Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeducontest.net
1 АГРЕССИЯ это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению.
2 Агрессия – это форма социального поведения, для которой характерно: наличие субъект – субъективного или объект – объективного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия ; наличие субъект – субъективного или объект – объективного взаимодействия; вне процесса общения агрессии не существует, и в этом смысле она рассматривается как патологическая форма межличностного взаимодействия ; наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта; наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта; наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба; наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба; использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе. использование в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрации превосходства в силе.
3 Агрессию необходимо дифференцировать с такими понятиями как: Агрессивность – индивидуальная предрасположенность к агрессивному поведению, высокая вероятность проявления агрессии; Агрессивность – индивидуальная предрасположенность к агрессивному поведению, высокая вероятность проявления агрессии; Враждебность – побуждение причинить вред другому человеку с поведенческим проявлением или без него, негативная установка, основанная на отрицательной оценке и суждениях. Враждебность – побуждение причинить вред другому человеку с поведенческим проявлением или без него, негативная установка, основанная на отрицательной оценке и суждениях. Важно помнить, что агрессия – модель поведения, а не мотив или эмоция: эмоция – злость; мотив – стремление оскорбить или навредить. Важно помнить, что агрессия – модель поведения, а не мотив или эмоция: эмоция – злость; мотив – стремление оскорбить или навредить. Их наличие не является необходимым условием возникновения агрессии. Их наличие не является необходимым условием возникновения агрессии.
4 Концепция агрессии Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920). Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920). Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека. Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека.
5 Концепция агрессии Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации - агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации: Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации - агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой – либо форме; фрустрация всегда приводит к агрессии в какой – либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации. агрессия всегда является результатом фрустрации. Лоллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора: Лоллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора: степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели; степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количество последовательных фрустраций. количество последовательных фрустраций.
6 Концепция агрессии Агрессию как познавательный процесс. В своих более поздних работах 80 – х годов 20 в. Берковиц утверждал, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы. Посылки к агрессии вовне не являются обязательным условием для ее возникновения. Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не воспринимается как неприятное событие. Важна индивидуальная интерпретация негативного воздействия. Агрессию как познавательный процесс. В своих более поздних работах 80 – х годов 20 в. Берковиц утверждал, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы. Посылки к агрессии вовне не являются обязательным условием для ее возникновения. Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не воспринимается как неприятное событие. Важна индивидуальная интерпретация негативного воздействия.
7 Концепция агрессии Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точки зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или ослаблению агрессии. Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точки зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо научиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
8 Варианты агрессивного поведения: Конструктивный - открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений. Конструктивный - открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений. Деструктивный – прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально- этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение). Деструктивный – прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально- этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение). Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерна для пациентов с психосоматическими заболеваниями. Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерна для пациентов с психосоматическими заболеваниями.
9 Классификация видов агрессии Агрессию можно описать на основании трех шкал: Агрессию можно описать на основании трех шкал: Физическая - вербальная; Физическая - вербальная; Активная – пассивная; Активная – пассивная; Прямая – непрямая. Прямая – непрямая. Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии. Например: Распространение клеветы – вербальная, активная, непряма Распространение клеветы – вербальная, активная, непряма отказ освободить место – физическая, пассивная, непрямая. По признаку мотивированности различными целями: По признаку мотивированности различными целями: враждебная – приченение вреда; враждебная – приченение вреда; инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью; она направлена на осуществление других желаний; например принуждение и самоутверждение (характерно для детей и подростков). инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью; она направлена на осуществление других желаний; например принуждение и самоутверждение (характерно для детей и подростков). По вариантам реализации: конструктивная; конструктивная; деструктивная; деструктивная; дефицитарная. дефицитарная.
10 Выделяют следующие причины агрессии: Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также ряда случаев инфекций, интоксикаций и т.д.; Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также ряда случаев инфекций, интоксикаций и т.д.; Социальные: образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и др.; Социальные: образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах и др.; Психологические: эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля, характеристики мотивационной сферы, уровень социализации индивида со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм. Психологические: эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля, характеристики мотивационной сферы, уровень социализации индивида со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм.
11 Проявление агрессивного поведения определяется влиянием ряда социально- психологических факторов: - личностных особенностей: повышенной раздражительности; - личностных особенностей: повышенной раздражительности; тенденции усматривать враждебность в чужих действиях; высокого локуса контроля, когда человек чувствует себя хозяином своей судьбы в любой ситуации; склонностью к чувству стыда; тенденции усматривать враждебность в чужих действиях; высокого локуса контроля, когда человек чувствует себя хозяином своей судьбы в любой ситуации; склонностью к чувству стыда; - особенностей семейных отношений: сплоченности семьи или разлада; близости родителей и ребенка; характера взаимоотношений между братьями и сестрами; стиля семейного руководства (чрезмерно суровых наказаний, отсутствия контроля, опыта насилия); - особенностей семейных отношений: сплоченности семьи или разлада; близости родителей и ребенка; характера взаимоотношений между братьями и сестрами; стиля семейного руководства (чрезмерно суровых наказаний, отсутствия контроля, опыта насилия); - средств массовой информации (демонстрация насилия). Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий. - средств массовой информации (демонстрация насилия). Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий.
12 К внешним факторам, К внешним факторам, Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий. Научение агрессивному поведению под влиянием социально- психологических факторов происходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий. К внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия: К внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия: умеренно высокая температура воздуха по сравнению с очень жаркими или холодными температурными режимами; умеренно высокая температура воздуха по сравнению с очень жаркими или холодными температурными режимами; шум; шум; теснота (скученность); теснота (скученность); загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи). загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи). Дополнительными внешними факторами являются, например, «насильственная» порнография, спорт с элементами насилия и т.п. Дополнительными внешними факторами являются, например, «насильственная» порнография, спорт с элементами насилия и т.п.
13 Превентивные меры и управление агрессией Предотвращение агрессии – наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам. Предотвращение агрессии – наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам. Редуцирование агрессии – элиминация стимулирующих факторов – может происходить двумя путями: Редуцирование агрессии – элиминация стимулирующих факторов – может происходить двумя путями: демонстрация неагрессивного поведения; демонстрация неагрессивного поведения; индукция несовместимых с агрессией реакций (боль и страдания жертвы, юмор, умеренная энергетическая стимуляция, неожиданная похвала, подарок). индукция несовместимых с агрессией реакций (боль и страдания жертвы, юмор, умеренная энергетическая стимуляция, неожиданная похвала, подарок).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.