Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемoov-borisogleb.ru
1 Рекомендации по оформлению ученических тетрадей в начальной школе Учитель начальных классов МОУ БСОШ 1 Барабанщикова Е. В.
2 При составлении данных рекомендаций мы учитывали : а ) отсутствие нормативной базы по данному вопросу ; б ) рекомендации методистов ; в ) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов ; г ) положительный опыт практической реализа ции « Единого орфографического режима »; д ) положительный опыт, накопленный за по следние десятилетия.
3 Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем : а ) отсутствие на местах всяких требований ; б ) отсутствие системы требований ; в ) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований ; г ) практическая реализация « Единых требований...», официально утративших силу ; д ) наличие разумных требований вне системы.
4 Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как : а ) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся ; б ) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы ; в ) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформ лению работ, систематически возникает потреб ность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу ; г ) организуют учащихся для более вниматель ного выполнения работы.
5 Количество и назначение ученических тетрадей
6 п/п Учебный предмет Количество тетрадей Период обучения Комментарий 4Математика Прописи либо рабочие тетради Нет Период обучения грамоте Помимо прописей, допускается наличие 1-2 тетрадей Окружающий мир Нет 1-4 Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 6 История Нет 1-4 Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 7 ИЗОАльбомНет1-4
7 При оценке письменных ( текущих и контрольных ) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письма ми Министерства общего и профессионального образования РФ от г. 1561/14-15 « Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе ( нормы оценок ) и Министерства образова ния РФ от г. 2021/11-13 « Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы ». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
8 Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила крас ного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и до машней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся конт рольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обяза тельном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям ( лицам, их заменяющим ) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязатель ном порядке.
9 Оформление надписей на обложках ученических тетрадей Тетради учащихся для 1- го класса подписы вает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1 - го класса ( да и других ) были подписаны одним почерком.
10 Оформление надписей на обложках ученических тетрадей СледуетНе следуетПримечание Тетрадь для работ по математике (для работ по русскому языку) ученицы 3-го класса «а» Борисоглебской СО школы 1 Ивановой Ольги Коробковой Анастасии Тетрадь Для работ по математике Для работ по русскому языку Ивановой Оли Коробковой Насти Воронцовой Тани Оли Ивановой Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя Тетрадь по математике (по русскому языку)
11 Оформление письменных работ по математике и русскому языку Общие положения Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен : при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга ( почти все ее отделы ), органы зрения, слуха ( особенно если это диктант ), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений - графический навык, и навык орфографически правильного пись ма.
12 Оформление письменных работ по математике и русскому языку Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как : а ) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени ; б ) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся ; в ) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв ; г ) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов. Почерк является индикатором функционального состояния ребенка : чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.
13 система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить ( как один из оптимальных вариантов корректировки ) образцы их написания на поля ( подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке ). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
14 После каждой классной ( домашней ) работы по русскому языку следует отступать две строчки ( пишем на третьей ). При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца ). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1- м классе. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии ( от края не более 5 мм ). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1- го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. Оформление письменных работ по русскому языку
15 Запись даты написания работы по русскому языку ( и математике ) ведется по центру рабочей строки. В 1- м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4- го класса записываются число и полное название месяца. Например : 1 декабря. 15 апреля. В 4- м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Например : Первое декабря. Пятнадцатое апреля. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке ( без пропуска строки ) по центру и оформляется как предложение. Например : Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Оформление письменных работ по русскому языку
16 Оформление работ Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру ( полная или краткая запись ) либо на полях ( краткая запись ). Например : 1 вариант. 1 в. 2 вариант. 2 в. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки ( краткая или полная форма записи ) либо на полях ( краткая форма записи ). Например : Упражнение 14. Упр. 14. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
17 При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каж ую морфему. Если к корню ( приставке, суффиксу, окончанию ) слова относятся три ( две, четыре, пять ) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. В 1-4- х классах в тетрадях ( листах для контрольных работ ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже - ее название. Например ( вид ): Диктант. Изложение. Сочинение. ( название ) Пушок. В тайге. Ранняя весна. Учащимся 1-4- х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки. Оформление работ
18 Оформление письменных работ по математике Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки ( на пятой клетке начинаем писать следующую работу ). Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку ( на второй клетке пишем ). Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т. п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания посередине строки либо на полях, так как это : а ) экономит место ; б ) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово « задача » рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи ( номера остальных заданий пишем на полях ). Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях ( например : без буквы « г.»). Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя ( классная ) работа. В любой работе ( классной или домашней ) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.
19 При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры ) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами ( сложение, вычитание, умножение и деление ). Роль операции с простым карандашом остается той же ( см. раздел « Оформление письменных работ по русскому языку »). Оформление письменных работ по математике
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.