 3220руб. абонентская плата, свыше 150Mb в сутки 3 руб. за 1Mb
28 Решение систем уравнений.
29 Чтение графиков.
30 Суточная температура
31 Сложение векторов. …Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Лебедь, Щука и Рак.
32 Работа с масштабом.
33 Работа с изолиниями. Климатическая карта (изотермы) Изотерма в физике
34 Работа с измерительными приборами. 1. Определение цены деления прибора. 2. Расчёт погрешности измерения. 3. Снятие показаний прибора.
35 Определение относительной влажности воздуха.
36 Измерение атмосферного давления.
37 Умение самостоятельно работать с учебником. « Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут – потянут – И вытянули репку». Какие силы действовали на репку? Могла ли мышка оказать существенное влияние на вытягивание репки?
38 Одним из направлений, где можно реализоввать метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская деятельность, а так же выполнение творческих работ.
39 Кроме этого реализация метапредметности происходит на уроках, когда при обсуждении некоторых вопросов учащиеся вовлекаются в спор или диспут. Например, при обсуждении понятия пространства учащиеся задаются вопросом почему в одном разделе физики пространство такое, а другом - такое и как оно связано с понятием, которое используется в геометрии и химии.
40 Применяя метапредметный подход необходимо ориентироваться на развитие у школьников базовых способностей: Мышление Воображение Целеполагание Понимание Действие
41 Способ деятельности Для того, чтобы показать, что Вы передаёте универсальный способ работы, Вам необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания.
42 «…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» Блонский П.П.
43 Значение метапредметного подхода в образовании… …состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.