Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdavydow1.narod.ru
1 Лекция 3. Динамика научного познания Давыдов Виктор Николаевич проф. каф. современного естествознания и экологии ИНЖЭКОН
2 2 1.Кумулятивная модель Основная идея: Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на пре- дыдущие достижения. Недостаток: Значение придается лишь тем прошлым элементам научного знания, которые соответствуют современным теориям. Поэтому каждый новый этап развития науки требует пе- реписывания ее истории. Кумулятивная теория в конце двадцатого века утеряла свои позиции.
3 3 2. Ведущая модель истории науки - модель научных революций Основная идея: Развитие науки идет через пе- риодическую трансформацию и смену ведущих представлений, то есть через научные револю- ции. Автор: американский историк науки, профессор Томас Кун Книга: "Структура научных революций", 1962 г., Чикагский университет. Русское издание, 1975 г., издательство «Прогресс»
4 4 Центральное понятие - парадигма Парадигма -не только теория, но и способ действования в науке, модель, образец решения исследовательских задач.
5 5 Периоды развития науки по Куну 1. Период допарадигмального развития. Идет первоначальное накопления фактов, которые собираются случайным образом. 2. Становление первых парадигм. 3. Нормальная наука – каждое новое исследование опирается на результаты предыдущих.
6 6 Периоды развития науки по Куну 4. Научные революции - некумулятивные эпизоды развития науки, во время кото- рых старая парадигма замещается це- ликом или частично новой парадигмой.
7 7 3. История науки как процесс конкуренции исследовательских программ Основная идея: Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкурен- цию научно-исследовательских программ Автор: британский философ венгерского происхождения Имре Лакатос ( ).
8 8 Структура научно- исследовательских программ по Лакатосу 1. "Жесткое ядро", включающее неопровержи- мые для сторонников программы исходные положения. 2. "Негативная эвристика" - своеобразный "защитный пояс" ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. 3. "Позитивная эвристика" - … правила, указывающие какие пути надо избирать и как по ним идти.
9 9 Развитие науки по Лакатосу Последовательная смена моделей определяется не аномальными наблюдаемыми фактами, а теорети- ческими и математическими затруднениями програм- мы. Их разрешение составляет суть "позитивной эвристики". Когда позитивная эвристика исследовательской прог- раммы исчерпывает себя встает вопрос о смене программы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию.
10 10 4. История науки как совокупность индивидуальных частных ситуаций Основная идея: Понять прошлое собы- тие как неповторимое, невоспроизводи- мое в других условиях. Недостаток: Трудность решения задачи выявления всеобщего в частном, конкрет- ном эпизоде.
11 11 Бонифантий Михайлович Кедров ( ). День одного великого открытия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001 – 640 с. Исследование открытия Д.И. Менделеевым периодического закона
12 12 Мифологический этап развития познания Сознание человека первобытной родовой общины 1. Уровень обыденного, повседневного знания; 2. Уровень мифотворчества как дотеорети- ческой формы систематизации повседнев- ных знаний.
13 13 СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ 1. Географические знания, обеспечивающие ориентацию на местности; 2. Знания об окружающей флоре и фауне; 3. Знания об анатомии человека и приемах оказания медицинской помощи; 4.Знания о превращениях веществ под действием тепла костра.
14 14 МИФ -наиболее ранний способ обобщения знаний о мире в форме наглядных образов. Совокупность связанных между собой мифологических наглядных образов составляет мифологическую картину мира.
15 15 Происхождение мифов Перенесение общинно-родовых отношений на природные процессы. Образы богов и других мифических персонажей обобщали отдельные стороны жизнедеятельности общины. По мере развития мифологии происходила за- мена образов животных образами людей, бо- лее ясно выстраивались логические связи в мифологических сюжетах.
16 16 МИФОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ Магия – попытка воздействовать на мир с помощью определенных ритуальных действий. Предпосылки магического сознания 1. Подобное производит подобное (маг может произвести желаемое действие путем подражания ему); 2. Вещи, когда либо бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать и после прекращения контакта (воздействуя на предмет маг воздействует на людей, которые соприкасались с ним ранее).
17 17 МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД СЕГОДНЯ Гадание, астрология, заговоры для лечения болезней. Мифологизация всего непонятного. Недостаток магии: плохая воспроизводимость результатов
18 18 НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ Подготовлен: древнекитайской, древнеиндийской, ближневосточной и средиземноморской цивилизациями. Получил развитие: в греческой и римской цивилизациях. Особенность: нераздельность научного и философского познания – натурфилософия.
19 19 НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ Милетская школа в Древней Греции, 600 г. до н.э. Проблема первоначал Фалес Милетский – первоначало вода; Анаксимен Милетский – воздух; Анаксимандр Милетский – апейрон; Гераклит из Эфеса – огонь.
