Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемuniver.ntf.ru
1 Вариативная часть основной образовательной программы вуза: свободы и ограничения, возможности внешней оценки качества Попова Е.П., Коршунов С.В.
2 Вопросы (проблемы): -какие требования по включению в ПООП бакалавров наименований профилей; -как вузам выбирать (формировать) профиль подготовки в ООП, в т.ч. его название; -какой порядок создания новых профилей подготовки; - как и кто будет доводить информацию о профилях до заинтересованных лиц
3 Подходы к решению: Первый подход: предполагает систематизацию профилей подготовки бакалавров, которые будут реализовывать вузы РФ в рамках ООП бакалавров с момента введения ФГОС ВПО. Второй подход: предполагает сохранение свобод вузов в установлении наименований профилей подготовки бакалавров и магистерских программ, предусмотренных в ГОС ВПО второго поколения. Третий подход: предполагает организацию работ по установлению профилей подготовки бакалавров в рамках действующих нормативных и методических документов: - ФГОС по направлениям подготовки бакалавров, - письмо Минобразования России от «О разработке основных образовательных программ».
4 Первый подход : систематизация профилей подготовки бакалавров, которые будут реализовывать вузы РФ в рамках ООП бакалавров с момента введения ФГОС ВПО. Для этого: Минобрнауки России организует формирование, утверждение и ведение на первом этапе - Реестра профилей подготовки бакалавров, на втором этапе – Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП). Реестр должен включать профили подготовки, систематизированные по направлениям подготовки бакалавров.
5 I. Формирование Реестра профилей подготовки бакалавров Предусмотреть в Реестре: - базовые профили, совпадающие с наименованиями специальностей ВПО по таблице соответствий, утвержденной приказом Минобрнауки России от , - инициативные профили - новые профили, предложенные разработчиками в ПООП (письмо Минобрнауки России от «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования») Базовые профили и инициативные профили предлагается объединить в отдельные группы в ПООП бакалавров. Наименования инициативных профили включать в Реестр при положительных результатах экспертизы учебно-методического обеспечения данных профилей как части ПООП.
6 Формирование Реестра профилей подготовки бакалавров: Экспертизу ПООП по поручению Минобрнауки России могут проводить: - Федеральный институт развития образования - или Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России - или иные государственно-общественные организации, созданные министерством, например координационными советами по областям.
7 II. Ведение Реестра профилей подготовки бакалавров: Введение в Реестр наименований новых профилей, не включенных в ПООП бакалавров, возможно: - после апробации таких профилей на инновационных площадках, созданных в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования", - при поддержке координационного совета в конкретной области.
8 Ведение Реестра профилей подготовки бакалавров: Исключение из Реестра наименования профиля: если данный профиль не реализуется ни в одном вузе в течение ряда лет. Предложения об исключении профиля вносит координационного совета в конкретной области.
9 Ведение Реестра профилей подготовки бакалавров: Изменение наименования профиля в Реестре: по представлению координационного совета в конкретной области и по результатам апробации на инновационной площадке. Инициаторами введения, исключения или изменения наименования профиля в Реестре могут выступать: - вузы, - государственно-общественные организации в системе образования, - ассоциации вузов, ассоциации работодателей, - министерства и ведомства, имеющие подведомственные вузы. Соответствующие предложения должны направляться инициаторами в координационные советы.
10 Кодификация профилей подготовки бакалавров: До утверждения ОКОП предусмотреть в Реестре наименования профилей, расположенные по принадлежности к направлению подготовки, без указания кода профиля. Для обеспечения статистического учета реализуемых ООП бакалавров с учетом профиля подготовки предлагается: - вузам при предоставлении сведений в государственную статистику указывать наименования профилей бакалавриата в группе 99. Прочие программы, - внесение соответствующих изменений в формы статистической отчетности, заполняемые ежегодно вузами ????. В ОКОП с кодами предлагается включать профили, которые докажут свою жизнеспособность и востребованность в системе образования (то есть их реализуют достаточное количество вузов).
11 III. Утверждение Реестра профилей подготовки бакалавров Реестр профилей подготовки бакалавров, а также изменения и дополнения в нем, утверждаться или объявляться Минобрнауки России. Организационно-техническое сопровождение формирования и ведения Реестра может быть поручено министерством: - Координационному совету учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России; - или Федеральному институту развития образования, - или иной подведомственной Минобрнауки России организации
12 Для реализации Первого подхода потребуется: 1. Внести следующие изменения в ФГОС бакалавров : -исключить приложения к ФГОС, содержащие перечени профилей, - заменить фразу «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО» словами «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии Реестром профилей подготовки бакалавров, объявленным Минобрнаукой России. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", могут устанавливать профиль ООП самостоятельно».
