Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем74school.ru
2 это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость
3 это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённый ребенок -
4 По исследованиям, в детстве у талантливых и одаренных людей встречались следующие характеристики: 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться 75% рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейностью, честностью, были серьезны
5 Почти 90% были настойчивы, Обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
6 Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
7 Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
8 Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными одаренные дети встречаются крайне редко
9 Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.
10 Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)
11 Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: 1. Наличие специфических стратегий деятельности.
12 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все делать по-своему и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
13 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
14 4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
15 Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками : 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
16 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
17 3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
18 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
19 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
20 Одарённость Практическая Художественно- эстетическая Теоретическая (интеллектуальная) Коммуникативная Духовно- ценностная
21 Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики степень сформирован- ности одаренности форма проявления широта проявлений в различных видах деятельности особенности возрастного развития «уровень достижений»
22 Практическая деятельность Познаватель- ная деятельность Художествен- но- эстетическая деятельность Коммуникати вная деятельность Духовно- ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организацион- ная интеллек- туальная одаренность академическая одаренность хореографичес кая сценическая литературно- поэтическая изобразитель- ная музыкальная лидерская аттрактив- ная одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям. Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
23 Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»
24 проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе ), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Явная одаренность Скрытая одаренность Виды одарённости по критерию «форма проявления»
25 Виды одаренности по критерию широта проявлений в различных видах деятельности Виды одаренности по критерию широта проявлений в различных видах деятельности общая (или интеллектуальная) одаренность специальная одаренность
26 Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
27 Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
28 поздняя одаренность ранняя одаренность Виды одаренности по критерию особенности возрастного развития:
29 1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»
30 2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.
31 3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.
32 Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением.
33 Цели и задачи школы в работе с одарённостью
34 Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
35 Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
36 Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.
37 Целями работы учителей с одаренными детьми являются: выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
38 Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми
39 Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.
40 Принцип педагогики индивидуализации является концептуальным обоснованием работы с одарёнными детьми. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы школы должно являться совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.
41 Наиболее популярной современной концепцией одаренности (концепция человеческого потенциала) является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств: Интеллектуальные способности (превышающие средний уровень) высокий уровень настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу), высокий уровень творческости.
42 Высокий уровень интеллекта Высокий уровень мотивации Высокий уровень творческости
43 В последнее время многие исследователи говорят, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект, не выдающуюся творческость, а мотивацию. Достигает высот тот, кто был более настойчив, упорен. Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т.п.- «хочу учиться»). Мотивы внешние, социальные важны, но не должны стоять на первом месте.
45 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3. Испытывают радость от умственного труда; 4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
46 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
47 Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
49 р азличные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности); с пециальные психодиагностические тренинги; э кспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками; п роведение пробных уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
50 экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
51 Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
52 Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:
53 1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
54 2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на стыке разных типов знаний;
55 3) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
56 4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
57 6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
58 7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
59 8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т.п.;
60 9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
61 10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
62 11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
63 Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности, учитывали внутренние психологические закономерности его формирования и способствовали развитию индивидуальности ребенка.
64 К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.