Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемintranet.tdmu.edu.ua
1 Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных гипотезах и механизмах акселерации. Семиотика нарушений физического развития детей. Доц. Горишный И.М.
2 План лекции Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных гипотезах и механизмах акселерации. Семиотика нарушений физического развития детей. Анатомо-физиологические особенности формирования костно-мышечной системы.
3 Физическое развитие детей- это процесс смены морфологических и функциональных особенностей организма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность
4 Физическое развитие человека обусловлено: 1)биологическими факторами (наследственность,пол, возраст); 2)социальными факторами (материальный и культурный уровень жизни, использование и распределение материальных благ,питание, воспитание, быт и др.).
5 Факторы пренатального периода, которые влияют на изменения длины и массы тела 1. Количество беременностей 2. Разнообразная акушерская патология 3. Врачебные препараты, которые принимались беременной 4. Заболевания беременной 5. Генетические факторы 6. Качественные и количественные нарушения питания беременной
6 Схема регуляции роста (по Fanconi) 1. Строительный материал 2. Нейрогуморальная регуляция 3. Обмен веществ (метаболизм) 4. Конечный орган и ткани, которые растут.
7 ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА факторы пренатального происхождения (гестозы, недоношенность, многоплодность и др.); количество и качество питания, неправильное вскармливание; острые и и хронические заболевания; врожденные и наследственные заболевания; эндокринные заболевания; органические поражения ЦНС; биологические факторы; социально-экономические, бытовые факторы нарушения режима.
8 ПОНЯТИЕ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ От англ. acceleration-ускорение
9 Основные проявления у детей раннего возраста Увеличение массы и длины тела новорожденного Более интенсивная прибавка в массе и росте на протяжении первого года Более раннее зарастание родничка Более раннее прорезывание молочных зубов
10 Акселерация у детей возрастом от 3 до 6-7лет Более выражена прибавка в росте и массе Более раннее появление ядер окостенения Более ранняя смена молочных зубов на постоянные
11 Акселерация в школьном возрасте Более выражена прибавка роста, длины туловища и массы тела Ускорение полового созревания Возникновение диссонанса между ранним половым и эмоциональным созреванием, недостаточным умственным развитием и социальной незрелостью
12 Гипотезы акселерации 1. Физико-химические теории: –Гелиогенная –Радиоволновая, магнитная –Влияние космической радиации –Повышение содержания углекислого газа (рост производства) 2.Теории отдельных факторов условий жизни: –Алиментарная –Повышенного информационного потока
13 Гипотезы акселерации (2) 3. Генетические теории: –Циклических биологических изменений 4. Теории комплекса факторов условий жизни –Урбанистические влияния –Влияния комплекса социально- биологических факторов
14 ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА: А. Оценка длины тела плода в зависимости от срока беременности (эмпирическая формула Гаазе): в первые 5 мес. - L = n 2 ; после 5 мес. - L = n x 5, –где n – количество месяцев беременности, а L - длина тела плода.
15 Б. Максимальное увеличение массы тела плода приходится на 34-ю неделю беременности. Между 36-й и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.
16 Ориентовочные расчеты: масса тела плода на 30-й неделе беременности равняется 1300 г.; на каждую последующую неделю нужно добавить 200 г, а на каждую предыдущую - отнять 100 г. Таким расчетом можна пользоваться в период между 25-й и 42-й неделями беременности
17 Окружность головы: в 34 недели окружность головы плода равняется 32 см, на каждую предыдущую неделю отнять 1 см, а на каждую последующую – прибавить 0,5 см.
18 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО: - масса тела при рождении г; - длина тела см; - окружность головы см; - окружность груди см; - физиологическая потеря массы тела 5- 8%.
19 Расчет основных показателей физического развития здоровых детей до 1 года
21 Масса тела: 1. Прирост за 1-й мес. 600 г; за 2-й мес. 800 г; за 3-й мес. 800 г; за каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем за предыдущий
23 Рост: за І кв. – по 3 см ежемесячно (за квартал 9 см); за ІІ кв. - по 2,5 см ежемесячно (за квартал 7,5 см); за ІІІ кв. – по 1,5 см ежемесячно (за квартал 4,5 см); за IV кв. - по1,0 см ежемесячно (за квартал 3 см).