13 Для реализации Первого подхода потребуется: 2. Разработать и утвердить нормативно-методические документы: -Порядок формирования, ведения и утверждения Реестра профилей подготовки бакалавров; - Рекомендаций (требования) по формированию наименований профилей подготовки бакалавров; - Порядок разработки и утверждения ПООП в системе ВПО; -Порядок формирования ООП на базе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов и требований.
14 Для реализации Первого подхода потребуется: 3. Поручить разработчикам ФГОС - разработчикам ПООП бакалавров: - выделить в ПООП группу базовых профилей и группу инициативных профилей, внесенных в ПООП по инициативе разработчиков; - разработать учебно-методическое обеспечение для дисциплин базовых и инициативных профилей; - представить ПООП для проведения их экспертизы. 4. Поручить ФИРО (или государственно-общественным организациям) провести экспертизу ПООП, разработанных разработчиками ФГОС бакалавров и, по результатам экспертизы, представить предложения по включению в Реестр инициативных профилей.
15 Для реализации Первого подхода потребуется: 5. Поручить Ведущим вузам представить наименования профилей подготовки бакалавров, реализуемых ими в рамках ФГОС ВПО, в КС по областям и в ФИРО (или иной подведомственной министерству организации) для включения в Реестр. 6. Поручить ФИРО (или иной подведомственной министерству организации) сформировать Реестр, включающий наименования базовых профилей и инициативных профилей, определенных для включения в Реестр по результатам экспертизы ПООП бакалавров. 7. Утвердить (объявить) Реестра профилей подготовки бакалавров.
16 Второй подход: предполагает сохранение свобод вузов в установлении наименований профилей подготовки бакалавров и магистерских программ, предусмотренных в ГОС ВПО второго поколения.
17 При Втором подходе: - все вузы, не зависимо от их категории, получают право самостоятельно устанавливать наименования профилей подготовки или выбрать профили, указанные в ПООП, утвержденных руководителями базовых вузов – разработчиками соответствующих ФГОС ВПО; - ПООП должны предусматривать наименования профилей, совпадающие с наименованиями специальностей ВПО по таблице соответствий и наименования профилей, предложенные разработчиками соответствующих ФГОС –ПООП; - все профили, указанные в ПООП, предлагается считать базовыми профилями. ПООП должны содержать учебно-методическое обеспечение для всех базовых профилей подготовки бакалавров данного направления; - профили, наименования которых вузы установили самостоятельно, и не предусмотренные в ПООП по данному направлению подготовки бакалавров, предлагается считать инициативными профилями
18 При Втором подходе: Координационные советы по областям (по поручению Минобрнауки России): организуют мониторинг реализации вузами профилей бакалавров в конкретных областях, готовят аналитические материалы, содержащие сведения о наименованиях профилей (базовых и инициативных), наименованиях профилей, созданных на инновационных площадках, количестве вузов их реализующих, численности обучающихся по каждому профилю, размещают на своих сайтах перечни профилей, аналитические материалы мониторинга и (или) передают их для размещения на сайте в ФИРО.
19 Решение вопроса кодификация профилей подготовки бакалавров: До утверждения ОКОП: - КС по областям располагают наименования профилей по принадлежности к направлению подготовки, без указания кода профиля. -Вузы при предоставлении сведений в государственную статистику указывать наименования профилей в группе 99. Прочие программы. В ОКОП с кодами предлагается включать профили, которые докажут свою жизнеспособность и востребованность в системе образования (то есть их реализуют достаточное количество вузов) по представлению соответствующего КС в области, обеспечивающего мониторинг реализации профилей подготовки бакалавров по поручению министерства.
20 Для реализации Второго подхода потребуется: 1. Внести следующие изменения в утвержденные ФГОС бакалавров: - исключить приложения к стандартам, содержащим перечни профилей, - заменить фразу «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО» словами «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением самостоятельно или в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО». 2. Внести изменения в приложение к письму Минобрнауки России от , изложив текст ответа в следующей редакции: «Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз может выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе,…….
21 Для реализации Второго подхода потребуется: 3. Разработать и утвердить нормативно-методические документы: - Рекомендаций (требования) по формированию наименований профилей подготовки бакалавров; - Порядок формирования ООП на базе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов и требований; - Порядок разработки и утверждения ПООП в системе ВПО.
22 Для реализации Второго подхода потребуется: 4. Поручить разработчикам ФГОС (разработчикам ПООП бакалавров): - включить в ПООП профили, наименования которых совпадает с наименованием специальностей по таблице соответствий, утвержденной приказом Минобрнауки России от и профили, наименование которых, внесенных в ПООП по инициативе разработчиков. Считать профили, указанные в ПООП базовыми профилями; - разработать учебно-методическое обеспечение для дисциплин базовых профилей. 5. Поручить разработчикам ПООП бакалавров и разработчикам новых профилей, созданных на инновационных площадках, представлять ПООП в КС по областям для размещения на сайтах.
