Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmath.spbu.ru
1 Компьютерная полиграфия Лекция 1 Введение. Примерный план курса История полиграфии
2 План курса История полиграфии Система ТEХ Язык PostScript и его использование Изготовление шрифтов Полиграфия on-line
3 История полиграфии Полиграфия до Гутенберга Гутенберг и его последователи Различные виды печати Офсетная печать Фотографическое изготовление печатной формы Компьютерный набор текста Система ТеХ и ее предшественники Язык PostScript Дальнейшее развитие
4 Рукописи Раньше книги писали вручную. Это была очень трудная и медленная работа, но зато книгу можно было делать очень красивой, с цветными иллюстрациями- миниатюрами. Здесь вы видите фрагмент страницы из рукописи XIII века, хранящейся в нашей Публичной библиотеке.
5 Начало печати книг Когда появилась бумага, книги начали печатать. Сначала форму для печати страницы целиком вырезали из дерева или из металла. Конечно, это тоже было очень трудоемкое производство, занимавшее огромное время. Посмотрите на следующем слайде кусок этой формы в увеличенном виде.
6 Начало печати книг - 2 Это левый верхний угол всей формы. Ситуация в книгопечатании принципиально изменилась после изобретения Иоганна Гутенберга.
7 Иоганн Гутенберг ( ) Гутенберг изобрел метод изготовления печатной формы из отдельных (заменяемых) элементов – литер. «Литера – первая стандартная деталь в истории европейской техники» (БСЭ) Он изобрел способ изготовления этих литер, разработал рецепты гарта – типографского сплава и типографской краски. Он первым применил пресс для получения оттиска
8 Комплект литер работы Гутенберга Вы видите, что каждая буква имеет много вариантов, с разными диакритическими знаками и различной ширины. По-видимому, Гутенберг не знал, как решать задачи подгонки текста под заданную ширину наборной полосы.
9 Пример набора, выполненного Гутенбергом Это не полная страница, а только сравнительно небольшой фрагмент. Цветные вставки текста и так наз. буквиц выполнялись вручную. Считалось, что книга в том виде, как она появ- ляется из-под пресса, выглядит слишком бедно.
10 Развитие полиграфии после Гутенберга Создание новых шрифтов. В качестве примера можно назвать великого немецкого художника, Альбрехта Дюрера, который разработал варианты шрифта так-наз. антиквы (это шрифт, воспро- изводящий рисунок букв с древне-римских надписей, по английски он называется Roman) и готического шрифта.
11 Готический шрифт Дюрера
12 Дальнейшее развитие Дальнейшее развитие шрифтов Появление курсивного шрифта Появление орнаментов и иллюстраций Полиграфические единицы измерения – пункт и другие. (Дидо) Достижения ХХ века – строкоотливная машина и монотип. Прогресс в печатании – появление ротационных машин. Наконец, использование других типов печати.
13 Основные типы печати Высокая печать – печатаемые элементы выступают над фоном Глубокая печать – печатаемые элементы углублены по сравнению с фоном Плоская печать – печатаемые элементы находятся вровень с фоном
14 Высокая печать Этот вид печати наиболее известен. Именно так работают обычные резиновые штампы и печати. По принципу высокой печати изготавливают гравюры на дереве и линолеуме – на ровной гравируемой поверхности удаляется белое. Печатные формы Гутенберга готовились по принципу высокой печати.
15 Высокая печать Вот деталь гравюры. Обратите внимание на штрихи – по ним хорошо видно, что вырезалась белая часть рисунка, а черные линии (например, завитки волос) тщательно вырезались.
16 Вот еще одна гравюра на дереве
17 Глубокая печать При глубокой печати, напротив, печатаемые элементы тем или иным образом углубляются. Например, в офорте металичес- кая доска покрывается лаком, рисунок процарапывается по лаку, а затем доска травится сильной кислотой, которая разъедает процарапанные места. Они затем «набиваются» краской, а увлажненная бумага по давлением достает краску из углублений. Это офорт.
18 Глубокая печать-2 А здесь хорошо видно, что рисуются именно черные штрихи, они очень тонкие. Только в отдельных местах черная линия «с трудом» утолщается. Обратите внимание на использование в офорте специальной техники создания серого фона (слева от лица).
19 Гравюра по металлу «Резцовая» металличес- кая гравюра выполняет- ся также по принципам глубокой печати, но черные линии рисунка просто вырезаются в металле (обычно меди). Посмотрите на следующем слайде, как пересекаются черные линии в штриховке на деталях этой фигуры.
20 Детали металлической гравюры
21 Плоская печать В плоской печати изображение получается благодаря химической обработке поверхности. В результате обработки краска при- липает к элементам изображения и не прилипает к фоновым элемен- там. Типичным способом плоской печати является литография, изобретенная в начале XIX века. В современной полиграфии плоская печать становится (или уже стала) важнейшим видом печати.
22 Плоская печать-2 В обычной художественной литографии черное изображение рисуется специальными карандашами. Здесь мы хорошо видим, как художник Кибрик рисовал лицо Ласочки – героиней «Кола Брюньона» Ромен Роллана.
23 Еще одна литография. Эрнст Барлах, Призвание
24 Развитие плоской печати Первоначально формы для плоской печати готовились на специальном виде известняка, который называется литографским камнем. Затем нашлись другие материалы. В настоящее время для изготовления форм используется очень дешевая алюминиевая фольга, а теперь и синтетические пленки. После того, как стала использоваться фольга, готовую форму удалось свернуть в цилиндр и благодаря этому печатать не на отдельные листы бумаги, а на непрерывную ленту (появились ротационные машины). Для изготовления формы стала использоваться фотография. Теперь важно приготовить только образец для фотографирования, который в русской типографской практике называется оригинал- макетом, а в англоязычной CRC – camera ready copy.
25 Способы изготовления печатной формы Из новых средств полиграфии нем следует знать о ризографах и об устройствах прямой печати. Ризограф произошел от старинного (теперь уже) ротатора, средства оперативной печати первой половины ХХ в. В ротаторе в качестве печатной формы использовалась восковка – бумага, покрытая тонким слоем воска, в котором литеры пишущей машинки проделывали углубления. Получалась форма для глубокой печати. В ризографе форма делается из специальной пленки, в которой прожигаются мельчайшие отверстия. Форма надевается на барабан, и краска поступает изнутри, через эти отверстия. Печать на ризографе при очень высоком качестве становится экономически выгодной уже при тираже в экз.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.