25 Окружность головы: Ежемесячно увеличивается на 1,5 см до 6 мес, после 6 мес на 0,5 см ежемесячно: –До 6 мес окружность головы = 43- 1,5*(6-n); –после 6 мес = 43+0,5*(n-6), –где n – возраст в месяцах.
27 Окружность груди: Ежемесячно увеличивается на 1,3 см; –До 6 мес окружность груди: –45-2*(6-n), –после 6 мес = 45+0,5*(n-6), –где n – возраст ребенка в месяцах.
28 Расчет основных показателей физического развития детей, старше 1-года
30 Масса тела: От 2 до 10 лет: M (кг) = 10+2*n, –где n – возраст ребенка в годах. Старше 10 лет: M = 30+4*(n-10), –где n - возраст ребенка в годах
32 Рост: до 4-х лет L = 100 – 8*(4-n); старше 4-х лет L = 100+6*(n-4), –где n - возраст ребенка в годах
33 Окружность головы: от 1 до 5 лет = 50 – 1*(5-n); после 5 лет = ,6*(n-5), –где n - возраст ребенка в годах
34 Окружность груди: от 1 до 10 лет = ,5*(10 - n); старше 10 лет= *(n - 10), –где n - возраст ребенка в годах
35 Оценка антропометрических данных: - средние – отклонения показателей в пределах 7% от средней величины; - выше или ниже среднего - в пределах 8-20% - низкие или высокие – больше 20% от средней величины по эпмпирическим формулам.
36 АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
37 Индекс упитанности Л.И.Чулицкой ( характеризует степень упитанности ребенка): 3 объема плеча (см) + объем бедра (см) + объем голени (см) - рост (см); Норма: до 1 года см; меньше 20 см при гипотрофии; больше 25 см – при паратрофии; 2-3 года - 20 см; 6-7 лет см; 7-8 лет - 6 см.
38 Индекс Ф.Ф. Эрисмана (ИЭ) характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично его упитанность: ИЭ = окружность груди (см) – 1/2 роста (см); Норма: 1-й год - 13,5-10 см; 2-3 года – 9-6 см; 6-7 лет – 4-2 см; 7-8 лет - 0, но наилучше, если до 15 лет ИЭ = 1-3 см; Взрослые = 5-6 см.
39 Индекс А.Ф.Тура: Соотношение объема головы к объему грудной клетки; (Объем груди - объем головы) Норма: от 1 до 7 лет объем груди превышает объем головы на столько см, сколько лет ребенку.
40 Индекс пропорциональности Л.И.Чулицкой: 3 объема плеча = объему грудной клетки = объему бедра + объему голени.
41 коэффициент физического развития (Q) показывает, какой процент от нормы составляет вес ребенка : Q = фактический вес (кг) х 100 долженствующий вес(кг) –норма 100%.
42 Масо-ростовой коэффициент: соотношение массы тела ребенка к росту (только для новорожденных). –Норма
43 МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ. Он наиболее точен, поскольку индивидуальные антропометрические данные детей сравнивают с возрастными, половыми и региональными антропометрическими таблицами стандартов двох типов: параметрического (сигмального) и непараметрического (центильного) типов.
44 1. Сигмальные таблицы: - отклонение среднего квадратического отклонения (сигма); - оценка физического развития проводится индивидуально путем сравнения антропометрических данных ребенка со средними показателями физического развития (стандартами); - разницу между этими показателями делят на сигму, указанную в таблицах; - получают сигму регресии; - оценивают по шкале регресии, в основу берется условный показатель.
45 Оценочные подгруппы по показателям роста: - низкий (вариабельность сигмы от -2 и ниже); - - ниже среднего (от -1 до -2 сигмы); - средний (от +1 до –1 сигмы); - выше среднего (от +1 до +2 сигмы) - высокий (от +2 и выше).