23 Для реализации Второго подхода потребуется: 6. Поручить КС по областям (или иным государственно-общественным организациям): - размешать на своих сайтах ПООП, поступающие от разработчиков ПООП; - организовать мониторинг реализации вузами профилей подготовки бакалавров в конкретных областях, формирование аналитических материалов и представление в Минобрнауки России и ФИРО для размещения на сайте организации; -размещать на собственных сайтах аналитические материалы, подготовленные по результатам мониторинга. 7. Поручить вузам Российской Федерации, не зависимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой форм собственности, представить в КС советы по областям сведения для мониторинга реализации профилей.
24 Третий подход Третий подход предполагает организацию работ по установлению профилей подготовки бакалавров в рамках действующих нормативных и методических документов: - ФГОС по направлениям подготовки бакалавров, - письмо Минобразования России от «О разработке основных образовательных программ».
25 При третьем подходе: 1.Профиль ООП определяется вузом в соответствии с ПООП (в редакции ФГОС бакалавров). 2. «При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов- разработчиков. Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки» (в соответствии с письмом Минобразования России от ).
26 При третьем подходе: 3. Ведущими вузами целесообразно предоставить право самостоятельно устанавливать наименование профилей подготовки бакалавров для своих ООП, в том числе, при реализации ФГОС бакалавров.
27 При третьем подходе: 4. Введение новых профилей в ПООП должно осуществляться разработчиками ПООП при положительном заключении КС в соответствующей области, подготовленном по результатам экспертизы предложения о создании нового профиля в рамках направления подготовки. Предложение должно содержать наименование профиля и его учебно-методическое обеспечение. Инициаторами предложений могут выступать вузы, государственно-общественные объединения, в том числе, КС по областям (или иные государственно-общественные объединения), работодатели, заинтересованные ведомства. Новые профили, сформированные на инновационных площадках, включаются в ПООП разработчиками ПООП без заключения КС по областям.
28 При третьем подходе: 5. КС по областям: проводят анализ ПООП по направлениям подготовки, отнесенных к ведению Совета (или объединению), и организуют обобщение профилей подготовки бакалавров, формируют соответствующие перечни профилей; организую мониторинг реализации вузами профилей подготовки бакалавров в конкретных областях и формирование аналитических материалов, содержащих сведения о наименованиях профилей, наименованиях профилей, созданных на инновационных площадках, количестве вузов их реализующих, численности обучающихся по каждому профилю; представляют аналитические материала по результатам мониторинга в Минобрнауки России и ФИРО аналитические материала по результатам мониторинга.
29 Для реализации Третьего подхода потребуется: 1. Внести следующие изменения в утвержденные ФГОС бакалавров: - исключить приложение к стандарту, содержащее перечень профилей, - фразу «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.» дополнить словами: «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные ГОВПО, перечень которых утверждается указом Президента РФ, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", могут устанавливать профили ООП самостоятельно». 2. Разработать и утвердить Порядок формирования новых профилей подготовки бакалавров Порядок формирования новых профилей должен устанавливать требования к наименованию профиля, к присутствию профиля в 2-х направлениях подготовки.
30 Для реализации Третьего подхода потребуется: 3. Поручить КС по областям: - проводить экспертизу предложений о создании новых профилей в рамках направлений подготовки бакалавров, - формирование перечней профилей по курируемым направлениям подготовки, - мониторинг реализации вузами профилей и формирование аналитических материалов с представлением их Минобрнауки России и ФИРО для размещения на сайтах; - размещение на своих сайтах: ПООП, перечней профилей подготовки бакалавров, аналитических материалов мониторинга реализации вузами профилей подготовки.
31 Для реализации Третьего подхода потребуется: 4. Поручить разработчикам ПООП вносить новые профили в ПООП (при наличии положительного заключения КС в области). 6. Организовать информирование вузов и заинтересованных организаций о порядке формирования новых профилей подготовки бакалавров и предоставлении в КС сведений, необходимых для мониторинга.
32 Для реализации Третьего подхода потребуется: 7. Р азработать и утвердить нормативно-методические документы: - Рекомендаций (требования) по формированию наименований профилей подготовки бакалавров; - Порядок разработки и утверждения ПООП в системе ВПО; - Порядок формирования ООП на базе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов и требований. 8. Для решения вопросов кодификации профилей могут быть использованы предложения, изложенные во Втором подходе.
33 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.