20 20 ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ г. Кротон, Италия, конец 6 века до н.э. «Все есть число!» Математическая программа исследований. Осмысление и утверждение категории количества. Идея гелиоцентрического строения Вселенной. Завершение: Платон, 4 век до н.э. Мир идей и материальный мир. Средство познания мира идей - математика
21 21 ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА Юг Аппеннинского полуострова, конец 6 века до н.э., первая половина 5 века до н.э. Открытие противоречия между двумя картинами мира – полученной песредством органов чувств и с помощью разума. Апории Зенона: Почему Ахилес не догонит черепаху
22 22 ВАЖНЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ КОРПУСКУЛЯРНАЯ ПРОГРАММА Демокрит, 430 г. до н.э. «Начало Вселенной – атомы и пустота» КОНТИНУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ведущая натурфилософская программа Аристотель, 4 век до н.э.
23 23 Учение Аристотеля ( годы до н.э. ) о стихиях-качествах Стихии: Воздух, Огонь, Земля, Вода Качества (формы): теплота, сухость, холод, влажность
24 24 КОСМОГОНИЯ АРИСТОТЕЛЯ Геоцентрическая модель Вселенной 1. В центре мира находится элемент земли, образующий нашу планету, имеющую сферическую форму. 2. Вода. 3. Воздух. 4. Огонь. 5. Выше Луны - божественный мир, в кото- ром тела состоят из неизменного эфира.
25 25 ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ Первое учение о движении – механика. Все механические движения делятся на две группы: 1. Движения небесных тел в надлунном мире (вечны и неизменны). 2. Движения тел в подлунном мире: насильственные и естественные.
26 26 БИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ Заложил традицию систематизации видов животных, разделив их на кровяных и бескровных. Ввел понятие «лестницы существ». Его ученик Теофраст описал 400 видов растений и исследовал их строение.
27 27 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 1. Материя существует вечно; 2. Вместилищем предметов является пространство; 3. Пустот или мест без тел не существует, мир непрерывен. 4. Все события протекают во времени; 5. В мире нет ничего неизменного и случай- ного, развитие его во времени строго детерминировано.
28 28 Александрийская академия Создана в 323 году до н.э. в Египте военачальником Александра Македонского Птолемеем Сотэром Цель: обучение молодых людей наукам и искусствам При Академии учреждены музей и библиотека Деятельность продолжалась почти 1000 лет до VII века нашей эры.
29 29 РИМСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. греческая традиция некоторое время продолжалась. Атомистические представления развивал Тит Лукреций Кар (60 г. до н.э.) в поэме «О природе вещей»: природу составляют две вещи – тела и пустота. Клавдий Птолемей (140 г. до н.э.) создал геоцентрическую модель мира и математичес- кую теорию видимого движения планет.
30 30 Постулаты космогонии Птолемея 1. Земля имеет форму шара, неподвижна и является центром Вселенной; 2. Сфера звезд находится на колоссальном удалении от Земли. 3. Небесные тела двигаются равномерно по окружностям – эпициклам, которые двигаются вокруг Земли по окружности – деференту.
31 31 «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 гг.) Естественнонаучная энциклопедия из 37 глав: 1. Описание Вселенной; 2. Учение о Земле; 3. География; 4.Антропология и физиология человека. 5. Зоология; 6. Насекомые; 7. Ботаника; 8. Лекарства, добываемые из животных; 9. Минералогия и прикладные ремесла; Переводы Естественной истории на английский и немецкий языки доступны в Интернет
32 32 ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ 1. Заложены основы практически всех современных теорий (атома, первоматерии, пространства- времени, хаоса) и отраслей естествознания (физики, химии, биологии, математики…). 2. Сформировались основы стиля современного научного мышления: любознательность, стремление к нововведениям, критичность, стремление к упорядоченности и скептическое отношение к общепринятым истинам, а также поиску идей, законов и т. д., дающих рациональное понимание всего окружающего мира.
33 33 ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ 3. Заложены основы корпускулярной и континуаль - ной традиций в науке. Лишь в 20 веке эти тради- ции были синтезированы в представлении о дуа- листичности материи. Окончательный закат натурфилософии датируется VI веком – началом периода «темных веков».
34 34 Темы коротких сообщений 1) Об открытии Д.И. Менделеевым периодического закона в книге: Б. М. Кедров День одного великого открытия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001 – 640 с. 2) Научные революции в исторических примерах. По книге Т. Куна Структура научных революций. 3) Научно-исследовательские программы (по Лакатосу) в исторических примерах.
35 4. Жизнь и труды Пифагора; 5. История мифологии в книге: Фрезер «Золотая ветвь». 6. Лезвийное притирание – магический метод лечения в книге Умберто Эко «Остров накануне». 7. Жизнь и труды Аристотеля. 8. Жизнь и труды Демокрита. 9. Жизнь и труды Лукреция Кара. 10. Плиний и его Естественная история. 35
36 36 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.