46 2. Центильный метод. Принцип центильных таблиц состоит в том, что центили делят значения показателей физического развития на 100 равноправных интервалов, наиболее часто используют 3-, 10-, 25-, 50-, 75-, 90- и 97-й центили.
47 Оценка: й центили - средние показатели; й, й - тенденция к снижению или увеличению показателя; 10-3-й, й центили – достоверное снижение или увеличение показателя.
48 При оценке антропометрических данных используют следующие критерии: СРЕДНИЕ - если отклонение показателей находится в пределах: а) х 7 % по эмперическим формулам; б) х 1 по сигмальным таблицам; в) росто-весовые показатели находятся в пределах средней центильной зоны от 25 до 75 центиля.
49 ВЫШЕ или НИЖЕ СРЕДНЕГО- если отклонения показателей находятся в пределах: а) х 8-20 % по эмпирическим формулам; б) х -2 по сигмальным таблицам; в) зоны центилей занимают промежутки соответственно от 75 до 90 и от 25 до 10 центилей.
50 ВИСОКИЕ или НИЗКИЕ - если отклонения показателей находятся в пределах: а) 20 % отклонения от средней величины по эмпирическим формулам; б) 2 стандартных отклонений; в) величина показателя находится в зоне от 10 до 3 или от 90 до 97 центилей.
51 Формы нарушения физического развития: гипотрофия; задержка роста; паратрофия; ожирение; акселерация; избыточный рост.
52 СТЕПЕНИ ГИПОТРОФИИ Степени Дефицит весаДефицит роста Индекс упитанности Чулицкой Индекс пропор- циональности Чулицкой І10-20%-10-15В норме ІІ20-30%На 2-4 см0-10 нарушена ІІІБольше 30% На 7-10 см Отрица- тельный нарушена
53 Ребенок с гипотрофией I ст.
54 Ребенок с гипотрофией II ст.
55 Ребенок с гипотрофией III ст.
58 ПАРАТРОФИЯ (до 1-го года): - с преобладанием массы над ростом; равномерный избыток массы и рост;
59 ОЖИРЕНИЕ (после 1-го года): І ст. избыток массы 15-30%; ІІ ст %; ІІІст %; IV ст. – избыток более 100%.
60 ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ С НАРУШЕННИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
61 1. За детьми с гипотрофией: продолжительность одновременного бодрствования не более 2-3 час; частая смена положения тела; профилактика охлаждения конечностей; ежедневный осмотр кожи и слизистых; удлиненный дневной сон; предупреждение опрелостей; использование пеленок и одежды без грубых швов, с простых тканей; последовательное введение массажа и ЛФК; воздушные ванны; пребывание на свежем воздухе; -контроль за питанием.
62 2. За детьми с избытком массы тела: диетическое питание; продолжительное питание; режим повышенной двигательной активности; массаж, ЛФК; гигиенические и лечебные ванны; предупреждение опрелостей.
63 Анатомо-физиологические особенности костной системы Есть определенные возрастные закономерности появления точек окостенения, закрытие родничков и швов, прорезывание зубов; (биологический возраст) Незавершенное окостенение; хрящевые эпифизы, наличие между эпифизами и метафизом ростковой зоны;
65 У детей раннего возраста кости мало минерализованные и с возрастом количество солей увеличивается. Эластичность надкостницы приводит к переломам по типу «зеленой ветки» без разрыва надкостницы.
68 Особенности костей черепа баллотируют при рождении (венечный, затылочный и стреловидным швы открыты и закрываются на 3-4 мес. жизни; в местах соединения нескольких костей есть роднички: а) 2 боковых (у доношенных грудных детей закрыты); б) маленький (или задний, между теменной и затылочными костями) открыт у 25% новорожденных; закрывается не позже 2-го мес. жизни; в) большой (или передний, между лобной и теменной костями) у новорожденных размерами 2-2,5 см; закрывается до 1-1,5 лет.
