Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемoknovnadezhdu.ru
1 Музыкотерапия для детей, страдающих психическими расстройствами
2 Музыкотерапия – разновидность психотерапии, это целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека при неврозах, реактивных состояниях, стрессах, субдепрессиях; так же контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
3 Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души. В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию, Эскулап эмоциональные расстройства. В 19 веке французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Во многих странах Западной Европы и США стали организовываться и обрели большую популярность музыко- психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии, Швейцарии, Германии. К настоящему времени музыкальная терапия получила распространение во всем мире, где она уже с середины ХХ ст. развивается как отдельная индустрия. Быстрому распространению музыкальной терапии способствует системный кризис медицинской помощи, общий негативный социальный фон.
4 В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ - нач. ХХ столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.
5 Формы музыкальной терапии Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Пассивная музыкотерапия - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющийся в виде: - музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки); - музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса); - музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение). Активная музыкотерапия - основана на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение; ориентирована на активную музыкальную деятельность, проявляющуюся в виде: - сочинения музыки (фантазирования); - воспроизведения музыки; - импровизации с помощью голоса; - импровизации с помощью музыкального инструмента. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
6 Конечно, существуют определенные отличия между музыкальной терапией для детей и такими же сеансами для взрослых людей, нуждающихся в эмоциональном воздействии. Как правило, ребенок неусидчив, поэтому детский организм требует более осторожного и бережного к себе отношения. При составлении специальной программы музыкальные произведения необходимо подбирать очень внимательно. Ведь человеческий мозг, особенно детский, биологически восприимчив только к определенной музыке. Подготовкой программы музыкальной терапии занимается специальный врач, который в зависимости от заболевания ребенка, поможет грамотно подобрать музыку, установить продолжительность сеанса и длительность полного курса лечения.
7 Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения. А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.
8 Противопоказана музыкальная терапия для детей с предрасположенностью к судорогам, при таком заболевании, как отит, и детям, у которых резко повышается внутричерепное давление. Не стоит использовать для прослушивания музыки наушники. Наблюдайте за реакцией ребенка на музыку. Запоминает ребенок исключительно то, что ему интересно. Слушайте музыку вместе с ним и, конечно, пойте ему колыбельные песни!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.