69 Грудная клетка: а) укороченная, имеет цилиндрическую или конусовидную форму; б) горизонтальное расположение ребер; в) широкие межреберные промежутки; г) большой эпигастральный угол; д) в месте соединения костной и хрящевой частей ребра - небольшие утолщения (лучше всего определяются на V-VIII ребрах);
70 Нарушение эмбриогенеза костной ткани может проявляться: снижением остеобластической активности нарушение кальцификации несовершенный остеогенез (множественные переломы) аномалия энхондрального окостенения хондродистрофия
71 несовершенный остеогенез (множественные переломы)
72 Хондро- дистроф ия
73 Порядок прорезывания молочных зубов: –6-7 месяцев: 2 внутренних нижних резца; 2 внутренних верхних резца; 2 внешних нижних резца; 2 внешних верхних резца; – В мес. - передние малые коренные зубы (премоляры); –18-20 мес. - клыки –22-24 мес. - задние премоляры. –В 1 год - у ребенка 8 резцов. –В 2 года - 20 зубов.
75 Формула определения количества молочных зубов: Х = n - 4 n - количество месяцев ребенка начиная с 6 месяцев.
76 Формула определения количества постоянных зубов: Х = 4 n - 20 n - количество лет ребенка старше 5 лет.
77 Физиологические изгибы позвоночника: У плода - дорсально изогнутая дуга; у новорожденного - отсутствуют физиологические изгибы, по мере роста и развития приобретает s- образную форму; а) 2-3 мес. жизни - формирование шейного лордоза; б) 6-7 мес. - грудного кифоза; в) мес. - поясничного лордоза; г) привычных контуров приобретает к 1,5-2 годам; рост в длину неравномерный, наиболее интенсивно к половой зрелости (к 15 годам у девочек, к 18 годам - у мальчиков).
79 Патологические изгибы: Патологический лордоз: при несоответствии между высотой стола и сиденьем. Сколиоз: искривление позвоночника в сторону: –грудная форма; –поясничная форма.
82 Особенности мышечной системы детей Мышцы ребенка до 5-7 лет развиты недостаточно: Мышечные пучки короткие, тонкие, нежные Трудно пальпируются в плотной подкожной основе Прикрепляются короткими, широкими сухожилиями, несколько дальше оси поворота, что способствует ограничению движений Меньшая толщина отдельных миофибрилл Наличие большого количества продолговатых ядер
83 2. Мышцы бедны сократительными белками (миозином и актином), жирами и неорганическими веществами; богаты водой - Лучше растягиваются - Реже разрываются 3. Мышечная масса нарастает до периода полового созревания за счет развития миофибрилл - 1 год - 23% массы тела - 8 лет - 27% массы тела - 15 лет % массы тела
84 4 Функциональная активность хорошая за счет быстрого вымывания молочной кислоты дети очень подвижны и мало устают 5. Эластичность мышц у детей в 2 раза больше, чем у взрослых
86 Этапы развития мышц До 1 года - более развиты мышцы плечевого пояса и рук В раннем детстве преобладает развитие мышц туловища В 6-7 лет ускоряется развитие кисти
87 Физиологические особенности мышечной системы Гипертонус мышц - сгибателей у новорожденных, который исчезает до 2-4 месяцев. С года до 5-летнего возраста интенсивное развитие мышц - сгибателей с увеличением их тонуса. Повышенная механическая возбудимость мышц у детей раннего возраста (положительные симптомы Хвостека, Труссо, Люста, Шлезингера). Сниженная сократительная способность мышц
88 Признаки гипертонуса Сжатые в кулак пальцы Плавниковое расположение рук "Когтистая" лапа Атетозное положение рук Положение опистотонуса
89 Оценка мышечной силы: (По 5-балльной шкале) Полное отсутствие активных движений - 0 баллов Наличие минимальных движений, но не возможность преодолеть силу тяжести конечности - 1 балл Способность преодолеть легкое сопротивление исследователя - 2 балла Способность при выполнении определенного движения преодолеть достаточное сопротивление исследуемого - 3 балла Незначительное снижение мышечной силы - 4 балла Сохранение двигательной функции силы мышц - 5 баллов
90 Вопросы: 1.Чем обусловлено физическое развитие человека? 2.Назовите особенности костной системы у детей
91 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.